Китай ждет участь СССР
Вот уже несколько лет в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая сохраняется нестабильность: часть уйгуров недовольна тем, как китайские власти управляют регионом, и требует независимости от Пекина. В СУАР периодически происходят вооруженные столкновения между уйгурским населением и китайскими властями. Как правило, они заканчиваются жестокими казнями зачинщиков беспорядков.
УРУМЧИНСКИЙ СИНДРОМ
Две недели назад китайские власти объявили о начале проведения кампании против вооруженного экстремизма в Синьцзяне сроком на год (вероятнее всего, автор имеет в виду антитеррористическую кампанию в СУАР, которая была объявлена в мае 2014 года) Поводом для этого стала гибель 39 человек в Урумчи в результате терактов в разных районах, совершенных пятью смертниками. Тогда, как сообщало китайское государственное агентство «Синьхуа», погибли, по меньшей мере, 50 человек, еще 54 получили ранения в результате взрывов, прогремевших в нескольких небольших населенных пунктах СУАР.
По официальной информации местных властей, в числе погибших - четверо полицейских, шестеро прохожих и сорок смертников. Последние привели в действие взрывные устройства на одном из продуктовых рынков, в двух полицейских участках и в магазине. Некоторое количество нападавших погибло во время взрывов, остальные были убиты полицией во время уличных боев.
Пекин обвиняет в терактах уйгурских сепаратистов, которые выступают за отделение Синьцзяна от КНР. Как известно, среди местного населения СУАР периодически вспыхивает недовольство. В последние месяцы были совершены нападения на железнодорожные станции в городах Урумчи и Кунмин, а в Пекине управляемый уйгуром автомобиль врезался в толпу людей на площади Тяньаньмэнь, погибли пять человек.
В 2009 году в результате столкновений между уйгурами и этническими китайцами в административном центре СУАР – городе Урумчи - было убито более 150 человек. Тогда власти ввели в городе комендантский час и запретили открывать мечети.
Кто на самом деле стоит за всеми этими терактами? Ожидается ли в СУАР и на Тибете развитие гонконгского сценария? На эту тему в беседе с корреспондентом казахстанского еженедельного журнала ADAM bol (главный редактор — Гульжан Ергалиева) по телефону из Вашингтона говорит находящаяся сейчас в изгнании лидер уйгурской оппозиции Рабия Кадир.
«ЭТО НЕ ТЕРРОР!»
АДАМ bol: Рабия-ханум, как Вы прокомментируете последние события в СУАР? Был ли это на самом деле террор уйгурских сепаратистов, как уверяют китайские власти?
Рабия Кадир: К таким радикальным действиям уйгуров привела насильственная политика Пекина. Сегодня уйгуры в Китае подвергаются жесткому национальному гнету. Нам запрещают говорить на своем родном языке, проповедовать свою религию. Ситуация в СУАР, как и на Украине, напоминает Вторую мировую войну. На улицах крупных городов можно встретить военных с оружием.
Безвинных молодых людей арестовывают прямо на улице, без суда и следствия сажают в тюрьмы. Никто не ведает об их дальнейшей судьбе. Лишь позже мы узнаем, что их расстреливают. Причем суды проходят в нарушение прав человека. Уйгурам отказано даже в адвокатской помощи. Матери боятся отпускать своих детей на улицу. Сколько было случаев, когда ребенок не возвращался домой из школы или института. Только потом оказывалось, что ребенок умер в застенках полиции. Матерей, которые пытались жаловаться на действия полицейских, потом находили мертвыми. Пожалуй, ни одна нация не претерпела столько горя и унижения и терпит это до сих пор. Власть никак не реагирует на наши многочисленные заявления. Поэтому последние события – это ответная реакция Пекину, чтобы прекратил геноцид уйгурского народа.
Мы не считаем это терроризмом. Мы так же, как и украинцы, пытаемся отстоять свою независимость и освободиться от колониального гнета Китая. Протесты нашего народа носили мирный характер. А в ответ на них китайцы стали проливать нашу кровь, и после этого понятно, кто настоящие экстремисты.
ТЕРАКТЫ – ПРОВОКАЦИИ СПЕЦСЛУЖБ
- По утверждению китайских СМИ, освободительное движение уйгуров «Восточный Туркестан» каким-то образом связано с исламскими радикалами из «Аль-Каиды». Так ли это?
- После того, как КНР объявила себя частью международной антитеррористической коалиции, особое внимание власти стали проявлять к религиозным мусульманам, фактически взяв их под полицейский надзор. Проблема существует многие десятилетия. Но о ней вспоминают куда реже, чем, например, о соседнем Тибете.
Пекин определил «три силы зла»: экстремизм, терроризм, сепаратизм. Необходимостью борьбы с ними оправдываются любые нарушения прав человека. Так, раньше с нашей религией происходили немыслимые вещи. Они превращали мечети в хлева для свиней. Они заставляли имамов жечь Коран (священная книга мусульман) на улицах. Проповедование религии уйгурской молодежи младше 18 лет запрещено, власти вас накажут, если вы отправите своего ребенка в медресе.
Мы никак не связаны с исламскими радикалами из «Аль-Каиды». Китайские спецслужбы сами готовят таких провокаторов, выдавая их за экстремистов. Тем самым они хотят показать всему миру, что уйгуры – террористы, хотя в действительности мы – мирная нация. У нас только одна цель – освободить от китайского ига наш народ.
СУАР – земля уйгурского народа, Китай занял ее в 1949 году. Китай является захватчиком. Разве это нормально, когда государство-захватчик обвиняет народ оккупированной земли в сепаратизме? Даже если уйгуры захотят отделиться от Китая, то и тогда они не должны рассматриваться как сепаратисты.
А то, что нас приписывают к боевикам, воюющим на стороне Афганистана, Сирии и Чечни, – это очередные бредни Пекина. Возможно, среди боевиков на Ближнем Востоке и есть уйгуры, но мы их не поддерживаем. Вообще-то, среди радикалов ИГИЛ есть представители и других наций.
«ЗАПАД НИ ПРИ ЧЕМ»
- Некоторые эксперты в модном сегодня стиле указывают на Запад как на главного противника Китая. Мол, это «западная демократия» пытается помешать КНР стать крупнейшей мировой державой, устраивая зоны нестабильности в регионе. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- Китай уделяет большое внимание своему имиджу в мире. Посему эта страна старается сохранить лицо великой цивилизации с историей в пять тысяч лет любыми путями. Но как только жестокость и бесчестие китайских властей станут известны всем, их имидж будет разрушен. К тому, что происходит в СУАР, на Тибете и в Гонконге, Запад не причастен. Во всем виноват Пекин.
Чтобы к Китаю относились как к серьезному игроку на мировой арене, страна должна нести ответственность за преступления против уйгуров и тибетцев, а также изменить свою репрессивную политику. Китай не может быть одновременно великим и порочным.
«ТРЕБУЕМ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ»
- Насколько тесно Вы сотрудничаете с тибетскими активистами и организациями?
- Китайская политика в Восточном Туркестане и Тибете по своей сути одинакова. Она нацелена на уничтожение обоих местных народов путем культурного геноцида. В результате и уйгуры, и тибетцы страдают от жестокости китайских властей на своих землях.
Его святейшество Далай-лама – мой близкий друг. Я глубоко уважаю его, поскольку это человек веры, бесстрашия и миролюбия. Каждая страна мира должна начать с ним переговоры о мирном решении тибетской проблемы. За долгие годы он неоднократно доказывал незыблемость своих убеждений о недопустимости насилия и продолжает выступать с мирными предложениями о создании тибетской автономии.
Чтобы урегулировать конфликт в СУАР, мне кажется, есть только два варианта развития событий, в зависимости от того, какую политику выберет китайское руководство. Первый вариант: Китай решит жестоко подавлять акции протеста и продолжит репрессии против уйгурского населения. Это может привести к эскалации ситуации в Восточном Туркестане. Второй вариант – мирные переговоры уйгуров с Пекином. Мы настаиваем на мирных переговорах.
Международное давление определенно может сыграть ключевую роль. Поэтому мировому сообществу следует продолжать давление на Китай. В противном случае Китай воспримет отсутствие международного внимания как «зеленый свет» и усилит гонения на уйгуров, тибетцев и жителей Гонконга.
ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИЗГНАНИИ
- Одно время Вы говорили о создании эмигрантского правительства уйгуров, как у Далай-ламы…
- Да, мы хотели организовать это и раньше, но некоторые китайские агенты объявили о ложном эмигрантском правительстве и таким образом не дали нам шанса осуществить план. Сейчас есть два эмигрантских правительства. Все это – работа китайских государственных органов. Такой шаг был предпринят для того, чтобы помешать нам создать настоящее эмигрантское правительство. Мы не будем торопиться с его созданием. Возможно, для его формирования потребуется время.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПЕКИНА
- Несколько лет назад недалеко от границы Кыргызстана с Китаем произошла перестрелка между пограничниками и группой вооруженных людей. В силовых структурах Кыргызстана считают, что убитые были уйгурскими террористами, которые, якобы, собирались завладеть оружием чабанов и охотников, совершить пару терактов и вернуться в Китай. Вам известна эта версия?
- Это действительно были уйгуры. Но их заставили совершить такую провокацию китайские спецслужбы. Нам известно, что эти молодые ребята сидели в тюрьме, и их принудили пойти на такое. Китайские власти договорились с киргизскими спецслужбами провернуть подобную операцию. Если эти ребята действительно были террористами, то почему их не взяли живьем, чтобы допросить, а убили на месте? Это была очередная политическая игра Пекина. И все уйгуры об этом знают.
- Как Вы считаете, чем могут закончиться события в Гонконге? Смогут ли жители этого региона отстоять свою автономию, согласно подписанным договоренностям с Пекином?
- Гонконг, как и СУАР, борется за свою независимость. События, которые там происходят, могут сыграть решающую роль в расколе Китая. Не исключено, что в скором времени КНР постигнет участь СССР. И нам удастся освободиться от колониального гнета Пекина. Если жители Гонконга не смогут отстоять свою независимость, то такая же участь может ожидать и другие территориальные образования Китая.
Беседовала Дилярам Аркин/ ADAM bol
|
5 самых читаемых статей на этой недели:
|
|
|
|