Мурад Рамзи - «последний из могикан» блестящей плеяды татарских интеллектуалов
Мурад Рамзи - толкователь Корана, Богослов, ученый.
Мурад Рамзи Мекки (Мекканский) (1855-1934) - богослов, ученый и общественный деятель. Его имя и труды широко известны в мусульманском мире. За 36 лет, проведенных в Аравии, он активно занимался переводами богословской литературы на арабский язык. Благодаря его деятельности были изданы десятки книг, а сокровищница духовной культуры Ислама значительно обогатилась.
Родился Мурад Рамзи 25 декабря 1855 года в деревне Альметьево Мензелинского уезда Уфимской губернии, а умер 2 апреля 1934 года в городе Чугучак (Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР).
Мурад Рамзи был не только крупным алимом и историком, но настоящим патриотом своего народа. Когда он собирал материалы для своей книги ему приходилось идти на многие жертвы. Порой ему приходилось переходить на нелегальное положение и скрываться от властей, поскольку он подвергался преследованиям за труд «Талфик ал-ахбар…», а во время Первой мировой войны ему пришлось жить под другим именем (он был турецким поданным). Но все же ученому не удалось избежать проблем – в 1915 году его арестовали и отправили в Сибирь. Лишь ценой невероятных усилий ему удалось избежать ссылки и вернуться к семье, которая тогда проживала в Оренбурге.
В годы революции и Гражданской войны Мурад Рамзи находился в России и мечтал поскорее покинуть страну. Это ему удалось сделать лишь в 1919 году. Он уехал в Чугучак (ныне г.Тачэн, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР).
Местные мусульмане наслышанные об ученом приглашают на должность имама и мударриса, собрав средства, покупают для него дом со всей утварью и Мурад Рамзи остается в Чугучаке.
Известно, что в 1923 году у Мурада Рамзи резко ухудшается зрение, и он выезжает из Чугучака в Стамбул к своему старшему сыну, который обучался в медресе. Здесь ему делают операцию и удаляют катаракту. И после успешной операции богослов возвращается Чугучак к своей семье. Мурад Рамзи пользуется большим уважением среди мусульман Туркестана и не только среди тюрков, но и среди дунган – китайцев, исповедующих Ислам. Он был избран имам-хатибом Базарной мечети и вел занятия. Эти уроки посещали не только шакирды но и муллы из других приходов. Мурад Рамзи первый имам, провозгласивший хутбу в Чугучаке на татарском языке. Его хутбы, произносимые на родном языке, пользовались большой популярностью и Базарная мечеть приобрела славу лучшего прихода в городе, а на пятничный намаз мусульмане заполняли не только ее помещение, но и двор, потому двери мечети оставались открытыми даже в зимние холода, чтобы все прихожане могли слышать имама.
Популярность и авторитет Мурада хазрата вызывали подозрительность и беспокойство городских властей и Туркестана. Однажды глава города объявил ему о том, что турецкие подданные не имеют права проживать в Китае и предложил покинуть страну. Мусульмане Чугучака, Кульджи, Урумчи обратились к властям с прошением оставить Мурада Рамзи в Китае. Только тогда китайская администрация пошла на уступки и предложила богослову принять гражданство этой страны. Мурад хазрат через турецкое посольство в Москве обратился с жалобой в Анкару, где заявил о том, что ему не возвращаются документы, запрещают поездки по стране.
Анкара выразила протест, однако это только усугубило положение опального ученого. Скрипя душой, Мурад Рамзи был вынужден принять китайское гражданство. Власти, осознав его ученость, предложили Мураду хазрату перевести Священный Коран на тюркский язык. Это предложение совпало с его давней мечтой. Имеются сведения, что он составил тафсир. Кроме того, известно, что существовал перевод «Талфик аль-ахбар…» на тюркский.
По свидетельству академика М.Усманова, в 1933-1934 годах в этих краях политическая обстановка резко обострилась. Дунгане и уйгуры подняли восстание против китайских колонизаторов. В результате борьбы в Восточном Туркестане была создана Исламская республика. Однако она просуществовала недолго – всего лишь с конца 1933 года до апреля 1934 года. В годы национально-освободительной борьбы в Восточном Туркестане Мурад хазрат выступает на стороне тюрков и дунган. Из опасения, что разногласия, начавшиеся между тюрками и дунганами приведут к кровопролитию и расколу уммы, богослов решает использовать свой авторитет. Когда в октябре 1933 года в Чугучак вошли восставшие отряды дунган, Мурад хазрат приложил все силы, чтобы уладить конфликт. Из города Урумчи – административного центра Синьцзяна прибыли войска. Дунганы в неравной схватке потерпели поражение.
Оставшиеся в городе ахун соборной мечети Хасан и состоятельные люди из числа тюрков были убиты, а их имущество разграблено. Несколько известных общественных деятелей, в том числе, имам татарского прихода Хафиз хазрат Гарай, Мурад хазрат Рамзи были арестованы и приговорены к смертной казни. Приговор вызвал негодование местного населения и каратели, испугавшись народных волнений, вынуждены были освободить арестованных. После этих драматических событий Мурад хазрат прожил недолго и был похоронен в Чугучаке.
Своей научно-педагогической и общественной деятельностью Мурад Рамзи достойно продолжил традиции татарских просветителей и фактически стал одним из «последних могикан» из блестящей плеяды татарских интеллектуалов.
Islam-Today, 20.01.2014