Главная страница
Мы не террористы
Пол Гобл: Волнения в Синьцзяне напоминают Алматы в декабре 1986

         Вести из Синьцзяна - снова в заголовках мировых новостей. Уйгурский вопрос - вновь на повестке дня. Едва ли можно сказать, что распри между уйгурами и этническими китайцами стали неожиданностью для экспертного сообщества, - слишком уж хорошо известны исторические корни этого конфликта. Другое дело - глубинные причины разыгравшейся в Урумчи баталии, равно как и ее возможные политические последствия. И о том, и о другом идут острые дискуссии.

         Стремясь ознакомить свою аудиторию с различными трактовками происходящего, Русская служба "Голоса Америки" попросила прокомментировать ситуацию в Синьцзяне американского политолога Пола Гоббла.

         Мистер Гобл, давайте начнем с традиционного вопроса: кто виноват?

         Пол Гобл: Виноваты китайские власти. Вот уже более 30 лет они поощряют переселение этнических китайцев в Синьцзян - с тем, чтобы изменить этнический состав населения. Пекин сделал все, что было в его силах, чтобы уничтожить местную культуру, чтобы разрушить религиозную жизнь уйгуров и других тюркско-мусульманских народов этого региона. Дело доходило до разрушения - по крайней мере, частичного - городов, в том числе Кашгара. И выступление уйгуров - это акт отчаяния.

         По вашим сведениям, участвовали ли в волнениях другие некитайские народы Синьцзяна - казахи, кыргызы, узбеки?

         Насколько мне известно, они пытались остаться в стороне от конфликта. Но за последние 24 часа поступает все больше сообщений о казахах, кыргызах и узбеках, бегущих через границу в центрально-азиатские республики. Кроме того, зная, как высок у тюркско-мусульманских народов процент смешанных браков, можно с уверенностью сказать, что какие-то представители всех этих этнических групп участвовали в акциях протеста.

         Пекинские власти возлагают ответственность за случившееся на зарубежных уйгуров, обвиняя, к примеру, Ребию Кадыр в организации беспорядков. Действительно ли уйгурская диаспора сыграла какую-то роль в нынешних событиях?

         На мой взгляд, это полный абсурд. Такого рода обвинения ничем не отличаются от тех, что в свое время звучали из уст советских официальных лиц. Впрочем, Пекин и сегодня использует аналогичные формулировки, когда речь идет о сопротивлении в Тибете. Здесь верно лишь то, что жителям Синьцзяна, конечно, по душе то, что хоть какая-то часть международного сообщества, в первую очередь, уйгурская диаспора, проявляет к ним внимание. Тем не менее, нынешние события имеют совершенно иную природу: они не были вдохновлены и тем более организованы какими бы то ни было силами, действующими из-за рубежа. Китайские власти пытаются просто-напросто переложить на других ответственность, которая в действительности целиком и полностью лежит на них самих и обусловлена их полной неспособностью учитывать культурную и религиозную специфику как уйгуров, так и других народов Синьцзяна.

         В интервью Русской службе "Голоса Америки" московский аналитик Андрей Грозин особо отметил экономический аспект проблемы. По его словам, в ситуации кризиса Пекин не может выделять на развитие Синьцзяна такие же деньги, как раньше, и это, по крайней мере, отчасти, стало причиной беспорядков. Ваше мнение?

         Думаю, что это не совсем объективный взгляд на события. Пекин вкладывал в Синьцзян большие средства на протяжении последних 30-40 лет. Причина тому - богатые природные ресурсы региона. Кроме того, именно здесь воплощается в жизнь китайская ядерная программа. Кстати, именно на этот период приходится и массовое переселение сюда китайцев - инспирированное сверху. Если бы приведенный аргумент был справедлив, то взбунтовались бы этнические китайцы, а не уйгуры. Ведь на предприятиях, о которых идет речь, работают китайцы, а вовсе не представители коренного населения. Они-то и пострадали от кризиса. Что же касается уйгуров, то их участь и раньше была незавидна.

         Иными словами, эту ситуацию можно сравнить с той, что некогда была характерна для центрально-азиатских республик бывшего СССР?

         Да, особенно с Казахстаном, где некоторые предприятия строились с расчетом на привлечение русского населения, с целью увеличить процент русских в республике. Существенно и другое: есть явное сходство между декабрьскими событиями 1986 года в Алматы и тем, что сегодня случилось в Синьцзяне.


Алексей Пименов (Русская служба "Голоса Америки", США)
CA-NEWS (CA), 10.07.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика