Забытые мусульмане Синьцзяна
В то время как США готовятся открыть огонь по Ираку, а Газа и Восточный берег объяты пламенем оккупации, очень легко забыть о том положении, в котором находятся уйгурские мусульмане Синьцзяна. Ислам неразрывно связан с культурой и идентичностью этого народа.
К несчастью, последние события в мире усилили решимость Пекина уничтожить эту самую идентичность. Религиозные школы запрещены. Многие мечети закрыты, а строительство новых запрещено. Пятничные молитвы дозволено совершать имамам, проникнутым коммунистической доктриной. Религиозные службы в частном порядке могут осуществляться лишь с разрешения Коммунистической партии Китая. Полиция совершает облавы в мирных, но "несанкционированных" собраний верующих. Возглавляющие подобные собрания немедленно отправляются в тюрьму на длительные сроки заключения. Государственные служащие в случае посещения мечети рискуют потерять работу.
Синьцзян, расположенный за естественной границей Китая - Великой Стеной, - неотъемлемая часть истории Центральной Азии. Веками он носил название Восточный Туркестан. На протяжении четырех тысячелетий уйгуры, являющиеся этническими турками, жили на этой земле. Располагаясь вдоль Шелкового пути, они играли важную роль в культурном и торговом обмене между Востоком и Западом.
Ислам пришел в этот край в 934 году, и вскоре Кашгар стал одним из центров Исламского мира. Спустя столетия контроль над Синьцзяном захватила Маньчжурская императорская династия Китая. В 1860-е года в землях Западного Китая вспыхнули мусульманские восстания. В 1865 году офицер Якуб Бег завоевал Кашгар и провозгласил независимый Туркестан. Он установил дипломатические отношения с Россией и Британией. Несколько лет спустя Маньчжурский император вернул себе власть над этой областью, и в 1884 году Кашгар был включен в состав новой провинции, названной Синьцзян, что означает "Новая земля". Для уйгурской культуры наступили тяжелые времена.
После того, как китайские националисты свергли маньчжурских императоров в 1911 году, Синьцзян попал под власть Куомитанга, Китайской националистической партии. Свободолюбивые уйгуры организовывали многочисленные восстания против Куомитанга и сумели дважды - в 1933 и 1944 гг. - провозгласить независимую республику.
Синьцзянский Уйгурский автономный округ является крупнейшей провинцией Китая, занимающей 16% его территории. Несмотря на то, что количество его населения составляет лишь 1,6% общей численности страны, Синьцзян имеет огромное стратегическое значение для Китая. В прежние времена здесь проводились ядерные испытания. Провинция граничит с восемью странами. В ее недрах обнаружены большие запасы природных ресурсов, в том числе 38% запасов угля Китая, и 25% залежей нефти и природного газа.
Несмотря на все богатство природных ресурсов края, 90% местных мусульман живут в бедности и нищете. Пекин проводит политику этнического "разводнения". Дети уйгуров не имеют более возможности изучать в школах свою историю и традиции. Архитектурные памятники, представлявшие культурное наследие уйгуров, были уничтожены. В большинстве городов не осталось ничего, чтобы хоть как-то указывало на присутствие уйгурской культуры. Международная правозащитная организация Amnesty International постоянно сообщает о многочисленных арестах и казнях уйгурских мусульман. В нынешнее время, в связи с возглавляемой США кампанией против терроризма, у Пекинских властей появились дополнительные возможности для подавления протестов местных жителей.
Тем не менее, существует надежда на то, что новое поколение китайских лидеров переосмыслит ошибки прежних руководителей Китая, полагавших, что устремления уйгурских мусульман можно подавить, поместив людей в атмосферу страха. В противном случае, Синьцзян может пойти по пути республик Центральной Азии и обретет в не слишком отдаленном будущем подлинную независимость.
Умма Ньюс Islam.com.ua, 12.08.2002
|