Главная страница
Культурное наследие
Шашки наголо!

         200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с саблями, шашками, клинками и кортиками, большинству из которых несколько сотен лет, “уйгурский князь” привезет в столицу еще две тематические коллекции - “Ордена и медали” и “Басмачество”. Выставка, которую он планирует зимой, пройдет на фоне сильнейшего повышения цен на антиквариат.
         - До нового года приостановлена продажа почти всех антикварных изделий, - рассказывает Акимбек. - Мировой кризис заставляет и в нашем бизнесе вздувать цены... Поэтому я говорю всем бизнесменам: вкладывайте деньги в историю.

         - Наш рынок антиквариата считается дорогим?
         - Цены на нашем рынке гораздо ниже российских. Это касается икон, оружия, живописи. Даже в Европе цены немного ниже российских. Как ни парадоксально, для северного соседа любой кризис сопровождается расцветом антиквариата. Потому что бизнесмены начинают искать надежные сферы вложения денег. Это новый “Мерседес”, купленный за $150 тыс., выйдя из салона, через минуту потеряет в цене несколько десятков тысяч. А антикварная вещь при выходе из салона будет стоить на столько же дороже. Что такое антикварный бизнес? Чем громче имя покупателя, чем он богаче - тем сильнее вещь вырастает в цене. Вексельберг купил яйца Фаберже за $150 млн. Когда об этом узнали все - ему тут же предложили за коллекцию полмиллиарда.

         - То есть, если у меня есть свободные деньги, сейчас лучше будет пойти не в банк или на биржу, а к антиквару?
         - Любой уважающий себя антиквар имеет свою клиентуру. И если у него появляется по-настоящему стоящая вещь - она быстро найдет своего клиента. Поэтому сейчас в антикварных салонах невозможно в открытой продаже найти ценную вещь. Хорошие экспонаты ходят “из-под полы” - это мировая практика. И у нас тоже существует подпольный рынок. А действительно нормальную вещь можно найти только у коллекционера. Его отличает от антиквара то, что он никогда не будет держать у себя подделку. Коллекционирование - удел богатых людей. Антиквариат у нас покупают в качестве подарка, крайне редко - для себя. Сейчас в Казахстане складывается небольшой клан коллекционеров. И мой им совет: прежде чем что-то купить - пользуйтесь услугами эксперта, чтобы не попасться на подделку.

         - Неужели даже профессиональные антиквары могут вручить покупателю подделку?
         - Они не всегда об этом знают сами. Сейчас наш рынок завален подделками. Стали копировать художников, которые в ходу, - Калмыкова, Шарденова... Я учился в Ташкенте и знаю тамошних ребят, у которых не сложилась судьба художников. Зато они так талантливо делают копии, что не отличишь: Шишкина и Петрова-Водкина - один в один!
         А еще рынок заполонили китайские подделки. Привозит мне на днях один парень знаменитые казачьи шашки, самурайские и немецкие мечи. Я краем глаза глянул и сказал: “Можешь даже мне не показывать - это все “липа”. Он говорит: “Докажи!” Я спокойно вытащил из коллекции аналогичные предметы. На китайских поддел­ках неточные копии штамповки, слова написаны с ошибками. Металл спокойно сгибаю - поддел­ка не возвращается в прежнее положение, как настоящая сталь. Я, конечно, его прогнал, а через неделю узнал, что он в парке 28 панфиловцев все подделки продал антикварам по 250-300 долларов за копию. А в Китае взял по 40. Вот такие “антиквары” у нас и торгуют “древностью”. Почему это происходит? Мы не сведущи, у нас нет культуры коллекционирования, нет профессиональных антикваров. Многие из них занимаются, по сути, сетевым маркетингом: сами или с помощью студентов ходят по дорогим офисам и пихают богатым бизнесменам фальшивки. Осмотрев коллекцию хозяина одного из крупных алматинских ресторанов, я посоветовал ему просто выбросить 19 клинков, которые ему продали прямо в его офисе.

         - В советское время из страны вывозилось громадное количество произведений искусства. Во времена Сталина из Эрмитажа продавались ценнейшие произведения - в первую очередь живопись. А сейчас в наших музеях практикуются продажи из запасников?
         - Нет. Там просто нечего продавать. Вот на днях ваша газета писала, что музей Кастеева имеет более 20 тысяч экспонатов. Это же смешно! У меня, у частного лица, гораздо больше экспонатов! Наши музейные фонды очень бедные. Еще с советских времен работники наших музеев не были заинтересованы, чтобы фонды пополнялись, - сидели и ждали, пока Москва или Ленинград что-нибудь “подкинут”. А сейчас им никто ничего стоящего не продаст - все идут к антиквару.
         Как-то Центральный государственный музей РК проводил выставку оружия. Так там показывать было нечего: эти пушки в любом маленьком российском городишке во дворах стоят! Так и вы поставьте их на площади перед музеем, пусть ребятишки играют. А у нас с такой помпой все эти “выставки” проходят!
         Наши музеи не изменились - остались совковыми, то есть мертвыми. Вообще, самые лучшие в мире музеи - частные. Там уж точно заинтересованы в постоянном обновлении экспозиции.

         - Как вы относитесь к тому, что музей Кастеева собирается проводить аукцион картин?
         - Я полагаю, для нас это рано. Прежние два аукциона провалились. И этот провалится. Они якобы хотят помочь молодым художникам. Но зачем помогать талантам? Если человек талантлив, как, например, Вячеслав ЛЮЙ-КО, его работы нигде не будут задерживаться. А если художник - бездарь, зачем выставлять его работы на аукцион? Лучше я пойду к художнику в мастерскую и куплю его картину за сто долларов, чем на аукционе мне эту же работу предложат за 500. На последнем аукционе в Кастеевке они выставили одну из последних работ самого Кастеева “Отара овец”. Объявили цену: 480 тыс. долларов. Конечно, ее никто не взял. А через два дня мне звонит хозяин картины: “Азеке, хотя бы за 120 тыс. забери!”

         - Вы впервые выставите вашу коллекцию холодного оружия на всеобщее обозрение. Это ваша особая страсть?
         - Да! Я давно понял, что оружие обладает особой энергетикой. Когда берешь в руки клинок, чувст­вуешь себя настоящим мужчиной. Это не просто холодный кусок металла. Даже когда ко мне приходят молодые девушки, они быстро обегут взглядом коллекцию, потом говорят: “А можно в руках эту сабельку подержать?” Они не просят подержать скульптуру, древний фарфор или красивое украшение. Оружие людей преображает. Даже женщин...
         И потом, я давно понял: историю любого народа, его побед и поражений можно очень грамотно пересказать через историю создания оружия. Это не археологические раскопки, где глиняному кувшину можно “накинуть” лишние миллионы лет, не живописные полотна, которые можно тысячу раз переписать...

         - Вы оценивали, сколько стоит ваша коллекция?
         - Коллекция дорогая, но я ее не оценивал. Хотя могу привести пример другой своей коллекции: в начале 1990-х я постоянно устраивал выставку уйгурских экспонатов в Центральном музее Алматы. Но вдруг в 1994 году меняется директор, и меня со всей коллекцией вышвыривают на улицу. Об этом узнал первый американский посол в Казахстане Уильям КОРТНИ и пригласил меня выставить коллекцию прямо в посольстве. Там экспонаты провисели несколько месяцев. Однажды в посольство приехал американский конгрессмен, отец которого служил в Кашгарии. Он был знаком с уйгурской культурой не понаслышке и предложил мне за мою коллекцию 700 тыс. долларов. А я - дурацкий патриот - отказался!.. Потом один бизнесмен из Саудовской Аравии предложил мне за коллекцию миллион. Я опять отказался. Сейчас, спустя 15 лет, она стоила бы уже 10 миллионов!
         8 лет назад я объявил, что дарю уйгурскую коллекцию городу Алматы. Но ее не приняли: мол, нет ни участка, ни помещения. А я бы давно уже на тот миллион отстроил здание собственного музея. Да, расстался бы с уйгурской коллекцией, но это была бы не такая уж и большая потеря для меня. Зато сейчас на постоянной основе я бы выставлял великолепное оружие и награды. Но пророка в своем отечестве никогда нет…


Виктор Бурдин,
Фото Владимира Третьякова, Алматы
time.kz, 27.11.2007




5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика