Главная страница
Мы не террористы
Выполнение Киргизией "заказов КНР" по устранению неугодных уйгуров надо прекратить

Рамазан Дырылдаев

         29 декабря 2005 года новый Президент КР подписал Указ о продлении с 1 января 2006 года срока моратория на исполнение приговоров судов в отношении лиц, осужденных к исключительной мере наказания - смертной казни, до полной ее отмены законодательным путем. Новый мораторий, отличается от предыдущих тем, что является постоянным, в то время как предыдущие моратории прежней власти спекулировали формальной приверженностью к правам человека, т.е. смертная казнь в место того чтобы полностью отменятся, каждый год продлевалась, при этом условия содержания приговоренных ужасные, бесчеловечны.
         Сейчас в стране ждут исполнения высшей меры наказания около 180 человек. Всего же заключенных в нашей стране около семнадцати тысяч, и вот уже несколько лет эта цифра принципиально не меняется. Что станет с людьми, ожидающими исполнения высшей меры наказания после ее отмены, никто не знает. Дадут ли всем им разные сроки или станут держать в тюрьмах пожизненно, поместят на отдельную территорию или вместе с остальными заключенными - вопросов очень много. Сейчас смертники содержатся в СИЗО на тех же условиях, что и остальные заключенные. Их даже не расселили в одиночные камеры, как это положено по закону - просто места не хватает. Тем не менее, не смотря на то, что действует мораторий на исполнение, приговоры к смертной казни продолжают выноситься. Только за последний год, по данным Омбудсмена, в республике вынесено 20 приговоров об исключительной мере наказания. Об этом он сообщил на встрече с руководством Центральноазиатского проекта международной группы по предотвращению кризисов. Часть таких заключенных, как утверждает Омбудсмен, умирает, не дожидаясь исполнения приговора, - от туберкулеза или, что чаще, в результате суицидов.
         Правозащитники считает, что казнь за криминальные деяния в Кыргызстане должна быть вообще отменена. Пока же правозащитники призывает срочно объявить в судах мораторий на вынесение приговоров к высшей мере наказания. Так как нередки те случаи, когда государственные обвинители просят именного этого вида наказания. И суды продолжают выносить приговоры к смертной казни. К примеру, в Баткене, обвинение потребовало высшей меры наказания для четверых участников майских событий в Баткенской области. Как сообщил прокурор Баткенской области Рыскул Бактыбаев, в Кадамджайском районом суде закончилось судебное следствие по делу об участниках событий 12 мая 2006 года. Обвинение потребовало приговорить к высшей мере наказания Н. Шадиева, Т. Жороева, М. Худжаева, М. Рахманова, а также 20 лет лишения свободы - М. Жороеву, и 12 лет лишения свободы Д. Нишанбаевой.
         По словам судьи ведущего процесс Рахматылло Ирисов, судебное заседание продолжится 3 октября. Из числа осужденных к смертной казни по убеждению адвокатов и правозащитников есть дела, в которых речь идет о судебной ошибке, т.е. вынесенный приговор является незаконным, так как вынесен без достаточных оснований.
         Еще при прежнем правлении имели место факты "выполнения заказов КНР" на всяческое преследование неугодных им. Задержанные в КР уйгуры выдавались в КНР где им грозили пытки и смерть либо их судили в КР по делам в которых их вина была "доказана" фактически надуманными доказательствами, которые за частую противоречили друг другу. А вынесенные приговоры являются ни чем иным как дискредитацией правосудия демократического и правового государства Кыргызстан. Уйгурская общественность Кыргызстана, включая правозащитную организацию "Демократия" уверена, что их осудили незаконно. К примеру:

         - Шаткое положение или преследование за то что уйгур или заказ большого соседа? Верховный суд Кыргызстана на днях вынес окончательный вердикт по нашумевшему делу об убийстве лидера уйгуров Кыргызстана Нигмата Базакова. В отношении гражданина Узбекистана Отабека Ахадова оставлен в силе смертный приговор, который еще в декабре 2001 года был принят Свердловским районным судом, а затем сохранен без изменения Бишкекской городской Фемидой. Высшая мера наказания была назначена за расстрел в Бишкеке, возле Аламединского рынка, председателя общества "Иттипак" Нигмата Базакова. Также Ахадова признали виновным в совершении террористического акта в отношении китайских граждан, что он был членом экстремистской организации "ШАТ", других злодеяниях. Однако адвокат осужденного Нина Зотова сделала официальное заявление журналистам, что Верховный суд вынес "беспрецедентное решение", оставив в силе вердикт о смертной казни. По ее словам, в 11 томах дела нет достоверных и бесспорных доказательств причастности именно Ахадова к этой расправе. К примеру, отец погибшего, Абдихадыр Базаков, в своих показаниях утверждал, что в день убийства видел "стрелявшего, похожего на дунганина, корейца или китайца". А подсудимый по своей внешности никак не подходил под это описание. Он высокого роста и похож на кавказца. Об этом была распространена видеосъемка уйгурской общественности, в Европе, среди международных организаций включая Европарламент и по мнению уйгуров прежние Кыргызские власти делали это специально, чтобы дискредитировать уйгуров в Кыргызстане.Зотова считает, что следствие было построено на противоречивых показаниях свидетелей. С самого начала было впечатление, что задержали людей, не причастных к убийству. Более того, Зотова привела заключения судмедэкспертизы, подтверждающие, что из гражданина Узбекистана показания просто выбивали. Фактически обвинение было построено на письменных признаниях обвиняемого, хотя Ахадов вначале отказывался от них, но подписался под угрозой экстрадиции его на родину или в Китай. А там известно, что с террористами бывает - сразу к стенке.

         - Свердловский районный суд столицы вынес приговор двум подсудимым, обвиняемым в соучастии в убийстве депутата Жогорку Кенеша Баямана Эркинбаева. Обвиняемый Рузиметов заявил, что не принимал участия в убийстве депутата, а оружие, в незаконном хранении которого его обвиняют (автомат АКСУ с 419 патронами, пистолеты ТТ, Марголин), приобрел для самообороны. Второй обвиняемый Батыров клялся, что никакого разговора с Эркинбаевым о героине не было. По его словам, он, как хороший друг Баямана, приехал в Бишкек по его приглашению и был с ним рядом до смерти. Признательные же показания дал под давлением следователя СНБ. Однако суд не принял во внимание эти заявления, посчитав вину подсудимых убедительно доказанной.

         - Ахмед Гюнан гражданин Турции, Аскар Тохти уроженец СУАР гражданин Турции, Чотчаев Назыр гражданин Российской Федерации, Бахрамжан Ахмад уроженец СУАР гражданин КНР приговорены Ошским городским судом к исключительной мере наказания. Они обвинялись в создании преступного сообщества, организации терактов в г. Ош. Некоторые из вышеназванных лиц никогда не были в Кыргызстане. И утверждают, что дали признательные показания под давлением и применением силы со стороны сотрудников СНБ. По мнению адвокатов подсудимых, указанный приговор является вопиюще незаконным, противоречащим собранным по делу материалам и основанным на сомнительных выводах суда.
         Права подсудимых грубо нарушались, им не были предоставлены переводчики, не было обеспечено право на защиту в ходе проведения следствия. Доказательства, собранные по делу противоречат друг другу. А фактов подтверждающих основные обвинения вообще нет.

         - Приговоренный к смертной казни держит голодовку. 28 сентября, 2006.
         Уже более 10-дней держит голодовку Рустам Валиахметов. Он обвиняется в убийстве нескольких людей, и приговором Свердловского районного суда г. Бишкек 28 января 2005 года был приговорен к смертной казни с конфискацией имущества. По мнению адвоката Валиахметова Яны Галиулиной, в деле ее подзащитного нет никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о совершении Валиахметовым инкриминируемых ему преступлений, которые и он сам не признает. "А те материалы дела, которые, по мнению обвинения, свидетельствуют против моих подзащитных, доказательствами не являются, ибо они получены с нарушениями Уголовно-процессуального Кодекса, и поэтому в соответствии с Коституцией Кыргызской Республики, эти материалы должны быть признаны несуществующими и ссылка на них в суде недопустима", - написала в апелляционной жалобе адвокат. "Смертник" просит, чтобы его посетили и выслушали: Омбудсмен Кыргызской Республики Турсунбай Бакир уулу; Председатель Комиссии по правам человека при Президенте КР Турсунбек Акун; Представитель Генеральной прокуратуры; Представитель парламента республики; Представитель Конституционного суда страны.

         Журналисты "Голоса свободы" в 2004 году провели журналистское расследование о пытках в органах внутренних дел. Тогда им удалось получить видеозапись признания одной из свидетельниц, фигурировавших в уголовном деле Валиахметова - Маргариты Святенко. В момент беседы с журналистами, Святенко содержалась в СИЗО в селе Вознесеновка. Там же она рассказала, что оклеветала Валиахметова по требованию сотрудников милиции, которые обещали обеспечивать ее наркотиками и выпустить. Журналисты написали по данному поводу несколько обращений в правоохранительные органы и даже готовы предоставить видеокассету с записью беседы и признания Святенко. Однако ответов от руководителей правоохранительных органов не поступило.
         - К высшей мере наказания - расстрелу - приговорил судья Свердловского суда Замирбек Термечиков убийцу Халмурата Кадырова. Соучастницы преступлений - родная сестра Кадырова Михрей и его сожительница Назира Айдарова - лишены свободы на восемнадцать лет каждая с конфискацией имущества. Два подельника Кадырова, некие Стас и Бейнерд, сейчас находятся в розыске.
         По нашему мнению, смертная казнь в Кыргызстане должна быть отменена, не смотря ни на что. Во-первых, Президент и его администрация связаны обещанием европейскому сообществу покончить со смертной казнью. Во-вторых, отмена смертной казни диктуется тем направлением, по которому пошло в результате перестройки наше уголовное законодательство. В-четвертых, от отмены смертной казни зависит будущее сотрудничество Кыргызстана и Европейского Союза, судьба кредитов (инвестиций) и торговых преференций. И последнее, предполагаемая отмена согласуется с умонастроениями большей части интеллигенции и последователей религиозных культов у нас в стране.

         Доклад председателя Кыргызского Комитета по Правам Человека Рамазана Дырылдаева сделанные в Варшаве, на обзорной конференции ОБСЕ.


Centrasia.org, 07.10.2006


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика