Главная страница
Tarix - История - History
Архитектурный ансамбль "Мын уй"
памятник буддизма на территории Восточного Туркестана

         Уйгуры - древний народ, имеющий богатейшую историю и культуру. Этногенез уйгуров в своей основе восходит к началу нашей эры и к территории Современной Монголии и Сибири. "Из всех тюркоязычных народов, населявших обширные пространства Центральной Азии в средние века, уйгуры, создавшие свое первое государство на территории современной Монголии и позднее переселившиеся в район Ганьчжоу - Турфан - Куча, достигли, - по мнению известного историка А.Г. Малявкина, - наибольшего прогресса в развитии культуры, искусства и ремесел.

         Их государственные образования - Уйгурский каганат, а затем отдельные княжества, возникшие после крушения каганата в Ганьчжоу, Куче, Турфане и других местах, позднее объединившийся в Уйгурское Турфанское княжество, - просуществовали почти 500 лет. Факт этот не имеет аналогий в истории других народов Центральной Азии того времени". А вот культурные ценности, созданные талантливым и трудолюбивым уйгурским народом, живут и по сей день и переживут еще не одно поколение.

         Талантливый уйгурский народ создал и сохранил потомкам большое количество различных творений человеческого ума, которые явились вкладом уйгурского народа в мировую цивилизацию. Ими восхищались многие выдающиеся исследователи, путешественники, ученые, деятели культуры. Среди них можно назвать венецианского купца Марко Поло, казахского просветителя Чокана Валиханова, известных русских путешественников Пржевальского, Семенова-Тянь-Шаньского, наших современников. Прежде всего мы имеем ввиду уникальный архитектурный памятник "Мын уй" и удивительный памятник музыкальной культуры "Двенадцать мукамов". Показательно в этом отношении высказывание видного казахского писателя Сабита Муканова: "Как-то невольно "Двенадцать мукамов" я сравнил по композиции со сложными лабиринтами "Мын уй". В древнем жилище, выдолбленном в отвесной скале на берегу реки Кызыл, тысячи комнат, разных по размеру, по времени создания, соединены в один цельный архитектурный и этнографический памятник. Также и сотни напевов в своем гармоничном переплетении составили одно из чудесных музыкальных творений. "Двенадцать мукамов" - это энциклопедия, охватывающая все песенное и музыкальное богатство уйгурского народа от "а" до "я".

         Архитектурный ансамбль "Мын уй" - это памятник, созданный на протяжении нескольких веков в период расцвета буддизма в Восточном Туркестане. Возникновение этих пещер связано с местами захоронения монахов - распространителей буддизма. Постепенно такие места обрастали домами оседлых монахов, которые и начали выдалбливать пещеры-комнаты в близлежащих скалах и украшали их. С течением времени их стало значительное количество, и они получили название "Мын уй", т.е. "Тысяча пещер". Точно "гнезда каменных ос" [Березовский], по свидетельству русского археолога М. Березовского, разбросаны пещеры и пещерные комплексы по долинам рек и ущелий Восточного Туркестана.

         Почему именно здесь, на территории Восточного Туркестана, могли возникнуть эти уникальные пещеры? Объяснение этому следует связывать, на наш взгляд, с двум причинам:
         1) пещерные сооружения в буддизме имели широкое распространение, а так как на территории Восточного Туркестана религия глубоко укоренилась в народе, то и создание определенной религиозной "атрибутики" было просто необходимо;
         2) уйгуры - создатели архитектурно-пещерного комплекса "Мын уй" - испокон веков занимались земледелием, были искусными ремесленниками, то есть могли и любили заниматься созидательным трудом.
         Возможно, поэтому монахи-буддисты совместили в своей жизнедеятельности два этих начала, что и позволило им создать столь своеобразное сооружение.

         "Специфической особенностью пещерных комплексов Восточного Туркестана, особенно тех их частей, которые были непосредственно связаны с буддийским культом, являлась исключительная роль, которую настенная живопись и скульптура играли в их архитектуре, во многом определяя облик интерьеров" [Литвинский, Пичикян, 1986, с. 82], - считают русские ученые Б.А. Литвинский и И.Р. Пичикян. Те же авторы отмечают, что пластическое оформление иногда имели и входы в пещеры: там часто помещалась фигура стоящего Будды (до 16 метров), ряды ниш с сидящими буддами и др.

         Начало создания пещерной культовой архитектуры на территории Восточного Туркестана относится к первому веку до нашей эры, а время завершения - к VII-VIII вв.н.э. Необходимо сразу же отметить, что пещерные и пещерно-наземные сооружения встречаются во многих пунктах Восточного Туркестана, главным образом в его северной части - от Кашгара на западе до Хами на востоке. Интересно, что в уйгурском народе сохранились легенды о возникновении этих сооружений. Это яркое свидетельство того, что восточно-туркестанские пещеры были настолько известны и их трогательно оберегали, что и явилось поводом для возникновения народных легенд. По одной из них говориться, что народ создал эти пещеры-комнаты для того, чтобы скрыться от войск завоевателей, в частности от войск Чингиз-хана, другая легенда гласит, что этот титанический труд принадлежит эпическому герою Фархаду, уроженцу тех мест. На протяжении столетий уйгурский народ бережно относился к архитектурным сооружениям и поддерживал их в хорошем состоянии. Правда, за последние несколько десятков лет ситуация изменилась, и сегодня они нуждаются в серьезных реставрационных работах. Тенденции в этом направлении наблюдаются, но не все упирается только в экономику. Есть ряд проблемы и политического характера.

         Пещеры и пещерные комплексы разбросаны по долинам рек и ущельям Восточного Туркестана и составляют заметную часть архитектурного наследия уйгуров. Они располагаются главным образом на крутых, труднодоступных горных склонах, скалистых выступах близ речных берегов, т.е. в тех местах, которые были не пригодны для поселений и торгово-ремесленной деятельности. Первоначально пещерные комплексы и связанные с ними наземные сооружения предназначались исключительно для культовых целей и как жилые помещения монахов-отшельников. Большую часть времени проводили они там и занимались созидательным трудом. Они трудились кетменем и киркой, кистью и гончарным кругом, небольшой печью для обжига глиняных изделий и ткацким станком. Секреты приготовления ими красок до сих пор не раскрыты. Именно благодаря каждодневному занятию мастеров-буддистов внутренний интерьер комнат-пещер приобрел законченный вид. Своим трудом они превратили "Мын уй" в культурно-архитектурный ансамбль, который стал олицетворением возросшего духовного и культурного мышления народа. Для того, чтобы представление о грандиозном "Мын уй" было правильным отметим, как он расположен территориально.

         Собственно архитектурный ансамбль "Мын уй" распадается на три основные группы. Первая группа находится в следующих местах:
1. Тоглакчан, в районе г.Аксу (хорошо сохранены шесть комнат);
2. Тайтар, в пяти километрах севернее селения Жин-ши, уезда Бай (восемь комнат);
3. Кызыл, в семидесяти километрах севернее г.Кучара (двести пятьдесят три комнаты);
4. Туграк Иран, в семидесяти километрах севернее г.Шинхана (девятнадцать комнат);
5. Кумитра, в двадцати километрах южнее г.Кучара (девяносто девять комнат);
6. Кызыл дога, в шести километрах южнее г. Кучара (тридцать девять комнат);
7. Симсим, недалеко от Кызыл дога (тридцать комнат);
8. Мазарбек, в тридцати километрах северо-восточнее г. Кучара (тридцать две комнаты).

         Вторая группа расположена в основном на территории знаменитой Турфанской впадины. Сюда относятся:
1. Яргул, в десяти километрах западнее г. Турфана (десять комнат);
2. Туюк, в пятидесяти пяти километрах юго-восточнее г. Турфана (девяносто четыре комнаты);
3. Бизаклик, в сорока километрах юго-восточнее г. Турфана (пятьдесят одна комната);
4. Сингим егизидики, в тридцати километрах юго-западнее г. Турфана (десять комнат).

         И третья, последняя, группа пещер "Мын уй" Шин-Шин расположена в сорока километрах западнее г. Карашара (двенадцать комнат).

         Таким образом, всего на территории Восточного Туркестана сохранилось 645 комнат-пещер, составляющих монументальный архитектурный ансамбль "Мын уй", с настенной росписью и статуями. Относительно общего числа пещер мнения ученых иногда расходятся. Но расхождения не так значительны. К тому же не все комнаты хорошо сохранились. Например, среди пещер Кызыл, где их имелось 253, многие полностью разрушены, другие труднодоступны из-за высоты и лишь в более 70 пещерах относительно хорошо сохранился интерьер.

         Пещерные сооружения можно разделить на одиночные, образующие скопления, и на составляющие комплексы. Лишь изредка сооружения сохранились в первозданном виде; в большинстве случаев наружные части разрушаются, и исследователи могут зафиксировать только внутренние части помещений.
         Сведений о пещерных комплексах Восточного Туркестана помимо своей неполноты еще и очень неравноценны. Даже о многих крупных комплексах нет исчерпывающих сведений и вся имеющаяся информация ограничиваются они лишь описаниями, имеющимися в трудах ученых прошлого и начала нынешнего столетия, да и некоторыми источниками китайских авторов.

         Говоря об устройстве буддийских пещер, отметим, что их интерьер - от основания стен до вершины перекрытия - был украшен многими ярусами живописи, рельефами, рядами сидящих и стоящих скульптур. Живописное и пластическое убранство являлось доминантой этих интерьеров.
         Конечно, "Мын уй" - это архитектурный памятник, прежде всего, буддизму, с отражением определенных культовых ритуалов, религиозной атрибутикой. Буддийские пещеры встречаются и в Северо-Западной Индии, в некоторых районах Афганистана, на юге Узбекистана. Но восточно-туркестанская пещерная архитектура, имеющая целый ряд специфических особенностей, представляет собой уникальное и чисто национальное самовыражение. К тому же на стенах культовых пещер изображена реальная жизнь уйгурского народа во всем его многообразии и красоте. И красотой этой мы, к счастью, пока имеем возможность восхищаться.

        

Использованная литература

Березовский М.М. Пещерные буддийские монастыри. - Архив востоковедов ЛО ИВАН, ф.59, оп.1, д. № 26
Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Пещерная культовая архитектура Восточного Туркестана // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. - М., 1986

© 2003, SITEISTOK


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика