Главная страница
Мы не террористы
"Андижанский синдром" для Восточного Туркестана

         Ситуация в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая продолжает оставаться напряженной. Китайские СМИ продолжают тиражировать сообщения о том, что обстановка в городе "стабилизировалась", но реальная ситуация от подобных реляций далека. В Урумчи население запасает продукты, чтобы не выходить на улицу в течение, по крайней мере, недели. "Продукты питания, прежде всего овощи, мясо и мясные продукты, даже в супермаркетах стали дефицитом", - передает китайское агентство. Ряд учреждений и предприятий объявили внеочередные выходные. В некоторых частях города режим комендантского часа действует и днем, хотя формально он снят с наступлением утра. Над городом барражируют вертолеты, на перекрестках видны бронетранспортеры.

         Официальный Пекин открыто переходит к репрессивным мерам, активно "приправив" старт массовых репрессий красивой фразеологией. Власти Китая намерены сурово наказать зачинщиков и участников беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), сообщило агентство "Чжунсиньшэ" со ссылкой на секретаря комитета Компартии Китая города Урумчи Ли Чжи. "Перед законом все равны - неважно, что ты за человек. Только в соответствии с законами мы обязательно будем строго наказывать тех, кто принимал участие в актах насилия", - заявил Ли Чжи на пресс-конференции в Урумчи. По его словам, в акции принимали участие много молодых людей, которые поддались на подстрекательства со стороны организаторов беспорядков. Если не будет доказана их причастность к наиболее жестоким моментам прошедших волнений, власти возьмутся за их "перевоспитание", сказал Ли Чжи. "Тех же, кто был задействован в серьезных актах вандализма, поджогах, и тех, кто продолжает создавать угрозу общественному порядку, будут строго наказывать в соответствии с Конституцией страны", - заявил Ли Чжи.

         Однако призывы к единству в устах партийного лидера Урумчи получили неожиданное, а вернее, ожидаемое воплощение. Как сообщает АПА со ссылкой на газету "Hurriyet", в городе Урумчи тысячи китайцев-хань вышли на охоту на уйгуров с ножами, дубинами и железными прутьями. Они, выкрикивая "Уберите уйгуров", "Сила в единстве", нападали на принадлежащие уйгурам магазины и дома. Полиция сначала дала погромщикам "порезвиться", а затем рассеяла толпу при помощи слезоточивого газа - до стрельбы на поражение дело не дошло. В самом деле, это же не уйгуры.

         Аресты приняли практически повальный характер: арестовывают мужчин и юношей старше 16 лет. В результате уйгуры в собственной столице - Урумчи - уже боятся выходить на улицу. Плюс ко всему в СМИ просачивается информация, что конфликт на фабрике в Гуандуне начался с того, что рабочие-китайцы приставали к уйгуркам, а не наоборот, как уверяли китайские и российские СМИ.

         Словом, ситуация в Урумчи продолжает развиваться по сценарию, знакомому нам еще по январской трагедии. Совпадает даже пиар - китайские газеты рассказывают о погромщиках, которые "избили девушек в кофточках с короткими рукавами". Апелляции к пресловутому "исламскому фактору" налицо: достаточно объявить уйгуров - они же мусульмане! - террористами, и на поддержку мирового общественного мнения они уже могут не рассчитывать.

         Вопрос, однако, в том, что еще во время Андижанского мятежа стало понятно: в случае "чрезмерного применения силы" апелляции к борьбе с джихадистским подпольем могут и не сработать. Не говоря уже о том, что уйгурское движение может рассчитывать на поддержку тюркоязычных и мусульманских стран.

         Так, по сообщению того же агентства АПА со ссылкой на СМИ Турции, на события в Восточном Туркестане Анкара отреагировала вполне официально. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: "Мы видим, что живущие в Турции уйгуры и почувствовавший эту горечь на себе наш народ справедливо выражают протест против этих событий. Мы всегда считали наших уйгурских братьев мостом между нами и Китаем, с которым у нас исторически сложились нормальные отношения. Должны быть приняты необходимые меры для пресечения зверств. Турция является временным членом Совета безопасности ООН в 2009-2010 годах. Мы выполним свою задачу в связи с событиями и в данной организации".

         Турция выразила официальный протест против массовых убийств уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе Китайской Народной Республики. Временный поверенный в делах КНР в Анкаре был вызван в МИД Турции и у него потребовали проинформировать о событиях. До сведения дипломата была доведена серьезная обеспокоенность Турции и то, что она не может молча взирать на происходящее. Официальная Анкара напомнила, что турки и уйгуры - родственные народы. В свою очередь, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу добился того, что в совместную декларацию, принятую на проходящем в Стамбуле заседании Совета министров иностранных дел Совета Турция - страны Персидского залива, включен пункт, в котором выражается обеспокоенность событиями в Китае. Давутоглу также встретится с генеральным секретарем Организации Исламская конференция Экмаледдином Исханоглу, чтобы попросить его привести в действие ОИК - именно эта организация, и тоже по инициативе Турции, 19 лет назад прорвала международную "информационную блокаду" вокруг январской трагедии в Баку.

         Более того, реакция ведущих зарубежных СМИ тоже не оставляет сомнений: "Кровопролитие в Синьцзяне свидетельствует об устойчивом недовольстве некоторых китайских меньшинств ограничениями, наложенными, как они считают, на их религиозные и культурные практики, - указывает, в частности, Bloomberg. - Исповедующие ислам уйгуры, которые составляют меньше половины 20-миллионного населения Синьцзяна, жалуются на дискриминацию и несправедливое разделение ресурсов региона".

         В свою очередь, The Wall Street Journal в редакционной статье напоминает: "Авторитарные государства обычно менее устойчивы, чем кажется, и Китай здесь не исключение. Возникшие на этой неделе этнические волнения в западной провинции Синьцзян стали самыми смертоносными со времен "культурной революции" в 70-е годы. И пока китайские власти не станут по-настоящему отвечать перед своими гражданами - как представителями этнического большинства хань, так и национальными меньшинствами, несущие смерть бунты такого рода будут продолжаться". "Драконовская политика Пекина в провинции Синьцзян отчасти объясняется страхом перед тем, что мусульманская этническая группа уйгуров, говорящих на тюркском языке, хочет выйти из состава Китая, - - указывает WSJ. - Но такие страхи не могут служить оправданием карательных и подчас жестоких действий Китая по подавлению уйгуров". По мнению газеты, проводимая Китаем в Синцзяне "политика угрожает самому существованию уйгурской культуры. Сегодня уйгуры, согласно официальной китайской статистике, составляют менее половины населения Синьцзяна, хотя в 1949 году, когда армия Мао Цзедуна взяла этот район под свой контроль, их там проживало 75 процентов. Недавно правительство объявило, что снесет древний город Кашгар, являющийся центром уйгурской культуры, и взамен построит "новый" древний город. Китай также ограничивает использование уйгурского языка в школах и требует, чтобы государственные служащие питались в период Рамадана, когда благоверные мусульмане в дневное время постятся". Как уверены в газете деловых кругов США, "подобно жестокому ответу Пекина на восстание в Тибете, подавление протестов в Синьцзяне лишь усилит движение уйгуров за независимость."

         А это значит, что "уйгурскому фактору" уже уделяется куда больше внимания, чем этого ожидали в Пекине. И уйгуры - это уже не забытый народ с никому не известной трагедией.


А.Шакур
Эхо, 10.07.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика