Главная страница
Мы не террористы
Музей войсковых уйгур

         Уйгуры громко напомнили миру о своем существовании, но выбрали для этого самый неудачный момент

         Уйгуры, коренной народ китайской провинции Синьцзян, завидуют жителям Тибета. О борьбе тибетцев за независимость знает весь мир. "Им сочувствует Мадонна, помогает Ричард Гир", - говорит Джанат Рошанова, член уйгурского землячества Москвы. О судьбе уйгуров в мире знают мало, а те, кто знает, склонны связывать их с радикальными исламистами.

         Уйгуры - один из древнейших тюркоязычных народов, по вероисповеданию мусульмане-сунниты. Их предки - кочевники Восточного Туркестана. Китайцы захватили их территорию еще в XVIII веке и назвали ее Синьцзян - "новая граница". С тех пор уйгурам три раза удавалось вновь обрести независимость, правда, совсем ненадолго. В беседе с корреспондентом Newsweek уйгуры часто употребляли фразу "когда у нас было свое государство…".

         "Тибетское правительство в изгнании 50 лет лоббирует свои интересы, нам их не догнать, - сокрушается Асгар Джан, вице-президент Всемирного конгресса уйгуров. - У тибетцев есть козырь: далай-лама, мало того что духовный лидер всех буддистов, так еще и с Нобелевской премией".

         У уйгуров тоже есть лидер - Рабия Кадыр, 62-летняя мать одиннадцати детей. Она успешно занималась бизнесом в Китае, но десять лет назад получила тюремный срок - ее обвинили в подрыве национальной безопасности. После освобождения в 2005 году Кадыр эмигрировала в США и возглавила Всемирный конгресс уйгуров. Ее три раза номинировали на Нобелевскую премию, но так ее и не дали. Китайцы также обвиняют Кадыр в уклонении от уплаты налогов. На минувшей неделе к этим обвинениям добавилось еще одно - организация самых серьезных беспорядков со времен протестов на площади Тяньаньмэнь.

         В результате бунта в Урумчи, столице Синьцзяна, погибло по меньшей мере 156 человек. По официальной версии почти все погибшие - китайцы. Но уйгуры настаивают, что среди них жертв было больше, также как и арестованных. Всего было задержано 1434 человека. В регион ввели войска и объявили комендантский час. Председатель КНР Ху Цзиньтао прервал поездку на саммит G8 и срочно вернулся на родину. Все это напомнило Западу о существовании "второго Тибета". Но на серьезную международную поддержку уйгурам рассчитывать не стоит: в условиях экономического кризиса вряд ли кто-то захочет портить отношения с Китаем.

         ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ

         В 1940-х годах СССР поддерживал сепаратизм уйгуров, но с победой коммунистов в Китае в 1949 году признал Синьцзян зоной эксклюзивных интересов Пекина. В Синьцзян ввели армию, началось переселение в регион ханьцев - этнических китайцев. Волнения в Синьцзяне - дело привычное. Но такого кровопролития, как на прошлой неделе, не было давно.

         Все началось с бытовой ссоры, произошедшей не в Синьцзяне, а в провинции Гуандун на юго-востоке Китая. На местной фабрике по производству игрушек работает много уйгуров. Кто-то пустил слух, что двое из них изнасиловали коллегу-китаянку. Власти не стали расследовать инцидент. Тогда китайцы разгромили общежитие уйгуров. В потасовке погибло два выходца из Синьцзяна. Это произошло в воскресенье, 26 июня.

         Пока тела погибших дошли до далекого Урумчи, слухи об инциденте разрослись до невероятных масштабов. В городе говорили уже о 200 убитых уйгурах. Ко всему прочему власти Гуандуна выяснили, что никакого изнасилования не было.

         5 июля тысячи жителей Урумчи вышли на улицы с требованием наказать виновных. Митинг проходил мирно. Тем не менее полиция пошла на разгон демонстрантов. В ответ они начали громить центр города и избивать этнических китайцев. Побоище продолжалось всю ночь. По данным уйгурских сайтов, полиция вела по людям беспорядочный огонь.

         6 июля из-за опасений дальнейших беспорядков в Урумчи отключили интернет и мобильную связь. Ближе к вечеру глава Синьцзяна Нур Бекри (лояльный к Пекину уйгур) заявил, что ситуация под контролем. Китайские власти даже решились на необычный шаг и привезли в город 60 иностранных журналистов. Им выдали материалы с официальной трактовкой произошедшего, а также фотографии убитых и раненых ханьцев. И повезли на экскурсию по разгромленным улицам.

         Организаторы пресс-тура не ожидали, что приездом гостей воспользуются родственники арестованных накануне уйгуров. На улицы вышли сотни женщин с детьми. Они блокировали движение. В присутствии иностранцев полиция не стала разгонять их силой. Но тут на активные действия решились сами ханьцы. Они вооружились арматурой и пошли громить уйгурские районы.

         ДИКИЙ ЗАПАД

         Ответственность за беспорядки власти возложили на уйгурскую диаспору за рубежом, в частности, на все ту же Рабию Кадыр. Нур Бекри заявил, что погромы - дело рук "трех зол": терроризма, экстремизма и сепаратизма.

         Сергей Лузянин, замдиректора Института Дальнего Востока РАН, разделяет позицию Пекина. "Синьцзянский конфликт связан с базирующимися на Западе уйгурскими НПО, а также с сетью террористических групп, действующих в Пакистане и Афганистане", - утверждает эксперт и приводит список из тринадцати таких группировок. Самая крупная - "Исламское движение Восточного Туркестана" (ИДВТ).

         По словам Лузянина, группировки хотят создать уйгурский халифат, а западные НПО со своей стороны пытаются реализовать этнический вариант цветной революции. "Самое опасное, если произойдет сближение этих разнородных тенденций", - считает эксперт.

         Рабия Кадыр обвинения в свой адрес назвала выдуманными и призвала общественность обратить внимание на "насилие над мирными уйгурами, продолжающееся уже 60 лет". В Китае уйгуры сталкиваются с дискриминацией на всех уровнях, утверждает она. Им не позволяют строить мечети и учить детей на родном языке, переименовывают их города на свой лад. "Наших женщин-мусульманок заставляют делать аборты в рамках политики "одна семья - один ребенок", мужчин увозят в трудовые лагеря, - говорила она, выступая на пресс-конференции в Вашингтоне. - Государство поощряет миграцию миллионов ханьцев на наши земли".

         Синьцзян - стратегически важный регион для Пекина. Он граничит с восемью государствами, включая Россию. Западно-китайские территории всегда были намного беднее густонаселенного востока, но имели два преимущества: огромные пространства и природные ресурсы (газ, нефть, золото). В 1949-м доля ханьского населения в Синьцзяне не превышала 5%, сегодня она больше 40%.

         Аналитик New America Foundation Пэраг Ханна сравнивает уйгуров с индейцами: "Ханьцев учили воспринимать их как варваров. Себя же они, как и американцы во времена Дикого Запада, считают носителями цивилизации". С ним не согласна эксперт британского аналитического центра Chatham House Ии Лю: "Большинство ханьцев ехало на Запад не по своей воле. Их насильственно отправляли осваивать неразвитые западные земли, как советских граждан на целину".

         Лю считает, что конфликт в Синьцзяне имеет экономическую подоплеку. Конкуренция на рынке труда в условиях кризиса возросла, а в соревновании с ханьцами уйгуры часто проигрывают. По словам Лю, у уйгуров как у нацменьшинств есть привилегии при трудоустройстве, но они часто не могут ими воспользоваться, так как не учат китайский язык. Поэтому до 80% госслужащих в регионе - ханьцы.

         "А как его учить, если там одних иероглифов несколько тысяч?" - недоумевает лидер уйгуров Казахстана Кахарман Кожамбердиев. Его телефон не умолкает с 5 июля. Почти у каждого из 300 000 казахских уйгуров - это самая большая зарубежная диаспора - в Китае есть родственники или друзья, и все хотят знать, что происходит. "Поначалу это был протест уйгуров против властей. Мы на ханьцев зла не держали, считали их жертвами режима, - говорит Кожамбердиев. - Но теперь это стенка на стенку".

         "Китайцы - оккупанты! Примирение невозможно. Только независимость, - горячится в разговоре с Newsweek 20-летний администратор сайта uighury.com, попросивший не называть его имя. - Ведь мы даже по расе другие". Молодой человек тоже живет в Казахстане. Портал он создал, чтобы молодые уйгуры, в том числе из Синьцзяна, знали свою историю и культуру, но судя по всему, их больше интересуют другие темы. Например, не подмешивают ли китайцы в пиво психотропные препараты, чтобы превратить уйгуров в рабов.

         МЕЧТА ТЕРРОРИСТА

         На сайте много сообщений об акциях протеста уйгуров в Японии, США, Турции, Германии. Администратор хоть и сочувствует своему "многострадальному народу", но громить китайское посольство не призывает. "В Казахстане, и вообще в Центральной Азии, антикитайских протестов не будет. Власти не допустят", - уверен Кожамбердиев.

         Такая пассивность государств с уйгурскими диаспорами расстраивают Рабию Кадыр. Вялый протест выразила только Турция. Президент Европарламента призвал Китай дать СМИ возможность работать в регионе, глава Еврокомиссии пожурил Пекин за неуважение к правам человека. От публичной критики Китая воздержались и американцы. "Если США рискнут публично поддержать уйгуров, это приведет к ухудшению китайско-американских отношений, что невыгодно Вашингтону в условиях кризиса", - объясняет Лузянин из Института Дальнего Востока.

         Вице-президент Всемирного конгресса уйгуров Асгар Джан и не надеялся на то, что Синьцзян станет "вторым Тибетом" в глазах мировой общественности: "Вряд ли кто рискнет давить на Китай, но зато теперь не придется объяснять, кто такие уйгуры". Кахарман Кожамбердиев переживает, что мир забудет об уйгурах, а китайцы тем временем начнут закручивать гайки. "Вот увидите - скоро начнутся суды и расстрелы. В преддверии 60-летия КНР Пекину надо демонстрировать силу", - прогнозирует активист.

         Поддержать Восточный Туркестан Западу мешает террористическое клеймо, которое уйгуры заработали себе в начале 1990-х. Теракты 11 сентября дали китайским властям прекрасное оправдание для проведения карательных акций против уйгуров. В 2002 году Госдеп США, заигрывая с Пекином, официально признал "Исламское движение Восточного Туркестана" террористическим. Считалось, что движение имеет связи с "Аль-Каидой". 22 арестованных уйгура, якобы состоящих в ИДВТ, были отправлены в Гуантанамо.

         Скоро они выйдут на свободу. Комиссия Конгресса, проверявшая решения администрации Буша, постановила, что уйгуров записали в террористы с подачи Пекина, не проверив информацию. Китай настаивает на том, чтобы узников вернули на родину. Но правозащитники убедили американских политиков, что в этом случае им грозит смерть или пытки.

         Оставить пленников у себя американцы все же не рискнули. Шести уйгурам не повезло - их отправили в Албанию. Еще нескольких приютят Бермудские острова в Атлантике и архипелаг Палау в Тихом океане. Первые четыре "террориста" прибыли на Бермуды в июне. Великобритания, чьей заморской территорией являются острова, гостеприимность тамошнего премьера сочла самодеятельностью. Лондону не хотелось ссориться с Пекином. Но бермудский премьер Эварт Браун сказал, что "это правильный шаг" и поехал в аэропорт приветствовать бородатых гостей.

         Уйгуры такому повороту судьбы были несказанно рады. Они намерены выучить английский язык и освоить какую-нибудь профессию, чтобы получить гражданство. На США они зла не держат. Ни за свое пребывание в тюрьме, ни за пассивность в отношении уйгурской проблемы. "Мы здесь, на этих райских островах! Чего еще можно желать?" - заявил 32-летний Салахидин Абдулахат, вступив на бермудскую землю, и отправился купаться - впервые в жизни.

         ТУРКЕСТАНСКИЕ ХРОНИКИ

         5 апреля, 1990

         Столкновения в пригороде Кашгара на западе Китая. Они начались, когда местные власти перекрыли верующим доступ в мечеть. 200 человек захватили здание районной администрации. Восстание было подавлено войсками. По разным данным, в столкновениях погибли от 8 до 50 человек. Около 6000 участников мятежа и их родственников арестованы, шестеро руководителей восстания казнены.

         28 февраля, 1991

         В видеозале железнодорожной станции уезда Кучэ взорвалась бомба. Погиб один человек, еще 13 получили ранения.

         5 февраля, 1992

         Во время ханьского праздника Весны в Урумчи были взорваны бомбы в двух автобусах. Три человека погибли и 23 получили ранения. Обезврежены еще две бомбы, заложенные в кинотеатре и частном доме.

         июнь-сентябрь, 1993

         На юге Синьцзяна произошла серия взрывов. Бомбы были заложены на рынках, в магазинах и даже на военных базах. Погибли два человека, ранены более 35.

         июль, 1995

         В Хотане на юге-востоке Синьцзяна произошло восстание, вызванное попытками властей сменить имама и контролировать темы религиозных проповедей. Официально китайские власти сообщили только о 66 пострадавших чиновниках и сотрудниках органов правопорядка. Число пострадавших жителей неизвестно.

         1996

         Пекин заручился поддержкой нынешних членов ШОС в вопросе сохранения территориальной целостности и начал кампанию "сильного удара" по сепаратистам. Это привело к столкновениям уйгуров с полицией.

         5-8 февраля, 1997

         В городе Кульджа на границе с Казахстаном была жестоко разогнана мирная демонстрация. После этого город охватили крупные волнения, подавленные армией. Число погибших, по разным источникам, колеблется от 10 до 100 человек.

         февраль-март, 1997

         25 февраля на автобусных остановках Урумчи взорвались три бомбы. Погибли девять человек, еще 74 получили ранения. 7 марта был взорван автобус в Пекине, более десяти человек получили ранения. В этом инциденте также обвинили уйгурских сепаратистов.

         август, 2008

         4 августа два грузовика въехали на территорию базы полиции в Кашгаре, насмерть сбив несколько человек. После этого нападавшие выскочили из кабин и забросали гранатами группу полицейских, которые занимались зарядкой. В результате нападения погибли 16 человек.


Елена Черненко
runewsweek.ru, 13.07.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика