Китайские власти казнили по обвинению в сепаратизме двух уйгурских активистов
Китайские власти Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе страны по обвинению в принадлежности к террористическим организациям казнили двух представителей уйгурского меньшинства и приговорили 15 других, сообщает радиостанция RFA.
Мухтар Сетивалди (Mukhtar Setiwaldi) и Абдувели Имин (Abduweli Imin) были приговорены к смертной казни Кашгарским судом промежуточной ступени 9 ноября 2007 года. Государственное агентство Синьхуа, используя китайскую версию написания их имен, сообщило 11 ноября 2007 года, что Мухетаер Сетивалиди (Muhetaer Setiwalidi) и Абудувайли Имин (Abuduwaili Yiming) приговорены к смерти за сепаратистскую деятельность, тренировки в террористическом лагере и нелегальное изготовление взрывчатки.
После публичного объявления приговоров 9 июля они были отправлены для казни в уезд Енги Шехер (Yengi Sheher) в Кашгаре. Власти приказали населению уезда присутствовать на мероприятии, но при этом милиция запретила использовать камеры, зажигалки и записывающие устройства.
Власти объявили, что еще трем уйгурам вынесены смертные приговоры с отсрочкой на два года, а остальные приговорены к тюремному заключению на сроки от 10 лет до пожизненного. Все 17 осужденных обвинены в принадлежности к Исламскому движению Восточного Туркестана (ИДВТ), которому Пекин приписывает связи с террористами. ИДВТ отвергает эти обвинения.
Представители обвинения заявили на суде, что все подсудимые с августа 2005 вплоть до ареста в январе 2007 года принимали участие в сепаратистской деятельности. По информации Синьхуа, они изготовили 67 гранат и две бомбы, которые могли быть использованы для терактов смертниками. Они также приобрели 16 кг взрывчатки.
Пока неизвестно, стали ли обвиняемые обжаловать приговоры, что в случае приговора к смертной казни по китайским законам делается автоматически, а также об одобрении их приговоров Верховным народным судом (ВНС), что требуется в соответствии с поправкой в законодательство, вступившей в силу с 1 января 2007 года. ВНС отвечал за пересмотр всех смертных приговоров вплоть до 1983 года, когда в рамках кампании по борьбе с преступностью провинциальные суды получили полномочия на вынесение окончательного решения о смертной казни.
"Это было открытое заседание", - заявил один чиновник уездного суда Енги Шехер, отметив, что за приговор по делу отвечает Кашгарский суд промежуточной ступени, а от уездного суда требовалось только "обеспечить место для этого открытого заседания". Сославшись на отсутствие полномочий давать информацию по этому делу, он предложил обратиться в Кашгарский суд промежуточной ступени, но и там чиновники также отказались от комментариев.
Одна уйгурка, присутствовавшая в этом открытом мероприятии, заявила RFA, что все 17 осужденных являются политическими преступниками: "На этом открытом суде власти объявили, что эти люди - террористы, принимавшие участие в инциденте в Акту, а некоторые из них предоставили для этого деньги". Инцидент в Акту - это рейд китайских спецслужб на "террористический лагерь" в горах Памира в уезде Акту, в январе 2007 года. В результате рейда были, по официальной информации, убиты 18 членов ИДВТ и арестованы 17.
По ее словам, на этом "открытом заседании" присутствовало около 10 тысяч человек, но родителям и родственникам осужденных присутствовать не позволили. Зато разрешили присутствовать членам деревенских комиссий, школьникам, учителям, а также сотрудникам правительственных учреждений. Один из осужденных что-то выкрикнул, подняв кулак, отмечает другая свидетельница, но что именно, не было слышно.
За день до этого милиция применила дымовые гранаты, чтобы ворваться в квартиру в столице Синьцзяна Урумчи, где находились 15 уйгуров. Пятеро из них, занимавшихся, по информации материковой печати, занимались подготовкой "священной войны", были застрелены. "Один раненый отправлен в больницу, еще девять человек захвачены милицией, - заявил агентству Синьхуа представитель общественной безопасности. - Подозреваемые признались, что все они проходили тренировки по ведению "священной войны. Их целью было убийство ханьцев, самой многочисленной этнической группы, которых они считают еретиками, и основание собственного государства".
Уйгуры, как и тибетцы, имеют долгую историю жизни в ежовых рукавицах пекинского режима, временами вызывавшего вспышки насилия. Однако уйгурские эмигранты отрицают существование организованной террористической кампании, заявляя, что предыдущие инциденты были либо сфабрикованы, либо раздуты Пекином, стремящимся получить международную поддержку своих репрессивных мер. В марте китайские власти заявили, что разгромили группу, угрожавшую проведению Олимпийских игр, и арестовали ее членов.
В течение последнего десятилетия Пекин расширяет кампанию против тех, кого он называет применяющими насилие сепаратистами и исламскими экстремистами, намеревающимися учредить независимое государство в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, который граничит с Афганистаном, Пакистаном, Таджикистаном, Киргизстаном, Казахстаном, Россией и Монголией. После 11 сентября 2001-го Пекин стал заявлять, что уйгурские активисты связаны с "Аль-Каидой" и что ИДВТ является "крупной составляющей террористической сети, которую возглавляет Усама бин Ладен". ИДВТ отрицает подобные обвинения.
Зона Синистра, 17.07.2008
|