Политика китая в отношении уйгуров вызывает огонь критики в Казахстане
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, примыкающем к границам Казахстана и Кыргызстана, в обстановке репрессий живет более восьми миллионов уйгуров. Пресс-служба китайского Госсовета 21 января опубликовала доклад, оправдывающий эту политику и содержащий новые данные об уйгурских боевиках, предположительно связанных с сетью террористических организаций "Аль-Каиды" и Усамой бен Ладеном. В качестве бенефициара террористической сети бен Ладена называется Хасан Махсум, которого авторы доклада считают главарем Исламского движения Восточного Туркестана. Авторы доклада считают его также замешанным в 162 зверских убийствах. Тем не менее казахстанские СМИ от лица правительства, которое больше всего боится беспорядков в своей собственной стране, продолжает критику репрессивной политики Китая в отношении уйгуров.
Эта критика может омрачить отношения Казахстана с его могущественным соседом. Возможна также дальнейшая блокировка деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), регионального союза, членами которого являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. ШОС утратила свое значение после того, как ее члены из Средней Азии и Россия пожелали заключить двусторонние сделки с Соединенными Штатами. "После начала войны в Афганистане ШОС уже не играет той роли, которая была ей предназначена", - сказал в интервью агентству "Рейтер" Чжу Фенг, директор Международной программы по безопасности при Пекинском университете. Кроме того, критика репрессий может перейти в еще более резкие высказывания, направленные против политики Китая и его союзника Пакистана в области региональной безопасности. 7 января казахстанский "Канал 31" в обзоре новостей обвинил ШОС в том, что она "хранит молчание по поводу репрессий в Синьцзяне", и сообщил об активизации в Казахстане Национального объединенного революционного фронта Восточного Туркестана во главе с Юсупбеком Мухлиси.
Зверства китайской полиции, как и положено, оправдываются необходимостью борьбы с терроризмом. 16 января правозащитная организация Human Rights Watch выступила с критикой политики России, Узбекистана и Египта, развернувших преследование оппозиционеров под предлогом антитеррористической кампании. "В Синьцзяне политзаключенных казнят", - утверждает Микки Шпигель, консультант Human Rights Watch. По ее словам, обвинения уйгуров в терроризме вызывают серьезные сомнения. Во многих случаях не существует никаких свидетельств, что насильственные акты действительно имели место. Шпигель добавляет, что очень трудно получить информацию об именах заключенных, о выдвигаемых против них обвинениях и об их дальнейшей судьбе.
Аналогичные обвинения высказывались и в отношении Узбекистана, однако не со стороны Казахстана. Прямая критика Китая в казахстанских СМИ, по-видимому, отражает стремление властей подлизаться к мировому сообществу и подстраховаться в отношении Соединенных Штатов. Китайские официальные СМИ, в свою очередь, открыто бичуют уйгурских сепаратистов. Китай опубликовал отдельный доклад, в котором перечислены взрывы, вооруженные инциденты и мятежи в Синьцзяне. В докладе сообщается, что "за последние десять лет уйгурские сепаратисты убили 40 и покалечили 330 человек".
Наблюдая за тем, как Китай занимается моральным уничтожением наиболее радикально настроенных и влиятельных членов уйгурской общины, Казахстан должен будет принять трудное решение о собственной позиции. "То, что для одних борьба за свободу, для других - терроризм", - говорит Марта Брилл Олкотт, ведущий исследователь Фонда Карнеги за международный мир. По словам Олкотт, несмотря на то, что значительное число уйгуров настроено решительно против китайского правительства, очень немногие вступили в ряды "Аль-Каиды". Олкотт и другие эксперты по Центральной Азии утверждают, что Китай использует войну мирового сообщества с терроризмом как предлог для того, чтобы расквитаться с уйгурами за непрекращающееся политическое сопротивление в Синьцзяне.
Восточно-туркестанский информационный центр дает отпор этим попыткам и делает это более убедительно, чем, скажем, "Хезб ут-Тахрир" в Узбекистане. Агентство "Франс-пресс" привело заявление мюнхенской штаб-квартиры этой группы от 8 января, в котором Китай обвиняется в широкомасштабных репрессиях. "Начиная с 11 сентября китайское правительство использует борьбу с терроризмом не только для того, чтобы нанести удар по уйгурскому народу, требующему соблюдения своих политических прав, но и рассматривает в качестве главного фактора нестабильности традиционный образ жизни". В заявлении указывается на новые правила полицейского надзора над религиозными и народными обычаями уйгурских мусульман в Илийском округе.
Олкотт говорит, что конфликт между уйгурами и китайским правительством продолжается уже больше десяти лет и будет еще длиться многие годы после прекращения военных действий в Афганистане. По ее мнению, уйгуры продолжат сопротивление китайским властям, а Китай сделает уйгуров мишенью для самой разнузданной критики. Общий политический рисунок здесь тот же, что и в борьбе узбекского президента Ислама Каримова с Исламским движением Узбекистана - группой, которую американский президент Буш обвинил в связях с "Аль-Каидой". Судя по докладу от 8 января [htpp://www1.chinadaily.com/cn/cndy/2002-01-08/50964.html], опубликованному на Chinadayly.com www.chinadaily.com/cn, китайский министр иностранных дел Тан Цзюсюань призвал членов ШОС к такой же солидарности, заявив, что "все члены [ШОС] поддерживают позицию Китая в отношении восточнотуркестанских террористов и подход России к чеченским террористам и считают предпринимаемые ими усилия неотъемлемой частью борьбы мирового сообщества против терроризма".
Однако Китай, возможно, предпримет шаги, которые убедят Казахстан, что жесткая политика в отношении уйгуров не вызовет брожения на казахстанской земле. Посол Китая в Казахстане Яо Пэйшэн встречался 24 января с уйгурскими активистами, чтобы обсудить "культурные связи" между двумя народами. В то же время многие международные организации, вероятно, уже в ближайшие месяцы опубликуют доклады с критикой политики Китая в отношении уйгуров.
Марк Берникер - независимый журналист, специализирующийся на освещении событий в России, Восточной Европе и Центральной Азии. Eurasianet, 6 марта 2002
|