"Китайский разлом"
О приближающихся Олимпийских играх в Пекине СМИ сообщают в режиме "обратного отсчета" - до него остается меньше месяца. Игры, по мнению многих в Пекине, должны стать наглядной иллюстрацией "китайского экономического чуда" и подтвердить место Поднебесной в числе мировых лидеров.
Однако уже сегодня ясно и другое: Игры могут оказаться, вернее, уже оказались для Китая серьезным испытанием на прочность. Олимпиада, кроме всего прочего, еще и многократно повысила внимание к Китаю, в том числе в таких достаточно болезненных вопросах, как свобода слова, печати и соблюдение прав человека. Что немедленно отозвалось в тех районах, где этнические китайцы - ханьцы - не составляют большинства.
Мировые СМИ по-прежнему держат под пристальным контролем ситуацию в Тибете, где вспыхнули первые "олимпийские" митинги, закончившиеся погромами "торговых точек", принадлежавших нетибетцам - в результате погибли 18 мирных жителей и один полицейский, несколько сотен человек получили ранения различной степени тяжести, а экономический ущерб оценивается в 47 млн. долларов США.
Теперь, впрочем, на улицах Лхасы все спокойно, эстафета Олимпийского огня в Тибете прошла без политических осложнений, а СМИ сообщают о судах над участниками мартовских беспорядков. Так, по сообщению агентства "Синьхуа" со ссылкой на зампредседателя постоянного комитета Собрания народных представителей Тибета Палма Трилая, к различным срокам лишения свободы приговорены 42 участника беспорядков в Тибетском автономном районе в марте нынешнего года. Они признаны виновными в умышленных поджогах, грабежах, нарушении общественного порядка. Кроме того, по его словам, 116 обвиняемых в беспорядках в Лхасе и других городах ожидают начала судебного разбирательства.
Однако не исключено, что в ближайшее время самой "горячей" точкой на карте Китая окажется уже не Тибет, а Синьцзянь-Уйгурский автономный район. Так, накануне Олимпиады глава полиции СУАР Чень Чжуанвэя отрапортовал: власти Китая задержали 82 человека, которые подозреваются в подготовке диверсий во время проведения Олимпиады в Пекине. По мнению полицейского чиновника, угроза терроризма вполне реальная, и, чтобы предотвратить распространение экстремистских настроений среди населения, власти закрыли в автономном регионе 41 нелегальное молельное место, поскольку там выступали с проповедями о необходимости начать священную войну. Восемь десятков предполагаемых террористов принадлежали к пяти группировкам, которые "якобы готовили диверсию против Олимпийских игр в Пекине", передает агентство "Синьхуа". Как отмечают аналитики, ранее власти Китая ни разу не называли общее число задержанных полицией во время серии облав в 2008 году.
А несколькими днями ранее то же "Синьхуа" сообщило о том, что в Урумчи в результате "спецоперации" китайская полиция обезвредила группу из 15 мусульман-уйгуров, объявивших "священную войну" этническим китайцам. В ходе спецоперации в столице Синцзян-Уйгурского автономного района городе Урумчи пятеро членов группы было застрелено полицейскими, еще двое ранено, а остальные задержаны. По официальной версии, приведенной "Синьхуа", полиция начала охоту на группировку после того, как 23 мая в Урумчи трое мужчин-уйгуров якобы ранили ножом китаянку в салоне красоты. 8 июля, после получения оперативной информации, полиция окружила дом, где скрывались члены группы, и обнаружила там 15 человек, вооруженных ножами, которые кричали "Умрем вместе во имя Аллаха". Полицейские сначала применили слезоточивый газ и вынуждены были открыть огонь на поражение после того, как попытавшиеся выбраться из здания преступники ранили ножом одного из сотрудников полиции. После штурма в помещении, где прятались подозреваемые, было найдено более 30 ножей, один из которых с более чем полуметровым лезвием. В группу входило десять мужчин и пять женщин, уйгуры по национальности. Все оставшиеся в живых задержанные признались, что готовились к джихаду против "ханьцев" - основной этнической группы населения Китая, которых они собирались убивать как неверных. Конечной целью членов группировки было отделение автономного района от Китая и образование уйгурского государства.
"Теперь все службы полиции должны реагировать моментально и включиться в систему безопасности проведения Олимпийских игр, чтобы не допустить повторения крупных или незначительных инцидентов, подобных тем, что произошли", - заявил Чень ежедневной газете "Синьцзянь".
Однако притом, что мир уже привык видеть слова "мусульмане", "джихад" и "убивать неверных" в одном предложении, в мировую прессу просачивается и другое: сами заключенные под стражу уйгуры заявляют, что никаких террористов в регионе нет и сами они ни в чем не виноваты, и обвиняют китайское правительство в намеренном преувеличении угрозы и фабрикации слухов - по их мнению, таким образом власти просто хотят в преддверии Олимпиады заставить "замолчать несогласных".
В самом деле, нельзя не заметить весьма характерной особенности. Китайские власти "бомбардируют" мировую общественность сообщениями о предотвращенных в СУАР терактах и арестованных экстремистах постоянно. В то же время "состоявшихся" терактов здесь явно не отмечено. И оставалось бы только удивляться оперативности и информированности китайских спецслужб, если бы не те самые беспорядки в Лхасе. Которые, по мнению большинства аналитиков, вовсе не носили характера стихийного взрыва - они были подготовлены загодя, роли многих участников были четко расписаны, в каждой группе выделялись лидеры и т.д. И китайские спецслужбы эта акция Далай-ламы и его сторонников, судя по всему, застала врасплох. И при этом не нужно быть изощренным специалистом в области антитеррора и безопасности, чтобы понять: получить информацию о готовящихся терактах куда труднее, чем о беспорядках, в которые должны быть вовлечены тысячи людей. Словом, аргументы, что под видом борьбы с терроризмом Китай пытается задушить здесь национально-освободительное движение, как минимум не стоит отметать с порога. Более того, попытки властей КНР сыграть на том самом "исламском факторе", точнее, антиисламских настроениях, судя по всему, уже не приносят ожидаемого эффекта: международный пресс-корпус уже выражает недовольство тем, что журналистам чинят препятствия для поездок не только в Тибет, но и в Синьцзянь.
А. Шакур "Эхо", 14.07.2008
|