Главная страница
Мы не террористы
Уйгурская проблема - налицо две тенденции:
радикализация и анархизация действий повстанцев

       Уйгурская проблема набирает обороты
         На фоне военного присутствия США в Центральной Азии


         Правозащитные организации обеспокоены тем, что Китай использует возглавляемую США компанию против терроризма для подавления национально-освободительного движения уйгур в Синьцзяне.
         "С 11 сентября в СУАР были арестованы десятки тысяч уйгуров", - указывает "Международная амнистия".
         С первых дней терактов в США Китай обратился к мировому сообществу с призывом включить "уйгурских сепаратистов" как объект в рамках борьбы с международным терроризмом.
         Пока на эту просьбу Пекина признать деятельность этнических сепаратистов в Синьцзяне как террористическую, так же как и на требование МИД Китая выдать стране всех пленных уйгуров в Афганистане, они получают от США отказ. Его суть заключается в том, что, по оценке американских экспертов, "это - не терроризм, а национально-освободительное движение".
         "Получив такой ответ, китайские власти не осмелились выдвинуть уйгурский вопрос во время последнего визита Джорджа Буша в Пекин", - заметил Юсупбек Мухлиси. По его словам, свои надежды на независимость уйгуры связывают с активным приходом США в Центральную Азию. "От отношения Штатов к нашей проблеме зависит судьба освободительного движения, и мы рады, что США отказались признать нас террористами", - сказал уйгурский лидер.
         "Китай обеспокоен присутствием США в Центральной Азии. С предоставлением Узбекистаном и Таджикистаном своих баз НАТО они вплотную приблизились к границам, что их тревожит", - отметил лидер Народного фронта освобождения Восточного Туркестана.

         От идей национального освобождения к тактике террора?

         По данным зарубежных уйгурских организаций, с начала активизации деятельности "этнических сепаратистов" в 1992 году и до февральских событий в Кульдже в 1997-м было зарегистрировано 700 вооруженных акций, взрывов и диверсий, направленных против китаизации Синьцзяна. Некоторые эксперты, указывают, что уйгурские движения переходят к тактике террора, и это тревожный фактор.
         "По сути, речь идет уже не о политическом движении, а об обыкновенных террористических актах, с которыми власти Китая не только могут, но и обязаны бороться всеми доступными средствами", - считает казахстанский ученый-китаевед.
         "И в данном случае ссылки на необходимость достижения "национальной независимости Синьцзяна" совершенно не уместны", - указывает Константин Сыроежкин в журнале "Континент".
         Кроме того, Пекин неоднократно выступал с заявлениями, что уйгуры проходили подготовку в лагерях Аль-Каиды в Афганистане и участвовали в военных действиях на стороне Талибана.
         Между тем, сами уйгуры неоднозначно оценивают эту информацию. "На стороне талибов действительно сражалось много уйгуров", - говорит уйгурский эксперт. С его слов, на юге Синьцзяна, в Кашгарии, есть небольшое местечко Ташкурган - афганский коридор, который сейчас блокирован китайцами. Во время войны СССР в Афганистане там находились несколько военных лагерей, созданных китайцами для обучения моджахедов. "Тогда обучение в лагерях прошли и уйгуры, которые ушли в Афганистан. Среди них много талантливых полевых командиров. И когда сейчас говорят, что среди талибов есть уйгуры, - это абсолютная правда", - утверждает эксперт.
         По его словам, все это делалось Китаем в противовес Советам, так же как и строительство Карокорумского шоссе, пробитого в сторону Пакистана, которое можно было использовать в качестве посадочной площадки для военных самолетов.
         "Уйгуры воевали не только на стороне Талибана, многие воевали в Северном альянсе", - сказал нам уйгур, который находился в тюрьме для иностранных военнопленных в Шибиргане в декабре прошлого года. Эту же информацию подтвердил и один из советников генерала Дустума в Мазар-и-Шарифе.

         Разрозненность уйгурских движений

         Слабым звеном в уйгурском движении является отсутствие единства и согласованности в вопросах достижения независимости Восточного Туркестана.
         Уйгурские движения, базирующиеся в странах Центральной Азии, выступают за радикальный путь достижения независимости, в то время как представители организаций, находящихся в европейских странах называют себя светскими националистами прозападной ориентации и видят путь решения проблемы в сотрудничестве с китайскими демократами, оппозиционно настроенными пекинскому режиму.
         "В КНР растет новое поколение китайских управленцев, получивших западное образование и все больше тяготеющих к мирному решению вопроса, в отличие от своих "старших товарищей по партии", на них мы и делаем ставку", - сказал нам уйгурский источник, поддерживающий мирный путь решения проблемы.
         Уйгурские движения не раз пытались объединиться, но пока безуспешно. Первый всемирный курултай уйгуров состоялся в декабре 1992 года в Стамбуле. Тогда уйгуры находились под впечатлением произошедших перемен в Центральной Азии. Бывшие республики СССР получили независимость, и уйгуры надеялись, что "среднеазиатские государства помогут своим братьям в Синьцзяне добиться свободы".
         "Состоявшийся курултай результатов не дал. Уйгуры не научились объединяться, и принципы землячества оказались по-прежнему слишком сильны", - говорит авторитетный уйгурский эксперт. По его мнению, все последующие встречи уйгурской диаспоры пока ни к чему не привели. "На сегодняшний день в среде уйгурского движения нет даже лидера", - указывает он.


Асель Беримжарова
The GLOBE, 11 апреля 2002


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика