"Ату", или правда о красном терроре в Семиречье

Oчевидно, что о страшной трагедии, которая произошла в Семиречье в мае-июне 1918 года, слышали многие и раньше. Но подлинную правду об этой кровавой драме мы узнали лишь после того, как Казахстан обрел независимость: были открыты архивы, записаны воспоминания участников этой трагедии и рассказы их потомков.

В пору моего далекого детства я слышал об этих событиях, которые уйгуры называют «Ату» (расстрел), из уст моей мамы, которая родилась и выросла в селе Малое Аксу Уйгурского района, но о ее рассказе я поведаю позже, а сейчас у меня в руках фотографии Е. Мураева и его красногвардейского отряда. Я внимательно вглядываюсь в лица Мураева и его солдат, которые уничтожили много тысяч человек в Семиречье. На первый взгляд, они обычные люди, под фотографией Мураева невольно пишу слова «палач», «людоед». А вот и групповой снимок, на нем 48 красноармейцев, в середине – их командир-изверг. Снимок сделан в мае 1918 года в городе Верном, справа от солдат – пушка, многие красноармейцы сфотографированы с поднятыми шашками. Даже на фотографии эти головорезы хотят запугать людей. На снимке с удивлением увидел и женщину – сестру милосердия, долго смотрю в ее глаза… Я, конечно, понимаю, что именно эти красноармейцы принимали участие в убийствах многих женщин, детей, стариков и мужчин. И задаю себе вопрос: «Как они могли уничтожать невинных людей, насиловать женщин?!». Пытаюсь сам найти ответ на этот вопрос и хочу разобраться в том страшном времени, когда произошла эта безумная резня.

***

1918 год – это год начала Гражданской войны. После Октябрьского переворота 1917 года в Петрограде, борьба за власть в Семиречье ужесточилась. В ноябре 1917 года в станице Надеждинская (ныне город Иссык) собрались представители казачества, а также казахские и уйгурские баи, которые поклялись, что будут союзниками в борьбе с большевиками. В январе 1918 года было сформировано Семиреченское войсковое правительство, которое защищало интересы казачества и зажиточной части казахского и уйгурского населения края. Но 3 марта в городе Верном власть захватили большевики, в крае установилась советская власть. В регионе было неспокойно. Общество было разделено: часть населения поддерживала «белых», другая – «красных». В апреле 1918 года началось восстание «белых». Казаки разгромили красногвардейский продотряд, который прибыл в станицу Софийская (ныне город Талгар) с требованием о сдаче 1000 пудов хлеба и оружия. «Белые» захватили власть в станицах Софийская, Надеждинская, Малая Алматинская.

Активно выступал за власть «белых» правитель Карасуйской волости Жамалдин Бушриев. Он был известным баем, общественным деятелем, сыном крупного богача Бушрибека, полковника казачьего войска. Волостной был единомышленником и союзником атамана Семиреченского казачьего войска, полковника Ионова и председателя войскового совета Маслова, непримиримых врагов советской власти. Для борьбы с большевиками Ж. Бушриев провел насильственную мобилизацию в уйгурских селах Карасуйской волости, им был сформирован небольшой отряд, в составе 50-60 человек. Этот отряд, вооруженный копьями, топорами, вилами, дубинками, волостной Бушриев погнал на штурм Верненской крепости. За этими людьми шли вооруженные белоказаки, готовые стрелять в спины уйгуров. Но нападающих встретила пулеметная очередь, и толпа рассеялась: попытка овладеть крепостью не удалась. После неудачного штурма Верного Бушриев скрылся в Кульдже.

Борьба за власть в Семиречье продолжалась: неспокойно было и в уйгурских кишлаках. Священнослужители Муса Дамулла и его брат Ибрагим из села Киикбай, вместе с двумя белыми офицерами, побывали в уйгурских населенных пунктах, где уговаривали местное население выступить против «красных» – начать газават с кафирами. Вновь был сформирован маленький отряд, но недалеко от села Чилик он был рассеян отрядом красногвардейцев. Организаторы этого «нападения» бежали за границу. Провокаторы пытались разжечь и межнациональную рознь среди уйгурских и русских крестьян из-за земли.

В это время, часть уйгуров поддерживала и большевиков. Широкую известность на территории Казахстана приобрели революционеры Абдулла Розыбакиев, Исмаил Таиров, чекист Махмут Хожамьяров. В составе первой мусульманской ячейки большевиков, организованной в Верном, было сорок пять уйгуров. Из уйгуров был сформирован 57 Таранчинский кавалерийский полк, отдельный дивизион и эскадрон.

Я не случайно рассказал о событиях в Верном и Чилике – они явились поводом для мураевских репрессий против уйгурского населения. Для упрочнения советской власти в крае в Верный был направлен красногвардейский отряд под командованием Е. Мураева. Из Ташкента вышел небольшой отряд, в нем было около 50 человек, но в Верный вошла армейская группа в составе 600 человек (по другим данным, около 1000 человек): по пути в столицу Семиречья к отряду присоединялись казаки, демобилизованные солдаты, русские крестьяне, горожане Пишпека и Токмака.

Мураевцами были сожжены несколько казахских аулов на территории нынешних Жамбылского и Карасайского районов, были жертвы и среди мирных жителей.

Мой близкий друг, казахский поэт и журналист, автор нескольких историко-публицистических книг, Ратбек Терликбаев в июне 2009 года встретился с 81-летним аксакалом Тореханом Серботаевым, жителем села Карасай (в прошлом – Тонреккуршин, а в советское время – Куйбышев) Жамбылского района Алматинской области. Аксакал, хорошо знавший историю родного края, поведал ему, что красноармейцами отряда Мураева, весной 1918 года, у аула Тонреккуршин были убиты четыре невинных человека из рода Мырзатай племени Кошек. Это Жумахан Егинбаев, Накысбек, сын известного религиозного деятеля Курмана сопи, имя и фамилия четвертого неизвестно. Спасаясь от зверства мураевцев, род Мырзатай скрылся в ущелье Шубарат, что недалеко от села Чемолган, ныне Ушконыр (публикуется впервые).

У станицы Любавинская (ныне город Каскелен) состоялась первая стычка мураевцев с казаками. Казаки оставили станицу, а вошедшие затем туда красногвардейцы расстреляли 13 мужчин.

Отряд Мураева, усиленный местными красногвардейцами, 21 апреля 1918 г. захватил Малую Алматинскую станицу, здесь ими было расстреляно около сотни казаков. С боями «красные» взяли станицы Софийская, Надеждинская, поселок Илийский. Мураевцы беспощадно уничтожали казаков, не щадили женщин и стариков. Они не жалели и жителей казахских аулов, поддержавших Апрельское восстание «белых».

Семиречье ужаснулось жестокостью «красных». Так началась Гражданская война в крае.

***

Далее путь мураевцев лежал по Кульджинскому тракту, через уйгурские села. Первый населенный пункт на его пути был Жанашар. Основанное в 1883 году село Жанашар было одним из красивейших в Семиречье. В нем проживало примерно 660 семей. Жанашар является родиной поэта Умара Мухаммади, одного из основоположников уйгурской советской литературы.

Вступив в Жанашар, мураевцы окружили кишлак и собрали местное население, якобы для митинга. Собрав, они погнали их к берегу речки, здесь раздалась пулеметная очередь. Люди падали друг на друга. Красногвардейцы убили примерно 860 невинных людей. Вернувшись в Жанашар, мураевцы начали насиловать женщин и девушек. Проведя ночь возле бездыханных тел, они двинулись в село Таштыкары. В этом населенном пункте изверги уничтожили 750 человек: расстреливали, шашками рубили раненых, продолжали насиловать женщин. В селе Ташкенсаз бандитами было убито около тысяча человек, среди них было немало и стариков. Зверства мураевцев продолжались и в других населенных пунктах: лилась кровь в селах Баяндай, Караторук. На малой родине знаменитого революционера Абдуллы Розыбакиева, в кишлаке Киикбай, они убили около тысячи человек, остальные, бросив родные дома, бежали в Кульджу. Около 3 тысяч человек мураевцы уничтожили в Лаваре. Они превратили в большое кладбище это село.

Многие годы одним из центров религиозного образования на юге Казахстана было село Корам. В те годы Корам называли второй Бухарой. В селе жило 900 семей, а население было более семи тысяч человек. Расцветали ремесла, здесь было немало гончаров, кузнецов, краснодеревщиков. На всю Центральную Азию здесь функционировало знаменитое медресе, многонациональные слушатели которого изучали не только Коран и основы ислама, но и арабский, персидский языки, светские дисциплины. В медресе преподавал известный религиозный деятель, педагог, ученый-теолог, имам Савут Ахун, который пользовался уважением не только среди уйгуров, но и казахов края. Его близкий казахский друг, тамыр Жумахан, узнав о погромах в уйгурских селах, в самый последний момент, перед приходом карателей, предложил Савут Ахуну покинуть Корам, но ученый решил в этот трагический час быть с земляками. Собрав все мужское население возле базара, мураевцы пулеметной очередью сразили их. Вновь изверги насиловали женщин, убивали случайных прохожих.

Внучка Савут Ахуна, известная уйгурская поэтесса, литературовед Патигуль Сабитова, которая хранила в памяти немало семейных преданий, рассказывала нам, что видя зверства мураевцев, теолог попросил, чтобы его убили последним. Во время убийства земляков Ахун читал суру из Корана «Ясын», лишь после того, как полегли все корамцы-мужчины, изверги убили Савута Ахуна. Известно, что красногвардейцы издевались над бездыханным телом имама.

Сотни людей были уничтожены палачами в селах Чилик и Байсеит. По сведениям журналиста М. Мушрапилова, более 200 человек было убито красногвардейцами в Большом Аксу. В этом селе «красные» прошлись по всем домам, собрав мужчин, усадили их в ряды по 10 человек. Сельчане решили, что им сообщат новости, но раздалась пулеметная очередь. Трагедия произошла на центральной улице, у дома имама Садыра. О случившемся в селе Большое Аксу поведали, чудом оставшиеся живыми, старушка Рошанхан, мальчик Умар и дед Пахардин. По рассказам этих людей, большеаксуйцы знали о зверствах мураевцев, и многие из них предлагали уйти в горы, но аксакал Рахметулла, который пользовался уважением среди земляков и сочувствовал красным, уговорил их остаться. Но и он был сражен пулей врагов, перед кончиной старик просил прощения у земляков.

Конечно, видя зверства палачей, люди сопротивлялись. Удивительная история произошла в селе Долайта. В этом селе жил гордый и красивый старик – великан Хавайда. Трое палачей ворвались во двор аксакала. Увидев хозяина, они попытались поставить его на колени, а затем зарубить шашками. Палачи накинулись на великана, но не смогли в рукопашном бою расправиться с ним. Смерть наступила лишь тогда, когда три пули сразили аксакала. Отважный старик встретил смерть стоя.

А теперь вернемся к рассказу моей мамы. Моя мама Ризванам Махмуткызы, которая прожила 80 лет, до конца своих дней гордилась своим дедом Надир кази Обуловым и его ролью по спасению малоаксуйцев во время этой карательной операции.

Из рассказа Ризванам Махмуткызы:

«Мой дед Надир Обулов избирался волостным правителем, многие годы являлся казием (судьей) Чарын-Аксуйской волости. Это был жесткий, решительный, с большими организаторскими способностями человек, умеющий в экстремальных ситуациях брать ответственность на себя. В 1916 году он выступил против мобилизации местного населения на тыловые работы. Надир, со своими джигитами, был среди тех, кто отобрал списки мужчин, направляемых на войну, у волостного правителя Азата.

Малоаксуйцы, среди которых были и сторонники «красных», готовились гостеприимно встретить мураевцев, но узнав о трагедии в Большом Аксу, Надир кази приказал своим землякам покинуть родное село: уйти в горы. Кази оставил последним Малое Аксу. Когда многочисленный отряд мураевцев вошел в населенный пункт, жителей в нем уже не было. Они нашли лишь одного человека – больного Турсуна Мамутова, который отказался бежать из родного села: враги убили несчастного».

О чудесном спасении малоаксуйцев немало писал историк и краевед Асым Касым, а в пору моего далекого детства я слышал эти рассказы и из уст маминых земляков старшего поколения.

Жертвы были и в соседнем селе Ават.

Жители села Тугмен с хлебом и солью встретили мураевцев, надеялись, что они их не тронут. Мураевцы разделили трапезу с жителями этого кишлака, их командира-палача не было с ними в тот момент. Тугменец Кадыр, который был в отъезде, узнав о трагедии в Большом Аксу, прискакал на лошади в село и крикнул землякам: «Бегите, бегите! Они убили аксуйцев, не пощадят и нас!». Тугменцы побежали к горе Караташлык, но здесь ираздались выстрелы мураевцев. Часть жителей села спаслись, но погибло 33 человека. В тот роковой месяц почти все жители села Кольжат перешли границу. И это их спасло. О погромах в селах Шункар, Кетмень, Малое и Большое Ачинока сохранилось мало информации.

По некоторым данным, на территории современного Уйгурского района погибло 300-400 человек. (Касим Асим Уйгур наhийаси… Алматы, 2005, с. 77).

***

Мураев неоднократно заявлял: «Если бы не я – советская власть в Семиречье не установилась бы».

***

Кем был командир отряда палачей? О Мураеве сохранилось мало сведений. На фотографии 1918 года я вижу человека, который не старше сорока лет. Этот ухоженный мужчина, очевидно, он был выходцем из средних слоев. Известно, что Мураев в прошлом принадлежал к партии социалистов-революционеров (эсеров), их основным методом борьбы за власть был террор. Но после революции Мураев примкнул к большевикам и защищал их интересы.

***

В историю многонационального Казахстана, уйгурского народа, Мураев вошел как палач, который уничтожил десятки тысяч человек. Многие годы правду о кровавой трагедии не говорили. В плане-проспекте документальной выставки из Архива Президента РК «Тернистый путь: трудный переход», в разделе «Октябрьская революция и Гражданская война» сказано: «Отрядом Мураева было расстреляно все мужское население нескольких уйгурских кишлаков. Когда в конце 1920-х гг. старейшины обратились с просьбой об установлении памятника на месте этой трагедии, они получили категорический отказ. Сохранилось только одно косвенное документальное свидетельство: во время кампании по пересмотру, проверке и чистке РКП (б) в 1921 г. в Джетысуйской губ. «вычищались» из рядов партии бывшие бойцы отряда Мураева, участвовавшие в «преступных деяниях». (АП РК Ф. 1. Оп. 1. Д. 307. Л. 7-8 об.).

В юности я был знаком с историком Маликом Кабировым, он владел большой информацией о тех кровавых событиях, называл их «красным геноцидом» по отношению к уйгурам Семиречья. Но в своей книге «Очерки истории уйгуров Советского Казахстана», изданной в советское время, не мог рассказать всей правды. Малик Кабиров пишет: «Часть уйгурского населения Верненского и Джаркентского уездов в мае-июне 1918 г. ушла в Кульджинский край. Прямым толчком к уходу ее в Китай явились незаконные репрессии по отношению к широкому уйгурскому населению со стороны чуждых элементов, проникших в ряды красногвардейского отряда Мураева, прибывшего из Ташкента в Семиречье для оказания помощи в упрочнении Советской власти». (Кабиров М. Н. Очерки… Алма-Ата, 1975, с. 149-150).

Машур Рузиев в своей книге «Возрожденный уйгурский народ» говорит: «Чтобы подорвать доверие уйгурских масс к Советской власти, контрреволюционное кулацкое отребье под маской красногвардейцев в ряде селений устроило погромы. Собирая население якобы для «проведения собрания», они в упор расстреливали людей из пулеметов и винтовок. Затем ходили по домам и убивали оставшихся в живых стариков, женщин и детей, насиловали девушек, грабили и сжигали жилье. Такой трагический эпизод произошел в селении Каратурук. Совершив кровавую расправу с жителями селений Корам и Лавар Верненского уезда, бандиты в форме красногрвардейцев пришли в Каратурук. Людей, около 300 человек, они согнали в скотный двор и открыли огонь по ним. Раненых бандиты добивали шашками. После ухода бандитов, оставшиеся в живых, собрав свои пожитки, ушли в горы, часть же населения осталась, надеясь, что погромщики сюда больше не придут. Однако их надежды не оправдались. На следующий день прибыла новая группа банды, и расстрелы ни в чем неповинных людей, грабежи, насилие повторились.

Огнем и мечом прошлись каратели по уйгурским селам, от поголовного истребления жители их спаслись, благодаря бегству в горы». (Рузиев М. «Возрожденный уйгурский народ». Алма-Ата, 1982, с. 127-128).

К сожалению, историки М. Кабиров и М. Рузиев были вынуждены, исходя из советской цензуры, называть Мураева и членов его отряда «чуждыми элементами, проникшими в ряды красногвардейцев» или «контрреволюционным кулацким отребьем».

***

Сколько человек погибло в этой кровавой мясорубке? Этот вопрос волнует многих людей. Долгие годы мне посчастливилось общаться с известным ученым, бывшим директором Института уйгуроведения АН РК Коммунаром Талиповым. Он неоднократно расказывал об этой катастрофе в истории уйгуров нашей страны. Зная его горячее сердце, любовь к многонациональному Казахстану, родному народу, я понимал, что Коммунар ака, конечно, не мог пройти мимо этой темы в своих работах. В статье «Работа большевиков с отходниками из Синьцзяна в 20-е гг. ХХ в.» он писал: «Среди беженцев из Семиречья (в Китае) было около 25 тысяч уйгурских бедняков, которые чудом спаслись от массового расстрела. Причем, все они были близкими родственниками тех 15 тыс. невинных уйгуров, которые были зверски убиты красноармейцами Мураева в мае-июне 1918 года на территории Алматинского и Жаркентского уезда». («Исследования по уйгуроведению». Т. 4, Алматы, 2001, с. 48).

Видный уйгурский поэт Малик Садиров написал исторический дастан « Уйгур кисмити…». Этот дастан явился плодом многолетнего кропотливого труда поэта и историка. Если о восстании уйгуров в 60-годах XIX века в Илийском крае мы узнали из дастана Билала Назыма «Китабы газат дар мулки Чин» («Священная война мусульман против китайцев»), то о событиях «Ату», очивидно, будущие потомки будут читать из книги поэта Малика Садирова. Поэт считает, что 23 тысячи уйгуров было убито мураевцами в Семиречье («Уйгур кисмити…». Алматы, 2012, с. 50). Подлинную цифру узнать сейчас, через 95 лет, к сожалению, очень трудно. Палачи не подсчитывали погибших, но фактом остается одно: было убито очень много народа. Современным историкам предстоит огромная работа в архивах, чтобы узнать истину.

В то трагическое время в истории уйгуров Семиречья братскую помощь своим сородичам оказали казахи края. Известны десятки примеров, когда казахи укрывали в своих аулах уйгуров, давали беженцам пищу, свою национальную одежду.

Огромную поддержку уйгурам на территории современного Уйгурского района оказал старейшина одного из родов племени Албан Тургенбай, друг Надир кази Обулова. Многие беженцы нашли пристанище на его жайлау в горах, старейшина помогал им и продуктами. После ухода карателей с сел Большое Аксу и Долайта, он и его джигиты принимали участие в похоронах сотен людей в этих населенных пунктах.

Кто дал команду о погромах в уйгурских селах? Или эта инициатива самого Мураева? До сих пор нет ответа на этот вопрос. Вероятно, что за действиями Мураева стояли высокопоставленные руководители советской власти.

Как закончился жизненный путь палача Мураева? В разгар Гражданской войны его направили в Ферганскую долину, где часть населения в те годы составляли кашгарские уйгуры. Там и нашла его уйгурская пуля, которая отомстила за многочисленные невинные жертвы в Семиречье. Вместе с Мураевым в Ферганской долине были уничтожены и многие бойцы его карательного отряда.

В 1918 году обезлюдели многие уйгурские села: посевы, домашние животные, дома были разграблены. Наверное о зверствах мураевцев знал 21-летний Адбулла Розыбакиев. Но что мог сделать молодой революционер, который страшно переживал за смерть безвинных людей?! Среди погибших было немало и его родственников, друзей, знакомых, а родное его село Киикбай прекратило существование. Позже, когда А. Розы­бакиев станет одним из руководителей республики, будет создана комиссия по выяснению обстоятельств этой трагедии и возвращению уйгуров в родные села. Являясь членом этой комиссии, он занимался беженцами, их возращением на родину и обустройством их в своих селах. Розыбакиев побывал в Кульдже, провел большую работу: встречался с беженцами, китайскими властями.

В 1926 году, через 8 лет после тех памятных событий, Абдулла Розыбакиев писал: «Не осталось мужчин, людей в 30-ти уйгурских селах Алматинского и Жаркентского уездов, которые, спасаясь от гибели, были вынуждены бежать в Китай. Пережив трудные времена на чужбине, многие вернулись, но до сих пор в Китае находятся 10 тысяч уйгурских беженцев. Начиная с 1920 года около 15-ти тысяч уйгуров вернулись в родные края, большинство из них вернулось в 1922–1925 годах. Возможно ли за этот короткий срок восстановить их дома, наладить жизнь? Нет, конечно. Органы советской власти разных уровней должны оказать беженцам необходимую помощь». («Тарих саваклири…». Алматы, 2010, с. 174).

Нужно прямо сказать: Абдулла Розыбакиев сыграл огромную роль в деле возращения уйгуров из Илийского края. Благодаря ему. многим беженцам была оказана помощь. Все ли беженцы вернулись в Казахстан? Нет, конечно. Многие потеряли доверие к советской власти. Потомки некоторых из них вернулись в Семиречье лишь в 50-х – начале 60-х годов прошлого века.

Разумеется, что Гражданская война 1918–1921 гг. не делила людей по национальному признаку. В горниле беспощадной и бессмысленной войны были убиты сотни тысяч невинных казахов, русских, дунган, киргизов… , но фактом остается одно: карательная операция отряда Мураева в мае-июне 1918 года была направлена, в первую очередь, против уйгуров края.

Прошло 95 лет после этих трагических событий. Из поколения в поколение в уйгурских семьях сохраняют память об этих погромах. О кровавой резне в Семиречье обязаны знать все жители многонационального Казахстана, о ней должно быть написано в школьных учебниках по истории, а в селах, где зверствовал отряд палача Мураева, – установлены памятники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабиров М. «Очерки истории уйгуров Советского Казахстана». Алма-Ата: «Наука», 1975, с. 149–150.

2. Рузиев М. «Возрожденный уйгурский народ». Алма-Ата: «Казахстан», 1982, с. 127–128.

3. «Исследования по уйгуроведению». Алматы, 2001, с. 48.

4. Архив Президента Республики Казахстана. План-проспект документальной выставки «Тернистый путь: трудный переход…» (1917–1937 гг.). Алматы, 2007, с. 8–39.

5. Аубакиров Э. «Семиречье: «красный террор»». «Экспресс К», № 64 (17179) от 15.04.2011.

6. Қасим А. «Уйғур наhийәси – достлуқ вадиси». Алматы, 2005, с. 74–78.

7. «Тарих савақлири яки өтмүшсиз келәчәк йоқ». Алматы: «Мир» 2010, с. 174.

8. «Уйғур қисмити яки «Ату» пажиәси hәққидә hәқиқәт». Алматы: «Мир», 2012, с. 7–51.

9. Абдрахманов М. «Ату» вақиәси – уйғурлар пәжиәси». «Уйгур авази», № 60, 26.03.1992.

10. Абдурахманов М. «Йәнә қанлиқ пажиә hәққидә». «Уйгур авази», № 20, 16.05.1998.

11. Исмаилов Р. «Очуқ геноцид», «Уйгур авази», № 75, 14.05.1993.

12. hасамдинов К. «Тарих бурмилашни халимайду». «Уйгур авази», № 137, 22.06.1992.

13. hасамдинов К. «Teshkensazdimu shundaq vaqie yuz bergen». «Уйгур авази», 30.05.1998.

14. Исмаилов Т. «hazirghiche tenimiz shurkinidu». «Уйгур авази», 14.05.1993.

15. Мансуров Т. «Qoramdiki qiyamet qaymet qayim». «Уйгур авази», 30.05.1998.

Исмаилжан Иминов
Мысль, 26.06.2013