Главная страница
Мы не террористы
Уйгуры: мечта о независимости и обвинения в экстремизме

         У нынешних волнений на северо-западе Китая - долгая предыстория.

         В основе протестов в Синьцзян-Уйгурском районе Китая лежат этнические трения между коренным населением провинции, мусульманами-уйгурами, и титульной нацией страны, китайцами-ханьцами.

         Во многих отношениях, ситуация в Синьцзяне напоминает другую мятежную китайскую провинцию - Тибет.

         Среди уйгуров сильно стремление к независимости - несмотря на то, что китайские императоры захватили территорию нынешнего Синьцзян-Уйгурского района еще в XVIII веке.

         Однако в 1940-х годах в Синьцзяне существовала независимая Восточная Туркестанская республика, и многие уйгуры до сих мечтают о ее восстановлении - хотя уже в 1949 году Синьцзян вошел в состав Китайской Народной Республики на правах автономного района.

         Но многие обозреватели указывают на номинальный характер этой автономии.

         Так, хотя губернатором Синьцзяна сейчас является уйгур, реальная власть принадлежит генеральному секретарю регионального отделения Коммунистической партии Китая - ханьцу.

         Возмущение уйгуров вызывает и массовая миграция в Синьцзян из восточных провинций Китая, в результате которой за последние 30 лет радикально изменилась этническая ситуация в районе. Сейчас уйгуры составляют всего 45% населения Синьцзян-Уйгурского района, тогда как ханьцы - уже 40%.

         При этом среди уйгуров бытует представление о том, что ханьцы пользуются в Синьцзяне привилегированным положением, и что миграционная политика китайских властей направлена на то, чтобы сделать автономию для уйгуров просто невозможной.

         Исламский элемент.

         Важной частью идентичности синьцзянских уйгуров является ислам, и одна из их главных претензий к Пекину заключается в том, что уйгуры воспринимают многие действия властей как религиозные притеснения.

         В Синьцзяне сейчас меньше мечетей, чем было до присоединения провинции к Китаю в 1949 году, и вся религиозная деятельность подвергается жестоким ограничениям. Согласно специалистам по региону, эти ограничения гораздо более суровы, чем те, которые налагаются в Китае на другие религиозно-этнические группы.

         Более того, в глазах китайских властей религиозные активисты в Синьцзяне ассоциируются с борьбой за независимость.

         Рука "Аль-Каиды"?

         После распада Советского Союза и возникновения независимых государств Центральной Азии, движение за независимость Синьцзяна получило новый импульс. В 1995 и 1997 годах там прошли массовые демонстрации, на подавление которых Пекин бросил значительные силы.

         Организаторы этих демонстраций были вынуждены или бежать за границу - в соседние страны Центральной Азии и даже Пакистан - или уйти в подполье.

         Сейчас активисты борьбы за независимость Синьцзяна базируются в самых разных странах. Многие уйгурские иммигрантские группы объединены во Всемирный уйгурский конгресс.

         Китайские власти называют уйгурских сепаратистов пособниками "Аль-Каиды" и заявляют о том, что они проходят подготовку в Афганистане и Пакистане.

         В ходе своей операции в Афганистане американские войска задержали более 20 уйгуров. Все они были отправлены на базу в Гуантанамо, однако впоследствии отпущены без предъявления обвинений.

         В любом случае, обозреватели ставят под сомнение, что уйгурские эмигрантские организации способны существенно влиять на ситуацию внутри Китая.

         По их мнению, у уйгуров Синьцзян-Уйгурского автономного района накопилось достаточно собственных обид, способных выплеснуться в массовые протесты.


Bbc.co.uk, 08.07.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика