Уйгурский цейтнот

16-19 апреля 2004 года в Мюнхене состоялся курултай, итогом которого явилось объединение Восточно-Туркестанского (Уйгурстанского) конгресса и Всемирного курултая уйгурской молодежи и создание Всемирного курултая уйгуров со штаб-квартирой в Мюнхене.

Несмотря на протесты со стороны правительства КНР, руководство ФРГ поддержало данный форум и создало все условия для его успешного проведения. В работе курултая участвовали 28 делегатов из 10 стран, которые единогласно поддержали кандидатуру Аркена Алптекина, и он был избран на должность председателя Всемирного курултая уйгуров.

Аркен Алптекин - не только наиболее авторитетный лидер зарубежной уйгурской диаспоры, но и популярный на Западе политический деятель, в разные годы работавший журналистом в американских и немецких СМИ. В последние годы он успешно возглавлял UNPO (Организация народов и национальностей, не представленных в ООН). На политическом олимпе Алптекин известен как миротворец и политический деятель, негативно относящийся к экстремизму и терроризму.

Является ли приход Алптекина и его единомышленников к руководству Всемирного курултая уйгуров закономерным процессом или случайностью?

Ответить на этот вопрос не просто. Дело в том, что ситуация в СУАР КНР, и особенно за его пределами, в странах, где компактно проживают уйгуры, не всегда находила объективное отражение не только в оценке политической элиты данных стран, что нередко негативно влияло на мнение широкой общественности, в том числе и центральноазиатских государств. Во многом это было следствием отсутствия единого политического центра. Что касается Восточно-Туркестанского (Уйгурстанского) конгресса, то дисбаланс между его относительно сильным руководством, с одной стороны, и относительно слабым составом команды - с другой, не всегда способствовал адекватной реакции на меняющуюся ситуацию. С учетом этого делегаты прошедшего курултая, принимая устав организации, который впервые обсуждался более года, сумели адаптировать основные его положения к требованиям не только современных реалий, но и современных международных организаций и набрать команду из людей, соответствующих выполнению этой трудной миссии. Не случайно на курултае были озвучены подходы и принципы, существенно отличающиеся от прежних форм его деятельности.

Сегодня в центре Европы сформирована организация, взявшая на себя ответственность за судьбу уйгурского народа, который по различным причинам оказался заложником своей истории, а также геополитического положения и природно-ресурсного потенциала Восточного Туркестана. Вместе с тем было бы неверным представлять Всемирный курултай уйгуров как совершенно новую международную организацию. Он правопреемник Восточно-Туркестанского (Уйгурстанского) конгресса, первое заседание которого прошло в 1992 году в Стамбуле, Всемирного курултая уйгурской молодежи, а также официально зарегистрированного в ФРГ Европейского союза восточнотуркестанцев.

Переименование и объединение организаций - это не только смена вывески, а, как нам представляется, наполнение содержания работы новым качественным содержанием, отличным от предыдущих подходов к решению "уйгурской проблемы".

В чем суть изменений?

Всемирный курултай уйгуров - международная уйгурская организация, адаптированная к условиям Европы и выросшая на европейской почве. А это значит, что принципы ее деятельности определяются европейскими стандартами, которым подчинены структура, стратегия и концептуальные положения данной организации. Сложностей с юридическим статусом организации не будет. В соответствии с законодательством ФРГ, если речь идет лишь об изменении названия, перерегистрация не обязательна.

Всемирный курултай уйгуров и история его создания мало знакомы широкой общественности стран Центральной Азии. Однако благодаря усердию некоторых СМИ, об уйгурах, по крайней мере в ряде стран Центральной Азии, сложилось во многом противоречащее действительности представление. Следует оговориться, что малозначимые и не зарегистрированные организации, деятельность которых в настоящее время сведена на нет, в свое время оказали уйгурам "медвежью услугу", содействуя закреплению за ними имиджа носителей идей экстремизма и терроризма. И в настоящий момент возникла потребность в консолидации совместных усилий со всеми организациями и движениями, именно по вопросу выработки общей позиции по "уйгурской проблеме", волнующей уйгуров, проживающих как в странах Центральной Азии, так и в других регионах мира. Эту нелегкую миссию и взял на себя Всемирный курултай уйгуров.

Согласно принятому уставу, в основе деятельности этой организации лежат следующие принципы:

- Борьба против терроризма. Терроризм для уйгуров опасен вдвойне, поскольку может стать поводом для физического уничтожения уйгурского народа. Терроризм неприемлем для уйгуров, где бы они ни проживали, и этот принцип должен стать основополагающим и обязательным для всех уйгурских общественных организаций, политических движений и партий.

- Уважение и полное соблюдение законодательства стран, гражданами которых являются уйгуры, исключение прецедентов возникновения угроз национальной безопасности этих государств.

- Диалог не только с демократическими силами Китая, но при возможности с руководством КНР.

Эти принципы свидетельствуют о том, что отношение складывающейся новой уйгурской политической элиты к своим проблемам и проблемам регионального и геополитического порядка в корне изменилось. Вместе с тем сегодня никто не питает иллюзий о возможности скорого решения "уйгурской проблемы".

Очевидно и другое, центр политической активности уйгуров начал перемещаться на запад - в Европу, США и Канаду, которые реально могут повлиять на демократические процессы в СУАР КНР, а также оказать давление на руководство КНР, которое, пользуясь своим влиянием в ШОС и ссылаясь на угрозу "уйгурского терроризма", стремится вывести ее на международный уровень.

По понятным причинам Всемирный курултай уйгуров не мог быть образован в одной из стран Центральной Азии. Во всех этих странах сложилась достаточно сложная ситуация с "уйгурской проблемой", на страницах желтой прессы муссируется вопрос об "уйгурском терроризме" в контексте проблем, не имеющих никакого отношения к уйгурам, в том числе и казахстанским. Вместе с тем не подлежит сомнению, что правительства ряда стран Центральной Азии вынуждены считаться с мнением правительства КНР, в особенности при определении подходов к решению "уйгурской проблемы".

В последние десять лет эта проблема, ранее мало известная мировой общественности, звучит на всех уровнях, включая международный. Причем неадекватность, импульсивность и полярность высказываний об уйгурах вообще и Синьцзяна в частности объясняется, на мой взгляд, отсутствием объективной информации о проблемах уйгурского народа, а также политическими и геополитическими соображениями и интересами определенных кругов.

Эту проблему Всемирный курултай уйгуров рассматривает как целостную - всего уйгурского народа, независимо от страны проживания, а для ее решения считает приемлемой стратегию, основанную на принципах Декларации о всеобщих правах человека. В соответствии с этим стратегия курултая будет основываться на принципах единства нации (этноса), общепризнанных нормах международного права и находить свое выражение в системе международных отношений, законов, а также договоров в контакте с международными организациями и движениями.

События последних десятилетий научили уйгуров давать трезвую оценку общей социально-политической ситуации в Центрально-Азиатском регионе и их возможным последствиям, как для самих уйгуров, так и для стран их компактного проживания. Это делает неприемлемой выбор уйгурскими политическими течениями экстремизма и терроризма, как одного из методов решения их экономических и политических проблем.

Не имея какой-либо международной поддержки, уйгурам было нелегко опровергать миф об "уйгурском терроризме". Различные незарегистрированные уйгурские организации на территории Казахстана и Киргизии вводили в заблуждение общественность не только своих стран, но и мировое сообщество. Возможно, слабая подготовленность существующих в Казахстане официальных общественных организаций или их нежелание заниматься политическими аспектами проблемы привели к тому, что СМИ при раскрытии внутриполитической ситуации относительно уйгуров в странах Центральной Азии основывались на высказываниях руководителей незарегистрированных организаций. Многие их требования совершенно справедливые по сути, возможно, не совсем удачны по форме. Конечно, эмоциональные, не выдержанные в политическом ключе декларации далеких от политики людей закономерно формировали условия для искажения складывающейся ситуации, в большинстве случаев не в пользу уйгуров. Информация преподносилась через систему "кривых зеркал" в строгом соответствии с политическим заказом. Во многом это было обусловлено отсутствием у уйгуров легитимного международного органа, на роль которого и претендует Всемирный курултай уйгуров.

Исходя из целей и задач, структура и руководящие органы Всемирного курултая уйгуров выглядят следующим образом:

председатель - Аркен Алптекин (ФРГ);

заместитель председателя - Мамет Тохти (Канада);

председатель ревизионной комиссии - Курэш Косэн (Швеция);

председатель исполнительного комитета - Алим Сеит (США);

зам. председателя исполнительного комитета - Аскаржан (ФРГ);

генеральный секретарь - Долкун Айса (ФРГ);

заместители генерального секретаря - Пархат Мухаммади, Нури Туркел (США), Аркин Амет (Турция), Абдрашит Турдиев (Казахстан)

фонд: Абликим Абдулкерим (ФРГ);

пресс-служба - Дильшат Ришит (Швеция), Омар Канат (США), радио - "Свободная Азия";

информационно-исследовательский центр - Аркен Акрам (Турция); в состав информационно-исследовательского центра включены - Шерипжан Надыров, Хамит Хамраев (Казахстан), Аркин Амет (Турция);

руководитель молодежного комитета - Бахтияр Шамшидин (Голландия);

руководитель женского комитета - Рисалат Арипова (Бельгия);

представители - Кахарман Ходжамберди (Казахстан), Розимамет Абдулбакиев (Киргизия), Сеит Тумтурк (Турция).

Каждый из руководителей указанных структур имеет команду, в которую входят по одному-два представителя из участвующих в конференции стран, в основном из числа профессионалов по соответствующей отрасли. Численность активных членов, вовлеченных в целенаправленную деятельность, может достигать полутора сотен человек. Членом курултая может быть любой человек, безотносительно гражданства и национальности, признающий устав и оплачивающий членские взносы. Последние дифференцированы по странам Европы, Америки, Центральной Азии и т.д.

Как видно, структура организации, ее цели и задачи направлены на сохранение уйгуров как этноса, и в этом нет никакого экстремизма, хотя некоторым кругам хотелось бы представить ситуацию в противоположном ракурсе. Принципы и подходы к решению этих задач, по мнению руководства курултая, могут быть реализованы только при широкой поддержке ведущих стран и мировой общественности в целом на основе демократических норм и международного законодательства, способных защитить уйгурский народ.

Что касается членов курултая, в подавляющем большинстве это люди в возрасте от 35 до 45 лет, в основном выходцы из СУАР. Нужно отметить, что за последние 10-15 лет они прошли суровую школу политической борьбы, в том числе и в Китае. Почти все они закончили высшие учебные заведения, помимо Китая, в Европе и США, прошли стажировки в различных международных организациях. Многие успешно работают в государственных структурах США, Канады, Германии, Швеции, Франции, Швейцарии, Турции и других стран, прекрасно владеют двумя или тремя европейскими языками.

Впервые в истории общественного движения зарубежных уйгуров собрана команда, способная цивилизованно решать поставленные перед ней задачи. Разработана структура и избрано руководство. Определены цели, задачи и функции курултая. Рассмотрены несколько вариантов стратегии курултая, в том числе выполненная казахстанскими участниками курултая, получившая высокую оценку Аркена Алптекина и других руководителей. Разработана программа на предстоящий год и подготовлена база для совершенствования и принятия стратегии.

Будучи участником Всемирного курултая уйгуров и очевидцем происходящих за последнее время событий, я хотел бы быть объективным и не абсолютизировать возможности его нового руководства или, напротив, умалять перспективы его деятельности. Дело совершенно в другом: к руководству Всемирного курултая уйгуров и других организаций приходят профессионалы или, во всяком случае, подготовленные к такого рода деятельности люди. Уже это внушает надежду, что при решении уйгурской проблемы будет меньше случайностей и наконец-то возрастает шанс, что "уйгурская проблема" будет озвучена аналогично тибетской, причем уйгурский народ давно живет этим ожиданием.

Пока трудно утверждать, что наступил новый этап в подходах в решении "уйгурской проблемы", однако начало уже положено, и это отвечает не только интересам уйгурского народа, но и интересам национальной безопасности стран Центрально-Азиатского региона, в том числе Китая, их демократизации и экономической интеграции.

Надыров Шерипжан Марупович,
председатель общественного объединения "Национальная ассоциация уйгуров" Алматы,
КонтиненТ, 22.06.2004

Примечании

Организация наций и народов, не имеющих представительства, англ. Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO) — международная неправительственная организация, цель которой состоит в защите интересов наций и коренных народов, не имеющих собственных государств и/или живущих на оккупированных или спорных территориях.

Идея создания организации для сотрудничества между различными народами с подобными проблемами и интересами была выдвинута в 1980-х участниками движения за право наций на самоопределение: тибетским активистом Церинг Джампой, уйгурским активистом Эркином Алптекином и давним сторонником Далай-ламы XIV Майклом ван Уолт ван Праагом, а также членом Конгресса Эстонии Линнартом Мяллем.

5 — 6 сентября 1990 году в эстонском Тарту прошла первая встреча народов, не имеющих представительства, на которой был подписан Меморандум о взаимопонимании, которым предусматривалось создание такой международной неправительственной организации. 11 февраля 1991 года во Дворце мира в Гааге, представителями из Армении, Эстонии, Грузии, Иракского Курдистана, Филиппинских Кордильер, Латвии, Восточного Туркестана, Палау, Тайваня, Татарстана, Тибета, Западного Папуа, а также от австралийских аборигенов, греков Албании и крымских татар был подписан Устав ОНН. В нём изложены цели организации, основанные на достижении целей народов представителей без применения насилия.

Местом расположения главного офиса ОНН была выбрана Гаага. ОНН также имеет офис в Брюсселе, представительство в Женеве и сеть партнеров и консультантов, основанных по всему миру. Организация финансируется за счет грантов от членов и пожертвования частных лиц и фондов.

Для достижения своих целей, ОНН обучает своих членов международному праву, международным организациям, дипломатии, и общественным отношениям. ОНН построил свой авторитет, став первой в мире организацией, предоставляющей информацию из отдаленных районов, как правило, пресс-релизы от таких групп, как Движение за выживание народа Огони.