Москва может получить ограниченную поддержку со стороны своих союзников
Услышав слова осуждения российского вторжения в Грузию со стороны Запада, президент Дмитрий Медведев смотрит на восток в надежде получить со стороны Азии хотя бы кивок в знак поддержки на встрече в Душанбе, пыльной столице Таджикистана.
Российский лидер обсудил вопрос поддержки Москвой сепаратистских регионов Южная Осетия и Абхазия со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао, в преддверии ожидавшегося в четверг саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - объединения, состоящего из России, Китая и четырех стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. ШОС, которая традиционно выступала против сепаратистских движений, скорее всего, не даст Медведеву официального одобрения, которое он хотел бы получить - но даже скромный знак поддержки будет приветствоваться.
"Главная цель России состоит в том, чтобы заручиться поддержкой своей военной операции со стороны организации и одобрения, в той или иной форме, признания независимости Южной Осетии (и Абхазии), - отметил Евгений Волк, московский аналитик базирующегося в США фонда "Наследие". - Очевидно, что Россия использует его в качестве противовеса Западу в своем конфликте и в признании Южной Осетии (и Абхазии)".
Китай - это лакомый кусочек. Пекин не заинтересован в том, чтобы присоединяться к западному хору неодобрения. Но он также не сделает ничего, что могло бы говорить о поддержке сепаратизма, из опасений подтолкнуть к действиям свои собственные меньшинства, такие как тибетцы и мусульмане-уйгуры в провинции Синьцзян. И те, и другие воспользовались Олимпийскими играми в Пекине, чтобы напомнить о себе.
Российский президент проинформировал своего китайского коллегу о ситуации в Южной Осетии и Абхазии, отметила представительница Кремля.
Не сказав почти ничего ранее во время кризиса, Китай в среду выступил с осторожным предупреждением по поводу шагов России по признанию регионов. "Китай обеспокоен последними событиями в Южной Осетии и Абхазии", - заявил представитель министерства иностранных дел Цинь Ган.
Два китайских академика отметили, что Китай мог бы решительно осудить признание независимости Южной Осетии и Абхазии, но попытается избежать публичного противоборства с Россией, которое может ослабить ШОС. После недавних событий в Синьцзяне Китай, вероятно, захочет воспользоваться встречей, чтобы усилить противодействие ШОС сепаратистам.
Эти противоречия говорят о том, что Москва и Пекин далеки от того, чтобы развить нечто похожее на глобальное сотрудничество. Кроме того, Китай, как и Запад, совершает посягательства на Центральную Азию, регион, который Россия считает своим задним двором, как и Кавказ. Конкуренция сосредоточилась на попытке заручиться поставками нефти и газа из богатых энергоносителями Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.
Вместе с тем Медведев не может рассчитывать ни на что большее, чем на символическую поддержку со стороны четырех других членов ШОС, являющихся бывшими советскими республиками с дружественными связями с Россией, но опасающихся стремлений России утвердиться в бывшем Советском Союзе. Их авторитарные лидеры не являются друзьями президента Грузии и демократической "революции роз", которая привела его к власти. Но они боятся прецедента, созданного российским военным вторжением. В каждом из этих государств есть этнические меньшинства - так, в Казахстане проживает 4,5 млн этнических русских, что составляет более трети населения.
Казахстан, доминирующая держава Центральной Азии, возглавляемая благоразумным Нурсултаном Назарбаевым, который балансирует свои связи с Москвой отношениями с Западом и с Китаем, с осторожностью призвал к политическому урегулированию конфликта.
Казахстан попытается избежать оскорблений, пытаясь сохранить свободу действий. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан еще меньше заинтересованы в поддержке сепаратистов. Киргизия и Таджикистан - это хрупкие государства со слабыми центральными правительствами, в то время как Узбекистан является диктатурой, подавляющей инакомыслие в стране, в том числе со стороны радикальных исламистов.
Лидеры ШОС также обсудят вопросы энергоресурсов, хотя предыдущие попытки разработки общей политики зашли не дальше деклараций о намерениях из-за столкновения интересов между Китаем и Россией и между Казахстаном и Россией.
ft.com, 28.08.2008
|