Главная страница
Уйгур театри
УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

         Уйгуры - народ древней и самобытной культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. около 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории современного Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времен во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали народные комики и фокусники. Однако профессионального театра у уйгур до Октябрьской революции не было. Установление Советской власти в Туркестане вызвало огромную активность художественного творчества уйгурского народа.

         В 1919 году в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драматические кружки, в 1920 году появились коллективы "Кок койнэк" (Синей блузы). Из наиболее одаренных участников художественной самодеятельности в 1934 году в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа профессиональный театр. Его создатели - участники самодеятельного кружка при алма-атинском клубе национальных меньшинств во главе с драматургом и актером Д. Асимовым. Первым художественным руководителем был А. Ардобус, а с 1935 года - В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из народных песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 году на основе самодеятельного кружка был создан второй уйгурский профессиональный театр в Казахстане - Джаркентский колхозно-совхозный театр (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были постановки: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по которому уйгурский театр в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной театр с базой в селе Чилик Алма-атинской области, в 1962 году из Чилика театр вернулся в Алма-Ату.
         В Узбекистане уйгурский театр был создан в 1935 году. В 1943 году начал работать республиканский уйгурский театр с базой в Андижане (Узб. ССР). Художественный руководитель театра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др. Источниками уйгурской драматургии являются богатый национальный фольклор, историческое прошлое и современная жизнь народа. В 1935 году Д. Асимов и А. Садыров написали музыкальную драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноименной популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский театр), рассказывающей о трагической судьбе уйгурской бедноты, ее борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посвящена пьеса "Омак-Омрак" Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), современной колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре театра. Уйгурский театр, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с национальными драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952).
         Уйгурский театр в Андижане ставил музыкальные и драматические спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1945) и др. В 50-60-е гг. поставлены спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - музыкальная драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посвящена народному поэту и герою национально-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в начале 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л Смоляниновой (1959), "Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тилли (1961) - о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и американских миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирическая комедия, направленная против пережитков прошлого, и др. От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистичный и этнографичный характер, национальный театр постепенно перешел к современным спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер музыкальной драмы, в них используются национальные музыкальные традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 году на сцене Казахского театра оперы и балета в Алма-Ате была поставлена первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе которой - музыка этого же композитора к одноименной пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижер Г. Дугашев.

         В репертуаре театра видное место занимают произведения русских, советских и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шелковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Ее друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955); "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу (1962), "Влюбленный Ташболта" Гулама (1964), "Отелло" (в заглавной роли - А. Шамиев) и др.
         Труппа Уйгурского театра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского искусства. В 1957 году труппу пополнили выпускники Ташкентского театрального института. В 1964 году при театре открылась актерская студия. Среди деятелей уйгурского театра: народные артисты Казахской ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; заслуженные артисты Казахской ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г. Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; режисер М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 года Уйгурский театр в Алма-Ате возглавляет заслуженный деятель искусств Казахской ССР С. Башоян.

Литература

1. Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза, "Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР", 1954, вып. 20;
2. Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958;
3. Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961;
4. Кужемьяров К., Уйгурский театр. "Огонек", 1955, М 50;
5. Виноградов В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 марта. А. Ив.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика