Главная страница
Мы не террористы
Швейцария приняла двух уйгуров из числа узников Гуантанамо

         Утром 23 марта Швейцария приняла двух братьев из числа уйгурских мусульман, захваченных в 2001 году в Афганистане и с тех пор содержавшихся на американской военной базе Гуантанамо. 45-летний Аркин Манут и его 33-летний брат Бахтияр из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР провели в тюрьме Гуантанамо 8 лет, но им не были предъявлены какие-либо обвинения. По данным Amnesty International, в отношении этих уйгурских братьев имеется заключение властей Соединенных Штатов, что у них "нет никаких контактов с террористическими организациями".

         "Все идет хорошо, мы хотим предоставить им небольшую передышку, - сообщил 24 марта местным парламентариям президент кантона Юра Шарль Жуйар (Charles Juillard). - Хотим обеспечить им в ближайшие дни больше покоя". Члены парламента встретили его заявление аплодисментами. Два новых жителя кантона Юра проходят адаптацию к новым условиям, но пока - с целью защиты частной жизни - их местожительство не раскрывается, отметил Жуйар.

         Как заявляет министерство юстиции Швейцарии, эти бывшие узники Гуантанамо, получив убежище по гуманитарным основаниям, "ясно" выразили обязательство "уважать действующее законодательство" и изучить французский язык для интеграции в общество. Они согласились также заниматься поисками работы и обеспечивать свои основные нужды, говорится в заявлении министерства.

         Федеральное правительство Швейцарии согласилось с предложением властей кантона Юра о предоставлении убежища этим уйгурам. Соединенные Штаты возьмут на себя "добрую часть" расходов по их устройству, заявила ранее министр юстиции Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф. "Соединенные Штаты выражают благодарность правительству Швейцарии и кантону Юра за их пожелание поддержать усилия США по закрытию тюремного учреждения 'Guantanamo Bay'", заявил департамент юстиции США, добавив, что обе стороны намерены "продолжать консультации по поводу этих лиц".

         В том, что кантон Юра выступил с инициативой по принятию этих уйгуров, нет ничего неожиданного, считает журналист кантональной газеты Le Quotidien Jurassien Матье Расико (Mathieu G. Racicot). "В Юра существует сильная традиция открытости, - сказал он в интервью swissinfo.ch. - Кантон Юра, которому только 30, боролся за независимость от кантона Берн. Я не хочу сказать, что его население выступает в поддержку уйгуров в вопросе независимости - я никоим образом не имею этого в виду, но полагаю, что люди здесь ощущают некоторую солидарность с другими, мыслящими таким же образом".

         Как подчеркивает Расико, далеко не все в кантоне приветствуют появление бывших узников Гуантанамо - разговоры в бистро концентрируются вокруг трех тем: "Одни спрашивают, 'почему мы должны убирать американскую грязь?' Других волнуют расходы и еще говорят о безопасности".

         В начале года в кантон Женева прибыл третий бывший узник Гуантанамо, узбек по национальности, однако именно уйгуры вызвали протест со стороны Китая, явно недовольного невозможностью лишний раз продемонстрировать миру непримиримую борьбу с 'тремя силами зла' в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, например, приговорив братьев к смертной казни. 25 марта, как сообщает агентство Xinhua, Пекин выступил с протестом в адрес Швейцарии. "Китай решительно возражает против передачи Соединенными Штатами вышеупомянутых лиц китайского происхождения, подозреваемых в терроризме, третьей стране, а также возражает против принятия тем или иным государством этих лиц под каким бы то ни было предлогом", - заявил официальный представитель МИД КНР Цинь Ган. "Касательно вопроса о находящихся в Гуантанамо террористах китайского происхождения у Китая очень четкая позиция. Мы уже сделали справедливые представления соответствующим странам", - отметил он.

         Пекин вновь повторил, что "содержащиеся в Гуантанамо подозреваемые китайского происхождения" являются членами террористической группировки "Исламское движение Восточного Туркестана", включенной СБ ООН в санкционный список". Впрочем, этот комментарий внешнеполитического ведомства Китая, сделанный после сообщения о прибытии уйгуров в кантон Юра, выглядит обычной формальностью, необходимой для поддержания авторитета однопартийного режима.

         Член парламента Швейцарии социал-демократ Марио Фер (Mario Fehr) отмечает, что прибытие двух уйгуров не представляет проблемы. По его словам, "вопросы безопасности изучались Соединенными Штатами и нашим правительством, и нам сказали, что они готовы интегрироваться". Фер подчеркивает, что для Швейцарии было бы "немыслимо" уступить китайскому давлению и не принять их.

         Тогда как член парламента от крайне правой Швейцарской народной партии Ханс Фер (Hans Fehr) очень недоволен тем, что Швейцарии предложено разбирать тот бардак, за который, по его мнению, должны полностью отвечать Соединенные Штаты. "Президент Обама получил Нобелевскую премию мира, он же открыл этот лагерь и позволил выпустить заключенных, - с раздражением указывает он. - Америка должна сама решать эту проблему, это вообще не наше дело". Надо еще подумать, безопасны ли эти уйгуры, заявляет он, ведь они "явно не мальчики из воскресной школы".

         Представитель Amnesty International Лукас Лабхардт (Lukas Labhardt) напоминает, что речь идет о моральном долге Швейцарии, поскольку этим уйгурам угрожает суровая расправа в случае возвращения в Китай. "Для нас это вопрос прав человека в отношении этих заключенных, - цитирует его Deutsche Welle. - Они провели под замком 8 лет, без всякой надежды, без каких-либо идей по поводу того, что произойдет с ними теперь, когда Гуантанамо закрывается. 600 заключенных вернулись домой, но еще остались трудные случаи. В некоторых случаях, как с этими уйгурами, считается опасным выслать их обратно в Китай, но их нельзя отправить и в Соединенные Штаты. И то, что мы помогли им, совершенно правильно - такова моральная обязанность Швейцарии".

         В общей сложности в тюрьме, созданной на военно-морской базе США "Guantanamo Bay" на Кубе, содержались 22 уйгура, подозревавшихся в причастности к Исламскому движению Восточного Туркестана. В 2004 и 2005 годах все они были признаны властями США невиновными и подлежащими освобождению. В 2006-м 5 из них были переданы Албании, еще четверо в июне 2009-го обосновались на Бермудах, 6 в октябре отправлены на архипелаг Палау в Тихом океане. Один из тех, кто был принят Албанией, перебрался к сестре в Швецию, где получил статус беженца.

         Теперь там осталось только пять уйгуров, отказавшихся от переезда в Палау и еще одну страну, название которой не упоминается. Как заявляют представители Пентагона, они содержатся отдельно от других заключенных Гуантанамо в секторе под названием 'Camp Iguana', где им предоставлены дополнительные удобства, в частности, возможность получать готовую пищу из-за пределов тюрьмы и играть в компьютерные игры.

         1 марта Верховный суд Соединенных Штатов избавился от апелляции, поданной уйгурами из военной тюрьмы на Кубе по поводу того, могут ли судьи выносить постановления об освобождении узников Гуантанамо на территории США, если не найдется страны, которая примет их. Суд пояснил, что фактическая сторона дела претерпела изменения, так как эти уйгуры получили по меньшей мере по одному предложению о перемещении в другую страну.

         22 марта Верховный суд без комментариев отвел другой иск 4 уйгуров из Гуантанамо, добивавшихся уведомления за 30 дней о предстоящем перемещении из военной тюрьмы, поскольку они опасаются пыток в случае внезапного возвращения в Китай или в страну, имеющую тесные политические связи с Пекином. Таким образом, осталось в силе постановление нижестоящего суда, что судьи не могут пересматривать решения властей США о том, куда и когда будут отправлены заключенные.

         "В соответствии с объявленной политикой правительство не пересылает задержанного в страну, где он с некоторой вероятностью может подвергнуться пыткам, и окружной суд не может подвергать сомнению оценку правительства по поводу такой вероятности", говорится в постановлении Верховного суда.

         По сведениям, полученным Miami Herald от представителей Пентагона, в тот же день, 22 марта, из Гуантанамо были освобождены 5 узников: двое улетели в Швейцарию, а еще троих отправили в Грузию. Среди них два ливийца, в том числе, как уточнила для Miami Herald адвокат из Чикаго Горман (H. Candace Gorman), ее 47-летний клиент Абдель Хамид аль-Газзави (Abdel Hamid al Ghazzawi). Он женат на афганке и имеет дочь, а перед американским вторжением в Афганистан владел небольшим магазином в Джелалабаде. Министр внутренних дел Грузии Шота Утиашвили отметил, что утром 23 марта в Грузию прибыли три человека "из стран Ближнего Востока". "Они будут свободны, будут жить как обычные граждане и будут иметь постоянную связь со своими семьями", - добавил он.

         Последним перед этой группой из Гуантанамо был 24 февраля переправлен в Испанию 30-летний палестинец Валид Хиджази (Walid Hijazi). За решеткой на военной базе 'Guantanamo' остаются еще 183 узника "войны с террором".




5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика