Установление феодальных отношений на востоке. Уйгурский каганат.
Уйгуры были одним из древнейших тюркоязычных племенных союзов Центральной Азии. Как и тюрки, они генетически связаны гуннскими государствами. В III-IV вв. уйгуры входили в племенное объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. "высокие телеги"). В конце V-начале VI в. один из уйгурских вождей, Афучжило, и его наследники успешно соперничали с аварами (жужанами) за власть над оазисами Таримского бассейна.
В V в. в китайских источниках появляется новое название племенного союза, куда входили и уйгурские племена, - теле (тегрег - "тележники"). Их самоназвание было огузы (диалектальная форма – огуры). Значительная группа этих племен мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы и на Северный Кавказ, но большая часть осталась в Центральной Азии. После сложения Тюркского каганата племена огузов вошли в его состав, но примерно с 600 г. и до падения Первого каганата (630 г.) огузы находились в состоянии почти непрерывного мятежа против своих сюзеренов. В 605 г., после предательского избиения западнотюркским Каганом нескольких сот вождей огузов, уйгурский вождь, принявший титул иркин, увел часть племен в Северную Монголию, где они создали обособленную группу огузов, получившую в китайских источниках название "девять племен". В орхонских надписях они известны как токуз-огузы (в мусульманских источниках - токузгузы), буквально - "девять огузов". С 630 г. токуз-огузы выступают в китайских династийных историях как заметная политическая и военная сила. В 40-х годах VII в лидерство внутри объединения токуз-огузов окончательно утвердилось за уйгурами, точнее, за группой из десяти уйгурских племен во главе с племенем яглакар.
Вождь токуз-огузов уйгурский эльтебер Тумиду около 647 г. создал свое государство на севере Монголии, со ставкой на р. Тола. Китайские хроники сообщают: "Тумиду все же самовольно именовал себя каганом, учредил должности чиновников, одинаковые с тюркскими (должностями)". Танское правительство не признало вновь созданное государство. Более того, в 660-663 гг. между токуз-огузами и Танской империей шла война, в которой китайские войска не смогли одержать победы. Конфликт был урегулирован мирными средствами.
В конце 80-х годов VII в. токуз-огузы потерпели поражение в боях с восточными тюрками, возродившими свое государство. Часть токуз-огузских племен, не желая примириться с господством тюрок, ушла в низовья Эцзин-гола и поселилась, признав танский протекторат, в Ганьчжоу и Ланьчжоу (Ганьсу). Эта группа уйгурских племен после 843 г. составила ядро Уйгурского государства в Ганьчжоу. В 727 г. часть токуз-огузов, спровоцированная на мятеж действиями китайского наместника, вынуждена была бежать в Монголию, под власть тюрок. Именно из этой группы племен выдвинулись впоследствии вожди Уйгурского каганата.
В 744-745 гг. объединенные силы уйгуров, басмылов и карлуков, как говорилось выше, сокрушили Второй тюркский каганат. В 746-747 гг. уйгуры нанесли военное поражение своим союзникам и подчинили басмылов. Карлуки по большей части бежали в Семиречье и Джунгарию, где впоследствии (766 г.) они заняли первенствующее положение среди западнотюркских племен.
Образовавшийся Уйгурский каганат стал важной политической силой в Центральной Азии. В 50-60-х годах VIII в. конница уйгуров сыграла решающую роль в разгроме мятежных китайских военачальников Ань Лушаня и Ши Сы-Мина, поднявших восстание против танского императора Сюаньцзуна. Однако это восстание стало началом конца Танской империи.
Вместе с военной добычей и императорскими дарами уйгурский Бёгю-каган увез в Ордубалык, свою столицу на Орхоне, проповедников нового учения - согдийских миссионеров-манихеев, чью веру он принял в Лояне. Забегая вперед, следует сказать, что уйгурское манихейство пережило Уйгурский каганат и создало в оазисах Восточного Туркестана свою культуру и искусство, свою письменную традицию на тюркском и согдийском языках. В этой рукописной литературе сохранилась память о Бёгю-кагане как учредителе уйгурской манихейской общины. В одном из тюркских манихейских фрагментов, найденных в Турфанском оазисе, Бёпо-каган именуется "великим каганом", "мудрым уйгурским каганом", "эманацией Мани". При Бёгю-кагане уйгурское влияние распространилось на северную часть Восточного Туркестана, что не исключало, впрочем, ни китайского присутствия, ни автономии местного самоуправления оазисных государств и кочевых племен.
В 80-х годах VIII в. отношения между уйгурской династией в Монголии и населением Восточного Туркестана резко ухудшились. В ставке кагана Ордубалыке произошел антиманихейский переворот, который был организован влиятельным сановником, отдаленным родственником кагана Тон бага-тарканом, возглавлявшим прокитайскую партию при уйгурском дворе. Бёгю-каган, два его сына, ближайшие советники и множество согдийцев, в том числе и манихейские вероучители из окружения кагана, были убиты. Мятежный вельможа был провозглашен Алп Кутлуг-бильге-каганом (780-789). К власти пришла боковая ветвь династии Яглакаров.
Договорные принципы союза и протектората, благодаря которым Бетю-кагану удалось утвердиться в Таримском бассейне, были нарушены. Выгодам торговли новые уйгурские каганы предпочли прямое налоговое ограбление согдийских и тюркских общин в таримских оазисах, где манихейство было тогда едва ли не господствующей религией. Именно согдийские и тюркские манихейские конгрегации были главными координаторами торговых операций на трассе от Семиречья до Внутреннего Китая, частью этой трассы был путь через Ордубалык, закрытый Алп Кутлугом. Последствия не заставили себя ждать - и горожане, и племена карлуков, поддержавшие их, восстали против уйгуров. Уйгурское войско потерпело поражение, а в 790 г. при поддержке местного населения тибетцы, давнишние соперники уйгуров, овладели Бешбалыком, последним оплотом уйгуров. Новая уйгурская армия в 50-60 тыс. человек попыталась изменить неблагоприятное развитие событий, но также потерпела неудачу (791 г.).
В 795 г. к власти в Ордубалыке пришла новая династия из племени эдизов. Ее основателем был каган Алп Кутлуг (795-805). В Ордубалыке была восстановлена "религия света", и манихейский пресвитер вновь сделал своей резиденцией столицу каганата. Для легитимизации своей власти каган из племени эдизов принял прозвание "Яглакар", отождествив себя тем самым с прежней династией.
Союзные и договорные отношения с главой манихейской церкви на Востоке после 15 лет перерыва были возобновлены. Уйгурская власть над оазисами Тарима вновь обрела опору и действенность. Вероятно, были урегулированы споры о налогах и поборах, и, согласно Карабалгасунской надписи (806 г.), каган повелел подданным "заниматься (своими обычными) делами". Тюркские манихейские общины Восточного Туркестана вновь приняли покровительство и власть ордубалыкских каганов. В городах Таримского бассейна воцарились близкие родичи уйгурского кагана.
В первом десятилетии IX в. главным врагом Уйгурского каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война шла за Туву, где уйгуры создали передовую линию укреплений. После 820 г. кыргызский правитель, именуемый китайскими источниками Ажо, начал войну с уйгурскими каганами за власть в Монголии. Междоусобицы в Ордубалыке способствовали его успехам. В 840 г., объединив усилия с мятежным уйгурским полководцем Кюлюг бага-тарканом, Ажо взял уйгурскую столицу Ордубалык. Уйгурский каган пал в сражении.
Теряя по пути отставших и отчаявшихся, остатки токуз-огузских племен во главе с Яглакаром Панле-тегином (будущим Менглик-каганом), оставив родину енисейским кыргызам, пришли в Восточное Притяньшанье, на свои прежние пограничные земли. Другая уйгурская группа укрепилась в Бешбалыке. Вождь ее, Буку Чин, в 866 г. овладел Турфаном. Разгромив тибетцев, Буку Чин стал господином положения во всем Таримском бассейне. Так было положено начало восточнотуркестанскому уйгурскому государству Кочо.
Тюркский и Уйгурский каганаты
Источники
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии в древние времена. Т.1-3. М.-Л., 1950-1953;
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исследования. М.-Л., 1951;
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1957.
Литература
- Бартольд В.В. Тюрки (Историко-этнографический очерк). - Сочинения. Т.5. М., 1968;
- Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII веков: Восточно-тюркский каганат и кыргызы. М., 1946;
- Васильев Д.Д. Графический фонд памятников тюркской рунической письменности азиатского ареала: Опыт систематизации. М., 1983;
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967;
- Кляшторный С.Г. Древнетюркские памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964;
- Klyashtomy S.G. The Terkhin Inscription. - AOH. 1982, t. 36, fasc. 1-3;
- Klyashtoriiy S.G. The Tes Inscription of the Uighur Bogu Qaghan. - AOH. 1985, t. 39, fasc. 1;
- Klyashtomy S.G., Liviic V.A. The Sogdian Inscription of Bugut Revised. - AOH. 1972, t. 26, fasc. 1.
|