"Уйгурофобия" или Борьба с сепаратизмом по-пекински

Уйгуры один из древнейших тюркских этносов Центральной Азии, численность которого по неофициальным оценкам составляет около 18 миллионов человек. Из них 16 миллионов проживает в Синьзцзян Уйгурском Автономном округе Китая, 70 тысяч на территории Турции, около 40000 человек - Германии, и около 400 тысяч уйгуров в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. При этом современное расселение уйгуров в Средней Азии характеризуется маршрутом их иммиграции из Китая, т.е. первоначально большая часть осела в южных регионах Казахстана, остальные же мигрировали в Узбекистан и Кыргызстан.


Проводя краткий экскурс в историю, следует отметить два периода независимости государства "Восточный Туркестан" (Уйгурстан). Первый - в 17 веке, однако в результате китайской экспансии и внутренних распрей уйгуры теряют независимость до середины 20 века. Именно тогда в 1944 году, мусульманское население Синьдзяна автономного образования в составе Китая, воспользовавшись гражданской войной ханьцев, разделенных на Гоминьданцев и коммунистов, подняло восстание и провозгласило свою независимость, создав временное правительство Восточного Туркестана.

Новое государство развивалось по советской социалистической модели, при этом историки рассматривают в этом непосредственное участие Москвы, в интересах которой было существование "буферной" с Пекином республики. Однако в 1949 году по результатам закрытых переговоров Сталина и Мао Цзэдуна, первый взамен других геополитических уступок отдает неофициальный мандат своему китайскому товарищу на Восточный Туркестан. Может быть, по этой причине возвращавшийся из Москвы самолет с руководством Правительства Восточного Туркестана на борту терпит крушение при весьма загадочных обстоятельствах.

В последующем Пекин вводит вооруженные силы на территорию нынешнего Синьзцзян Уйгурского Автономного округа (СУАР) КНР, с целью подавления независимого режима. В данный период начинается первая миграция уйгурского населения в СССР, второй этап которой проходит в 60 годах прошлого столетия, когда китайские власти ужесточили борьбу с сепаратизмом и инакомыслием.

Изложенная выше хронологическая выдержка позволяет нам глубже разобраться в дифференциации нынешнего поколения уйгурского населения Казахстана. В частности, на современном этапе в указанной среде значительную роль играет разделение уйгуров на местных - исторически расселившихся на территории Семиречья, и выходцев из Восточного Туркестана - современного СУАР КНР. При этом обращалось внимание на то, что отдельные этнографические различия, встречающиеся непосредственно среди уйгурского населения, связанны с географическими особенностями его расселения и историческими событиями новейшей истории.

Так, постсоветские уйгуры, подвергшиеся аккультуризации советским режимом жили и воспитывались в отличных от своих китайских соотечественников. Поэтому неудивительно, что менталитет уйгуров, в свое время прибывших из Китая, отличался от советских уйгуров. Указанные критерии определяют многие стороны межличностного общения, отношения к материальным и духовным ценностям, сказываются на разницу взглядов и точек зрения. В то же время, объективная тенденция перехода казахстанского общества на рыночные отношения обуславливает сближение позиций обоих групп и сводит дефиницию к минимуму.

Социальная структура уйгурского населения в Казахстане весьма неоднородна. Так, около 2/3 проживают в сельской местности, главное занятие которых орошаемое и частичное земледелие, животноводство. Оставшаяся же часть в большинстве своем предприниматели, владельцы магазинов, кафе, мастерских и др., при этом со сложившейся прослойкой преуспевающих бизнесменов.

Характерным признаком уйгурской диаспоры Казахстана является их компактное проживание (по принципу "махаля"). Только в г.Алматы насчитывается около 67 жигит-беши (лидер махаля), районами проживания являются "Султан-Корган", поселок Дружба, Горный гигант. Кроме того, в регионе функционирует порядка 20 общественных объединений диаспоры, в число которых входят культурные центры, благотворительные фонды, молодежные организации, а также политические партии. Деятельность последних в свете развивающейся политизации уйгурского этноса вызывает интерес для многих политологов.

В частности, наиболее авторитетным политическим образованием уйгуров признан "Восточно-туркестанский национальный конгресс", штаб-квартира которого базируется в Германии. Последним должность Председателя ВТНК занимал Аркен Алптекин, сын одного из активистов Восточного Туркестана. Однако по причине своего слабого состояния Аркен Алптекин в сентябре текущего года подал в отставку и кандидатура его преемника до сих пор не определена. К вопросу об избрании приемника муссируется много слухов. В то же время, следует рассмотреть два реально сложившихся блока внутри ВТНК: первый составляют последователи А.Алптекина- Аскар Джан (лидер уйгуров стран ЕС) и его брат Анвар Джан, с другой активисты молодежного крыла Иса Долкун и сподвижники. Примечательно, что сторонниками т.н. "молодых" членов Конгресса в большинстве своем являются уйгуры, проживающие в Турции, взгляды которых основываются на переносе работы центра ВТНК в Стамбул, а также проведения кардинальных реформ путем активизации деятельности зарубежного уйгурского движения через централизацию и консолидацию всех организаций.

В свою очередь, ближайший сподвижник А.Алптекина- глава уйгурской диаспоры "Евросоюз" Анвар Джан в своем интервью в июля этого года казахстанскому журналу "КонтиненТ" подчеркнул приверженность курсу привлечения мировой общественности к проблемам защиты прав уйгуров СУАР КНР. По мнению авторитетных членов диаспоры, политика А.Джана строится на сотрудничестве с правозащитными организациями и отличается умеренностью политических взглядов. По этой причине, А.Джан периодически подвергается критике со стороны радикально настроенных активистов "Восточно-Туркестанского национального конгресса".

В то же время, несмотря на расположение Центра движения за самоопределение уйгурского народа за рубежом следует учесть, что большая часть этноса проживает в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане, только вследствие этого активистам ВТНК практически предопределено расширять свой электорат и проводить работу с соотечественниками указанных государств. Тем не менее, с точки зрения местных лидеров диаспоры, в большей степени именно казахстанские активисты должны быть представлены в работе Всемирного форума. Только на территории республики функционирует около двух десятков общественных организации, прошедшие официальную процедуру регистрации. Казахстанской общественности известны такие лидеры местной диаспоры как Кахарман Кожамберди (Народная партия Уйгурстана), Юсуп Мухлиси (Освободительный фронт народного Туркестана).

К сожалению, на настоящем этапе политологами резюмируется тенденция политизации уйгурского этноса, как в Казахстане, так и в Кыргызстане. Первопричиной указанного явления многие считают активную деятельность китайского Правительства, в интересах которого достичь раздробленности и разрозненности в общественно-политических структурах уйгурского движения. Еще древние трактаты китайского философа Сунь Цзы повествовали о целесообразности "направления течения реки войны в русло других государств, при этом огибая берега Поднебесной империи".

По оценкам аналитиков, проведенные государствами Шанхайской организации сотрудничества (Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан) в сентябре текущего года широкомасштабные антитеррористические учения на территории Синьдзян уйгурского автономного округа КНР носили скрытый подтекст демонстрации силы и мощи китайских военных.

В то же время, неоднозначной позиции придерживаются родственные уйгурам тюркские народы Средней Азии - казахи, узбеки кыргызы. Объединенные общими историческими корнями, религией и культурными традициями постсоветские государства в недавнем прошлом, отметившие декаду своей независимости намерены укреплять свой суверенитет и вести независимый внешнеполитический курс. Вместе с тем, экономически развивающиеся страны во многом зависимые от экспорта сырья вынуждены вести дипломатию с учетом национальных интересов Евразийских лидеров - России и Китая.

Большинство экспертов склонны полагать во внешнеполитическом курсе Пекина дальнейший вклад в развитие одного из органов ШОС - Региональной антитеррористической структуры (РАТС). На последнем заседании участников Шанхайской "шестерки" в столице КНР было принятое решение о переносе центра из Бишкека в Ташкент. Считается, что основным мотивом переноса послужили авторитет и компетентность узбекской стороны в борьбе с терроризмом.

Арнур Раимов, аспирант КазГНУ имени Аль-Фараби
ЦентрАзия, 09.11.2003

Комментарии

1. В Восточном Туркестане у уйгур под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

2. Китайское Правительство заинтересовано достичь раздробленности и разрозненности в общественно-политических структурах уйгурского движения.