Взрыв в Синьцзяне не связан с уйгурами?
К сообщениям от диктаторских режимов надо в принципе относиться с осторожностью, особенно в случае с Китаем истину не так легко распознать. Иногда после детального изучения путаницы становится ещё больше, чем после беглого просмотра. Всегда надо учитывать расстановку сил.
С учётом этого, взрыв, произошедший вечером 30 апреля в Урумчи, административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района, не обязательно связан с борьбой за освобождение уйгуров, местного этнического меньшинства.
Когда бомба взорвалась на станции в Урумчи, председатель Китая Си Цзиньпин только что закончил свой первый четырёхдневный визит в качестве президента в так называемую «горячую» провинцию. Трое полицейских были убиты и несколько человек получили ранения. Согласно публикациям, появлявшимся за первые 24 часа, преступниками были уйгуры, которые хотят независимости. Однако 3 мая появилась информация о двух подозреваемых, получивших 100 000 юаней за организацию теракта. С тех пор эта и другая подобная информация блокируются.
1 мая Си Цзиньпин в Пекине заявил, что нужно активно бороться с насилием и терроризмом, особенно в Синьцзяне. Однако он ни слова не сказал об уйгурском следе. Он даже примерил традиционный уйгурский головной убор (допа). Уйгурам разрешается носить эту шапку только по праздникам, она рассматривается как символ борьбы за свободу.
Что за этим стоит? Си дал понять своим визитом и выступлением, как чиновникам надо рассматривать вопросы. Проблемы терроризма надо решать с умом, а не обвинять автоматически этническое меньшинство. Во время своего визита в Синьцзян, 29 апреля, Си также наблюдал за военными манёврами и побывал воинской части № 69240. Там служил его отец, который всё ещё в почёте среди членов компартии Китая. Очевидно, что это был тур доброй воли.
Кому же интересно мутить воду в Синьцзяне и настраивать людей друг против друга? Инсайдеры утверждают, что здесь снова поработала клика Цзян Цзэминя и Чжоу Юнкана. У них в регионе свои интересы. Уменьшая влияние нынешнего лидера Китая в провинции, имеющей богатые нефтяные месторождения, они пытаются сохранить для себя эти владения, если придётся куда-то отступать. Цзян Цзэминь и Чжоу Юнкан — внутрипартийные оппоненты Си Цзиньпина, и будут бороться за власть до конца.
30 апреля CCTV (Центральное телевидение Китая) сообщило, что вскоре после отъезда Си из Синьцзяна раздался взрыв на железнодорожной станции Урумчи.
4 мая китайско-язычный зарубежный сайт опубликовал инструкцию министерства пропаганды для СМИ Китая:
1. Синьцзян не следует называть в Интернете горячим регионом.
2. Следует сопереживать умершим и раненым.
3. Солидарность нации и стабильность общества являются высшим приоритетом.
4. Все СМИ должны основываться на мнении государственного агентства «Синьхуа».
Подавление инакомыслящих продолжается в Китае, права человека и свобода прессы ограничены.
|