К вопросу о национальном самосознании уйгуров
"Уйгуры являются одним из древнейших
и интереснейших народов Азии"
Л.Н. Гумилев.
Сегодня на пороге XXI века возникает необходимость анализа прошлого и предсказания относительно будущего. Настало время, как говорили древние, не разбрасывать камни, а собирать. Чем живет уйгурский народ в наше бурно изменяющееся время? К чему он пришел и чем может гордиться? Ни для кого не секрет, что уйгурский народ в настоящее время переживает непростые времена и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, и в бывших советских республиках, ныне независимые суверенные государства. Несмотря на трудности разной сложности, несмотря на то, что государственная граница между различными частями уйгурского народа существует уже долгие годы, вплоть до начала шестидесятых годов народ практически свободно общался между собой. Ухудшение отношений между Советским Союзом и Китаем привело в 1962 году к закрытию границ Синьцзяна и прекращению контактов с соседями-родственниками, проживающими в приграничных республиках бывшего СССР. Синьцзян лишился возможности общаться со своими традиционными экономическими партнерами. Закрытость Китая привела к тому, что резко изменилась демографическая ситуация в Восточном Туркестане. Начался стремительный рост китайского населения в городах северного Синьцзяна, и это привело к тому, что доля ханьцев возросла за последние четыре десятилетия с 4 до 40 процентов. В настоящее время по численности китайцы практически сравнялись с уйгурами в Восточном Туркестане.
У каждой из уйгурских диаспор свои проблемы, как в бывших советских республиках, так и за их пределами. Да и уйгурский народ в целом далеко неоднороден. Уйгурская интеллигенция, проживающая главным образом в Урумчи, придерживается светского образа жизни, настроена резко антиисламски и предана пантюркистской идее. Средние и бедная часть населения провинции - глубоко верующие мусульмане, которые ратуют за строительство мечетей и подчеркивание в Кашгарии исламских корней. Уйгурские торговцы, богатые крестьяне считают себя гражданами Китая. Есть разница и между уйгурами, проживающими в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане. Эта множественность является основным препятствием на пути создания всеохватывающей идеологии уйгурского национализма (в хорошем смысле этого слова), призванного сплотить уйгурский народ. Предпринимались и предпринимаются попытки создания такой идеологии. В ближайшие годы она должна возникнуть и объединить народ. Сегодня уйгурский народ стал практически полностью политизирован. Разговоры о национальном возрождении, об уйгурской государственности, об организациях различной ориентации мы встречаем повсюду, даже в средствах массовой информации, что было до последнего времени большим событием для уйгурской общественности. Сегодня уйгурская тематика возникает время от времени не только в центральноазиатской прессе (это случалось и прежде, правда довольно редко), но и в мировой. Можно назвать такие авторитетные издания, как французские газеты "Фигаро" и "Либерасьон", немецкие журнал "Шпигель" и газета "Вельд", печать Гонконга, Японии, Турции, многочисленные российские издания. Правда, поводом для таких публикаций служат небезызвестные события последнего времени в СУАР КНР. Но статьями, некоторые из которых действительно серьезные и позитивные, как говориться, дело не решить.
Справедливости ради отметим: знакомство мировой общественности с проблемами уйгурского народа событие чрезвычайно важное, и такой практики раньше не было: уйгурские проблемы были, к сожалению, внутренним делом народа. Сейчас ситуация меняется, и это обнадеживает. Можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день уйгурский народ наполнен надеждой выхода из нищеты, боли и страдания. У народа должен быть свой путь, возвращающий нас к природным национальным истокам, к определению роли и места уйгурского национального характера, его структуры и элементов.
Каков же уйгурский национальный характер? Что это - особое свойство или совокупность свойств, характеризующих самобытную дееспособность народа? Чем они обусловлены: генетической природой народа, историческими и культурными традициями? Или определены теми условиями и средой, в которые были поставлены люди, а может быть, вынужденной необходимостью выжить? И несут ли они на себе отпечаток общественного устройства (что для разрозненного уйгурского народа чрезвычайно важно), вероисповедания, мировоззрения? Национальный характер, или менталитет включает в себя, вероятно, нисходящие достоинства народа, которые служат не украшением, что до последнего времени существует в среде уйгуров, а должны "работать" на этот авторитет.
Несомненно, в истории уйгуров были и сохранились достоинства непреходящего значения. Многие из них вошли в золотой фонд мировой культуры - "Мын уй", "Он икки мукам", "Алтун ярук", "Кутадгу билиг", Яркендская мечеть и многое-многое другое. А то, что не сохранилось в виде культурных памятников или в памяти народа, необходимо восстанавливать, чтобы общенародные ценности обретали не только узко локальное, как это порой встречается среди уйгуров, но и общенациональное значение. Необходимо популяризировать лучшие достижения уйгуров, и делать это должны прежде всего сами уйгуры, а не только представители других национальностей. Например, самобытная и богатая история уйгурского народа, к сожалению, не получившая полного, объективного и всестороннего освещения в научной литературе, еще ждет своего часа. А ведь правдивая и научно-обоснованная история народа - это составляющая менталитета нации. Но это лишь один из элементов, хотя и достаточно важный.
Другими важными элементами менталитета, на наш взгляд, являются следующие: культура и хозяйственная деятельность, уровень образования и развитие науки, природные национальные богатства, личностные и этнопсихологические особенности, восприимчивость к вероисповеданию. Сегодня уйгурскому народу необходимо, прежде всего, определить тот духовный и материальный потенциал, который поможет ему выстоять, выжить, заниматься созидательной работой. Созидательной и в плане единения, и в плане государственности. Нельзя, чтобы на трех уйгуров было четыре организации. Нельзя, чтобы разногласия по различным общественным, рабочим вопросам переходили в личностную плоскость и необходимо перестать искать образ врага. Нельзя, помня об истории своего народа и вглядываясь в будущее, игнорировать закономерности общественного развития и не учитывать сложившуюся политическую ситуацию. В настоящее время уйгурскому народу необходимо разработать конкретные мероприятия, способные в какой-то мере оживить работу среди различных слоев уйгурского общества. Что это может быть в нынешних условиях? Это может быть самая разнообразная деятельность. Но обязательное условие: она должна быть созидательной, а не разрушительной. Что я имею ввиду? Прежде всего, воспитание, создание уйгурской интеллигенции в хорошем правильном понимании этого слова.
Необходимо воспитывать людей, главным образом, молодых, но чтобы при этом у них не было бы оторванности от уйгурской тематики, уйгурских проблем. Создание клубов, типа пен-клуба, где формировалась бы уйгурская идеология и правильное мировоззрение на проблемы уйгурского этноса. Чтобы люди знали не только то, что уйгуры древнейший и образованнейший в прошлом народ, но и то, что в уйгурском народе заложен огромный потенциал, и его необходимо активизировать и развивать. Нужно создавать ассоциацию уйгурских ученых с постоянно действующим оргкомитетом и ежегодными небольшими встречами. Необходимо создание потенциалом уйгурских ученых фундаментального исследования типа энциклопедии "Уйгуры". Да мало ли что можно предложить осуществить. Это лишь небольшая часть того, что лежит на поверхности. Если глубже взглянуть на суть проблемы, то на пути создания своей государственности у народа еще невспаханное поле, а надо еще сеять. Уйгурскому народу необходимо доказывать ежедневно всей своей жизнедеятельностью, способность занять достойное место среди других народов в мировой цивилизации. В уйгурской истории были многочисленные примеры, когда уйгурская государственность, культура, уйгурская наука и литература вызывали уважение, а порой и восхищение у самых образованных и авторитетнейших людей мира. И к этому необходимо стремиться.
И, прежде всего уйгурской нации необходимо разобраться в своей собственной душе. Это не праздный философский вопрос, это насущная общественная задача. До тех пор пока не будут выявлены ключевые спорные пункты в сознании нации, общие для всех, общество будет ощущать тот духовный дискомфорт, о котором говорят сейчас все чаще и чаще, и преодолеть который общество обязано. Возникновение уйгурской государственности находится в неразрывном единстве с идеологической формой уйгурской души и от того, какой эта душа предстанет к XXI веку, во многом зависит будущее уйгуров. Понять это - значит, научиться себя любить. И, может быть, научившись себя любить, уйгурский народ остановит то бесконечное самоистязание, болезненное самолюбование и серьезно приступит к консолидации и решению стоящих перед ним сложных проблем.
Пархат Муратбеков, 29.10.2003