Главная страница
История - Тарих - History
Е.И. Кычанов

ТУРФАН И СИ СЯ (X-XIII вв.)

Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН

         В X-XIII вв. к западу от сунского Китая существовали два государства, между которыми было немало сходства. И государство Кочо (Турфан, Сичжоу) и государство Великое Ся (Си Ся) возникли на территориях со смешанным населением как многонациональные государства. И в Кочо и в Ся в XI-XIII вв. протекали ассимиляционные процессы, господствующие народности - уйгуры и тайгуты (миняги) - внедряли свой язык и письменность в государственное делопроизводство, в религиозную и обыденную жизнь. Этому способствовало то, что в том и другом государстве господствующей религией был буддизм, велась интенсивная переводческая деятельность с китайского и тибетского языков. Плоды этой деятельности сохранились в переводах буддийского канона на уйгурском и тангутском языках. Можно ожидать, что появятся и такие специалисты, которые сумеют сопоставить эти переводы.
         Однако в конечном итоге население того и другого государства оказалось обращенным в ислам. Население Турфана стало новыми уйгурами мусульманами, население Ся - этно-конфессиональной общностью - мусульманами с китайским языком.
         Переживая подъем на развалинах династии Тан, оба народа - уйгуры и тангуты поначалу враждовали. Серия войн завершилась в пользу тангутов включением в территорию государства Ся уйгурских ханств Ганьчжоу, Сучжоу и Шачжоу. Ся вышло на границы Турфанского оазиса. Но сохранились большие группы уйгурского по преимуществу населения, которые расселялись по обеим сторонам границы между двумя государствами. Отношения между Турфаном и Ся постепенно налаживались и даже стали в XII в. дружественными. Это отразилось в отношении тангутов к проживавшим на территории Ся уйгурам в том, что послы и купцы из Сячжоу (Турфана) в некоторых случаях имели небольшие привилегии перед послами и купцами из других стран.
         Возвышение монголов, смерть Чингис-хана на территории Ся на фоне добровольного подчинения уйгуров монголам решило судьбы народов, государство Ся погибло в пламени монгольских нашествий.
         Различие было и в том, что Турфану-Кочо не пришлось вести вековых изнурительных войн с Сун, Ся прикрывало Турфан и весь Западный край (Си юй) от китайских притязаний в эпоху Сун.
         Китайские источники почти единогласно повествуют о давней вражде уйгуров и минягов (тангутов) еще до выхода тангутов на арену центральноазиатской истории. Несколько реже, но речь шла постоянно о тибетско-тангутской вражде. Достаточно уверенно можно говорить о том, глубинные корни этой вражды проистекали из последствий распада Танского Китая и из-за контроля над Ганьсуйским коридором, территорией между горами Наньшань и пустыней Гоби, через который шел торговый путь из Китая (из Центральной равнины Чжунюань) в Западный край (Си юй).
         Если на территории будущего государства Ся тангуты-миняги в конце IX-X вв. составляли стойкое большинство в юго-западной части Ордоса и восточной части Алашани (например, в округе Сячжоу на середину Х в. проживало 19200 семей тангутов и только 2091 семья китайцев), то область Лянчжоу (Увэй) была в основном заселена тибетцами, а районы Ганьчжоу (Чжанъе), Сучжоу (Цзюцюань), Шачжоу были территориями уйгурского ханства. Начало XI в. ознаменовалось войнами между тангутами и уйгурами. Война 1008-1010 гг. была тангутами проиграна, в этой войне едиными силами выступали против тангутов уйгуры и тибетцы. Но к 1016 г. уйгуры и тибетцы поссорились и уйгуры заняли Лянчжоу. В 1026 г. кидани и тангуты напали на Ганьчжоу. Уйгуры отразили это нападение. В 1028 г. тангуты атаковали Лянчжоу и Ганьчжоу и овладели этими областями. В 1036 г. они завоевали регион Сучжоу, Гуачжоу и Шачжоу, в состав тангутского государства вошел комплекс буддийских пещерных храмов Дуньхуана. Тангуты за все время контроля над Дуньхуаном по современным подсчетам отремонтировали более 70 старых пещер и небольшое число соорудили заново.
         Далеко не все уйгуры и тибетцы покинули тангутское государство, которое в 30-х гг. XI в. сформировалось как государство полиэтническое, основные этнические группы которого составляли миняги-тангуты (при их правящей династии), тибетцы, уйгуры и китайцы. С 1125 г. после разгрома Ляо чжурчжэнями в Ся переселилась часть киданей. Были и другие мелкие этнические группы, о которых мы практически ничего не знаем. Как писал тангутский поэт:

Тангуты бодро идут вперед,
Кидани шагают медленным шагом,
Тибетцы почитают Будд и монахов,
Китайцы любят светскую литературу,
Уйгуры пьют кислое молоко!

         На фоне чжурчжэньско-цзиньских этнических сословий с разными правами различных этносов Великое Ся представляло уникальное явление, когда в правовом отношении все этносы имели практически равные права. "Если тангут, китаец, тибетец, уйгур служат вместе, и если они занимают неодинаковые должности и имеют различные поручения, то их субординация определяется … в зависимости от занимаемого каждым положения". Закон предусматривал лишь одно - если чиновник или военачальник, тангут и не тангут, имели равные чины, то в определенной ситуации, когда надо было выявить старшего, начальником должен был стать тангут.
         Уйгуры в массе своей были буддистами, и известно, что когда в 1038 г. в Ся была создана официальная комиссия и рабочая группа по переводу буддийского канона с китайского на тангутский язык, уйгурские монахи участвовали в этом мероприятии. Пока неизвестно, чтобы на тангутский язык переводились буддийские тексты с уйгурского языка, да в этом, очевидно, не было и нужды, основными языками, с которых и уйгуры и тангуты делали переводы, являлись китайский и тибетский, если была возможность, то производилась сверка с текстами на санскрите. И у уйгуров, и у тангутов первоначальными и популярными стали переводы на родные языки "Лотосовой сутры" и "Сутры золотого блеска". Несмотря на значительное уйгурское население в Ся, тангутские источники не упоминают уйгурские или смешанно тангутско-уйгурские буддийские общины, при том, что имелись общины тангутские, китайские, тибетские и смешанные - тангутско-китайские. Трудно поверить, чтобы уйгурских буддийских общин не было.
         Судя по сирийскоязычному источнику "История Мар Ябалахи и раббан Саумы" на территории Ся могли быть еще в домонгольское время уйгурские христианские несторианские общины. Христианство было распространено и в Турфане (Кочо).
         Уйгуры жили в западных областях Ся, значительная часть их занималась преимущественно скотоводством и вела кочевой или полукочевой образ жизни ("уйгуры пьют кислое молоко"). Кочевники уйгуры не очень строго соблюдали государственную границу между Ся и Кочо (Турфан), часть их признавала подданство Ся, а часть - нет. Это очевидно из статьи тангутского "Измененного и заново утвержденного кодекса" (1149-1169 гг.), в которой говорится: "Если окажутся перешедшие западную границу и живущие вдоль границы уйгуры, которые хотя и считаются подведомственными нам, но о которых говорят, что они являются как подчинившимися нам, так и непокорными, то [о совершении преступления таким уйгуром] необходимо своевременно доложить в вышестоящие инстанции и следует поступать в соответствии с полученными указаниями", т.е. законодатель признавал за такими уйгурами наличие некоторых особых прав, которые следовало принимать во внимание, нечто вроде двойного гражданства - турфанско-сяского.
         Кочевой образ жизни вела и часть населения Турфанского государства. Все исследователи указывают на два типа хозяйственной жизни Турфана - оседлого и кочевого. Население Турфана, как и Ся, было полиэтничным, основное различие было между коренным индоиранским по языку населением и тюркоязычными пришельцами. В сфере этнических отношений в Турфане X-XIII вв. шел процесс тюркизации, а в сфере хозяйственной деятельности - постепенный переход кочевой части населения, представленной прежде всего уйгурами, к оседлости.
         Не исключено, что уйгурская знать, оказавшаяся в Ся, пользовалась своим старым высоким положением. В числе фресок Дуньхуана, относящихся ко времени Ся, есть фрески с изображениями дарителей уйгуров - Могаоку пещера № 409, изображение уйгурского хана и двух ханш, пещера № 39 - изображение двух уйгуров-мужчин. Неясно, были ли это уйгуры-пришельцы из Турфана, или, как говорилось ранее, местная уйгурская знать, мы только что упоминали об известной прозрачности границ между двумя государствами. В 1995 г. в Могаоку найдены новые фрагменты буддийских текстов на тангутском, тибетском и уйгурском языках. Не подлежит сомнению наличие в государственном аппарате Ся чиновников-уйгуров. Документ №2736 из собрания СПб филиала ИВ РАН на тангутском языке упоминает под 1224 г. перед вторжением монголов в Ся в числе военачальников г. Эдзина (Хара-Хото, Хэйшуйчэн) уйгура по имени Тимур (Железо). Было лишь одно ограничение по национальной принадлежности - иноплеменники, в том числе и уйгуры, не могли нести службу во внутренних покоях дворца, при особе государя.
         В тангутских текстах Турфан именуется Сичжоу, тем наименованием, которое одно время закрепилось за ним в эпоху Тан. Границы Ся, особенно с Сунским Китаем, Ляо, а позже с Цзинь, были строго демаркированы, почти по современному образцу. Но в полупустынных и пустынных местностях на севере и северо-западе сплошной линии пограничных караулов не было. Там, "на отдаленных границах с другими государствами, где строгого разграничения нет, а полагаемся на мирные отношения, установленные с тибетцами, уйгурами, татарами… наши караулы, если к границе с обеих сторон подойдут кочевники, … должны возвращать их обратно, задерживать и не позволять им переходить границу".
         Турфанские (Сичжоуские) послы и купцы рассматривались в Ся как гости. Существовала государственная монополия на торговлю с зарубежными странами. В Ся было запрещено продавать в другие государства людей, коней, коров и быков, верблюдов, доспехи для воинов и коней, оружие - луки, стрелы, копья, мечи, орудия для вспарывания доспехов, деньги. Нарушения запрета сурово наказывались. Но известно, что послы из Даши и Сичжоу (Турфана) имели некоторые привилегии. Закон устанавливал: в случае покупки в Ся представителями этих государств запрещенного к продаже товара, что если речь идет о купцах из государства Даши и Сичжоу, то, поскольку они являются гостями, они наказываются [только] наложением на них штрафа, размеры которого не установлены, а та сумма, которую они дали за товар, должна быть возвращена им. А в некоторых случаях купцы из Даши и Сичжоу имели возможность купить запрещенные к продаже иностранцам товары: "Если в караване купца из государств Даши и Сичжоу погибнут животные и погонщики, товаров, которые они могли бы продать, очень много, а караван окажется без должной охраны, и такой купец заявит: "Желаю [купить] для охраны [каравана] луки и стрелы!", то об этом следует сообщить должностному лицу и на основании ранее установленных правил [нуждающийся купец] может приобрести необходимое. Если он после этого не станет возвращаться обратно, то ему надлежит иметь разрешение на закупку зерна и иного продовольствия".
         Хотя текстов для сопоставления нет, но, кажется, что послы и купцы из Сичжоу (Турфана) и Даши имели некоторые преимущества перед таковыми из Сун и Цзинь, а запреты на продажу товаров татарам, т.е. на территорию Монголии, как мы знаем, были более жесткими, чем в отношении других соседей.
         За ограбление чужеземного купца кодексом Ся было предусмотрено более суровое наказание, чем за аналогичное преступление против подданного Ся.
         Таким образом, мы должны отметить, что, возможно, еще со второй половины XI в. отношения между тангутским государством Великое Ся и государством Кочо (Турфан, Сичжоу) становятся все более мирными, переходя даже в дружеские. Оба государства одновременно сотрудничают с киданьским Государством Ляо, оба после гибели в 1125 г. государства Ляо оказали помощь Елюй Даши. Оба государства контролировали самые удобные традиционные пути из Китая на Ближний Восток, имелись условия, таможенные и иные, которые оформляли этот транзит, к сожалению, об этом у нас нет никаких сведений.
         Оба государства роднило то, что они являлись многонациональными в современном понимании. Но на территории и Ся и Турфана проживал один народ - уйгуры. В Ся этот народ или был в подданстве Ся или жил просто в неких формах подчинения местным властям, в Турфане же это была господствующая народность. И в том и в другом государстве проживали китайцы и тибетцы. Обе страны были буддийскими, и там и там господствующая народность активно принимала буддизм, кипела переводческая деятельность и деятельность по распространению текстов на родном языке. Основными текстами для перевода и в Ся и в Турфане были тексты буддизма на китайском и тибетском языках.
         И в Турфане и в Ся происходили процессы ассимиляции: в Турфане уйгурский, тюркский язык становится господствующим, и вместе с ним уйгурское письмо. Это господствующий язык. Государственным языком Ся был и тангутский язык, предполагалось двуязычие или даже утрата родного языка частью не тангутского населения.
         Несмотря на то, что Турфан и Ся по-разному коснулось пламя монгольского нашествия и его последствий, судьбы их населения оказались и во многом схожими. Население Турфана и население Великого Ся утратили буддизм, оно стало мусульманским. Уйгуры или, как иногда говорят и пишут, "новые уйгуры" как симбиоз древнего индоевропейского (иранского) населения Турфана и уйгуров-пришельцев, стали уйгурами-мусульманами с уйгурским языком, а население Ся, обращенное в ислам в конце XIII вв. монгольским принцем Ананда, постепенно превратилось в нынешнее мусульманское население Нинся - мусульманского автономного района КНР и мусульман провинции Ганьсу, общим языком которого стал язык китайский.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика