Главная страница
Мы не террористы
Бунт в Поднебесной
Китай столкнулся с серьезными межнациональными проблемами

         Тенденции к дестабилизации "Евразийских Балкан", признаками которой в мае-июне 2009 г. стали вооруженные столкновения и теракты в кавказских республиках России, Узбекистане, Киргизии, а также массовые беспорядки в ходе президентских выборов в Иране, к началу июля проявились и в Китае. В наиболее взрывоопасном регионе КНР - Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) - вспыхнул острый межэтнический конфликт, в который оказались вовлечены два крупнейших народа этого региона - китайцы (ханьцы) и уйгуры. Помимо непростых межэтнических отношений конфликт обостряет религиозный фактор - в отличие от китайцев уйгуры являются мусульманами, что придает противостоянию конфессиональный характер.

         В условиях информационной закрытости Китая понять, что же послужило непосредственной причиной столь ожесточенного конфликта, довольно трудно. В западных СМИ циркулирует версия о том, что столкновения между уйгурами и ханьцами начались еще в июле с конфликта на одной из фабрик города Шаогуан, расположенного в южной провинции Гуандун. Согласно этой версии один из жителей города разместил в сети интернет сообщение о том, что шестеро уйгуров изнасиловали двух девочек. Китайские власти считают эту информацию ложной. Тем не менее, сообщение вызвало ожесточенную драку между работавшими на фабрике уйгурами и ханьцами, в результате которой 2 уйгура погибли и еще 118 были ранены.

         5 июля беспорядки перекинулись на центр Синьцзян-Уйгурского автономного района - город Урумчи. Вышедшие на демонстрации уйгуры стали жечь автомобили, нападать на прохожих и сотрудников органов безопасности. Вскоре число участников демонстрации выросло с нескольких сот до нескольких тысяч. По утверждению китайского информационного агентства "Синьхуа", демонстранты были вооружены ножами, камнями и дубинками. Кадры видеосъемки, распространенные китайским телевидением, демонстрировали раненых ханьцев, горящие машины и разгромленные дома. В результате столкновений было убито 156 человек, более 1000 были ранены, пострадало более 260 машин и 200 магазинов и зданий. В городе был отключен интернет, который демонстранты использовали для связи друг с другом, не работала сотовая связь. Ночью китайские власти ввели в Урумчи комендантский час.

         В ходе подавления беспорядков было задержано около 1400 уйгуров. Во вторник 7 июля уйгуры вышли на улицы с требованием освободить задержанных, в результате чего беспорядки вспыхнули с новой силой. По информации ВВС, в акциях протеста участвовали сотни пожилых уйгурских женщин, которые требовали освободить их арестованных родственников. К вечеру вторника на ответную демонстрацию вышли вооруженные ножами и дубинами ханьцы, которые стали нападать на уйгуров и громить принадлежащие им магазины. В среду помимо полиции и внутренних войск, которые применяли против демонстрантов водометы и слезоточивый газ, в город были введены армейские части и бронетехника.

         По свидетельствам очевидцев, межэтнические столкновения в Урумчи отличались крайней ожесточенностью. Во время конфликта в городе находились сотни граждан Казахстана, у которого с Синьцзяном существуют тесные экономические связи. По словам казахстанского журналиста С. Пономарева, которого цитирует интернет-ресурс "ЦентрАзия", выстрелы в городе не смолкали ни днем, ни ночью. Во двор отеля, где он находился, "забежал окровавленный молодой уйгур и скончался. Его закрыли саваном, и до утра он там пролежал мертвый". Причем, это был далеко не единичный случай: "друзья и знакомые говорили: убили одного, перерезали горло другому". Проявления крайней жестокости с обеих сторон лишь провоцировали ответную жестокость.

         Помимо Урумчи акции протеста уйгуров проходили и в других населенных пунктах СУАР. В понедельник около 200, а по другим сведениям - 300 человек, выкрикивая лозунги "Аллах акбар", собрались у мечети в древней столице края - Кашгаре, но были разогнаны полицией. О том, что ситуация в Синцзяне может выйти из-под контроля, свидетельствует решение председателя КНР Ху Цзиньтао покинуть саммит "Большой восьмерки" в Италии и вернуться в Пекин. Кроме того, по сообщению агентства "Синьхуа", Ху Цзиньтао отменил свой государственный визит в Португалию.

         Власти КНР и проживающие за рубежом уйгуры высказывают противоположные версии причин беспорядков. По мнению официального Пекина, волнения были спровоцированы и управлялись из-за рубежа, а ответственность за них несет Ребийя Кадир - проживающая в США глава "Всемирного конгресса уйгуров", которая раньше вела успешную предпринимательскую деятельность в Китае. По мнению китайского официозного издания "Жэньминь жибао", опубликовавшего в связи с событиями в Урумчи редакционную статью, беспорядки "были подготовлены реакционными силами из-за рубежа для того, чтобы... добиться раскола и препятствовать развитию нашей страны".

         Уйгуры же главной причиной беспорядков считают миграционную, социально-экономическую и этнокультурную политику китайских властей - массированное переселение в районы их традиционного проживания ханьцев, привилегированное экономическое положение последних, в связи с чем коренному населению СУАР трудно найти работу, а также стремление ассимилировать уйгуров, ограничивая распространение их языка и религии. Кроме того, уйгуры обвинили китайские власти в том, что они отдали приказ стрелять по демонстрантам, что повлекло за собой многочисленные человеческие жертвы. По сведениям уйгурской стороны, всего в ходе беспорядков в Урумчи были убиты не 156, а 840 человек, причем 90% из них - уйгуры.

         В прошлом Синьцзян не являлся этнической территорией ханьцев. В состав Китая он вошел в XVIII веке в результате завоевательных походов Цинской империи. Тем не менее, вплоть до последней трети XX века радикальных изменений в этническом составе его населения не происходило. В период кризиса китайского государства Синьцзян не раз охватывали освободительные восстания. Окончательно он вошел в состав КНР в 1949 г. После начала радикальных экономических реформ власти КНР начали переселять на территорию СУАР ханьцев, которые должны были укрепить влияние Пекина в этом неспокойном регионе. К 2000 г. уйгуры составляли 45,2% (8,3 млн.), а ханьцы - 40,6% (7,5 млн.) жителей СУАР, почти сравнявшись с ними в числе. Еще 6,7% (1,2 млн.) населения района составляли родственные уйгурам казахи.

         Столь значительные изменения в составе населения региона, еще недавно являвшегося преимущественно тюркоязычным, не могли не вызвать у уйгуров опасений по поводу сохранения их национально-религиозной идентичности. В гораздо меньшей степени, чем ханьцам, им доставались и плоды бурного экономического роста, наблюдавшегося в КНР на протяжении последних десятилетий. И как бы ни старались китайские власти отрицать объективные факторы беспорядков, списывая все на происки внешних сил, игнорировать их наличие вряд ли получится.


Александр Шустов
Novopol.ru, 10.07.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика