Главная страница
Моя Кашгария

          Моя покойная мама Ризванам Махмуткызы, которая родилась и выросла в селе Малое Аксу Уйгурского района, рассказывала мне: «Мои далекие предки были из старинного села Башкерам, что близ Кашгара. Переехав в XVIII веке в Илийский край, они поселились в селе Уластай, недалеко от Кульджи, где создали семьи, стали прекрасными декханами и ремесленниками. А в начале 80-х годов XIX века перебрались в Семиречье». Поэтому села Башкерам и Уластай были для меня родными. И в один из дней я решил познакомиться с этим селом.

         Башкерам находится примерно в двадцати километрах от Кашгара. Старинное село поразило меня удивительными виноградниками. На одной из центральных улиц мы увидели виноградник, который рос по обеим сторонам дороги и растянулся на несколько километров. Село славится своими удивительно вкусными фруктами и овощами. Здесь очень много садов, где растут различные сорта орехов, миндаля, яблок, груш. Я не смог пройти мимо огромного урюка, попробовал его плоды, а косточки забрал, решив, что посажу их у себя на родине, в селе Каргалы.

         «Мы из Артуша»

         Знаменитый город Артуш – это пригород Кашгара, который находится в 45 километрах от своего старшего брата. Название города было мне знакомо с детства. Многие друзья моего отца были родом оттуда. Они считали себя кашгарцами. На вопрос, из какого района Кашгара они родом, отвечали: «Из Артуша». Родом из Артуша был и мой близкий друг, ученый-правовед, общественный деятель, публицист Анвар Ходжиев. Во время поездки в этот город у меня было две цели: побывать в доме, где родился Анвар, и посетить мавзолей султана Сатука Бограхана, при котором в Х веке уйгуры приняли ислам.

         И вот мы в этом древнем городе. Несмотря на то, что Артуш расположен в песчано-горной местности, он очень зеленый. При въезде в город стоял мавзолей султана Сатука Бограхана – центр паломничества верующих и туристов. Это одно из самых известных сооружений в Кашгарии, построенное в 956 г. Здесь мы познакомились с хранителем мазара шейхом, напомнившим нам, что Бограхан был ханом Караханидского государства, который под влиянием своего друга и учителя принца Саманидского государства Абу Насыра Самани принял в 920 году ислам. Постепенно эта религия стала господствующей в стране, а в 960 году ислам стал государственной религией Караханидского каганата.

         Мы вышли из мазара и зашли на территорию удивительной мечети, которая находится рядом. Эта было, безусловно, одно из красивейших культовых сооружений в Кашгарии. Рядом с мечетью возвышался оригинальный минарет с интересными узорами и орнаментами.

         Благодатное знание

         В юности, весной 1984 года, мы с моим другом Анваром Хаджиевым с большим трудом в одном из книжных магазинов Алма-Аты приобрели поэму Юсупа Баласагунского «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Я внимательно прочитал и навсегда запомнил многие страницы из этой великой книги. Литературоведы по-разному трактуют эту книгу. Некоторые характеризуют её как дидактическую, другие – как поэму, посвященную политическому устройству страны и общества. Но, в любом случае, эта поэма вошла в золотой фонд мировой литературы. Разумеется, находясь в Кашгаре, я не мог не побывать на могиле гениального поэта, философа, который прожил почти всю свою жизнь в Кашгаре, где и похоронен.

         И вот я стою у мавзолея Юсупа Баласагунского, куда приезжают туристы со всего мира. Гид рассказывает, что почти никаких биографических сведений о поэте не сохранилось, известно лишь, что его знаменитая поэма появилась в Кашгаре в 1069-1070 гг. и посвящена правителю Караханидского государства Бограхану. В знак благодарности хан удостоил его чином хас хаджиба – личного камергера, и это стало его вторым именем.

         Символ древнего города

         Кто на Востоке не слышал имя великого ученого-лингвиста Махмута Кашгари? Кашгари, живший в XI веке, – один из символов древнего города, ученый-энциклопедист, аристократ, принадлежавший к правящей династии Караханидов.

         В 1981 году, когда была восстановлена почтовая связь с Кашгаром, мне, студенту филологического факультета КазГУ, один из братьев отца прислал книгу Кашгари «Диван лугат аттурк» («Словарь тюркских наречий»). Эту книгу я бережно храню и сейчас. «Диван лугат аттурк» – это не только лингвистический словарь, но и научная работа, где собраны материалы по литературе, истории, этнографии, географии, астрономии, фольклору. В книге имеются сведения о тюркских племенах того времени, их обычаях, обрядах, традициях.

         Работая над главной книгой своей жизни, Махмут Кашгари объездил многие города и села, где проживали тюрки. Впоследствии, спасаясь от политических преследований, Кашгари закончил свой труд в Багдаде и преподнес его халифу.

         В конце жизни Кашгари вернулся в Кашгар, где и был похоронен. Но многие века об авторе и его книге ничего не было слышно, лишь в конце XIX века рукопись «Дивана…» была найдена и в начале ХХ века издана в Стамбуле. Тогда к великому сыну Кашгара пришли подлинное признание и всемирная слава.

         Я всегда мечтал поклониться праху Махмута Кашгари. И вот мы направляемся в село Опал, находящееся в 50 км от Кашгара. Все коренные кашгарцы называют это место «мазар хазрети моллам» – гробница святого учителя.

         Нас встречает величественный памятник ученому. Сам мазар находится в красивейшем парке, где растут гигантские чинары. Мы подходим к одной из тысячелетних чинар, у корней которой бьется священный родник. Я сажусь на ствол дерева, склоненного набок, кажется, оно вот-вот упадет, поэтому в народе его называют «Ай-Ай!».

         Затем мы подымаемся к могиле ученого, заходим в мазар, знакомимся с потомками ученого – хранителями мазара. Это гостеприимные и образованные люди, которых очень интересно слушать.

         Старый Кашгар

         Современный Кашгар – большой мегаполис с высотками из стекла и бетона. Но я искал старые кварталы древнего города, о котором мне рассказывал отец и о котором я читал в книгах.

         Старый Кашгар – особый мир, к сожалению, большей частью утерянный. Лишь небольшая часть города сохранилась. Это узкие, кривые улицы, где в основном живут ремесленники. Вокруг одноэтажные, реже двух- или трехэтажные дома. Порой в таких домах живут семьи из нескольких поколений. Веками здесь кипела жизнь, работали ремесленники, процветала торговля. Я увидел различные мастерские, где создаются ювелирные драгоценности, художественные изделия из дерева и кости, тыквы-горлянки, тюбетейки, обувь. Но особенно мне запомнились два дома, в которых столетиями жили гончары. Я долго наблюдал за их работой. Они показали мне свои работы, свои дома, которым шестьсот лет. По словам мастеров, им предлагали переселиться в современные квартиры и приходить сюда как на работу. Но они отказались покидать дома своих прадедов.


Исмаилжан Иминов
Журнал «Мир путешествий», 14.01.2013



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика