А.М. Решетов - собиратель уйгурских коллекций отдела Центральной Азии МАЭ

В отделе Центральной Азии МАЭ хранятся вещевые и иллюстративные коллекции по уйгурам, которые были собраны А.М. Решетовым. На протяжении многих лет он почти ежегодно несколько месяцев проводил в экспедициях, объездил почти всю Среднюю Азию и Казахстан.

В 1973–1974, 1977 гг. А.М. Решетов как начальник уйгуро-дунганского отряда Среднеазиатской экспедиции Института этнографии АН СССР посетил Казахстан, Туркмению, Узбекистан и Киргизию с целью изучения современной культуры уйгуров. В музей поступили вещевая и иллюстративные коллекции (№ 6753; И-2014, И-2034, И-2044, И-2049) по уйгурам Средней Азии и Казахстана.

Уйгуры ранее были известны под именем таранчей. Уйгурский язык относится к тюркским языкам, по вероисповеданию уйгуры мусульмане. В советские годы они жили в ряде районов на территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркмении. В Среднюю Азию и Казахстан уйгуры переселялись (преимущественно в Семиречье и Фергану) с середины XVIII в. до начала ХХ в.

До А.М. Решетова изучение уйгуров в МАЭ было эпизодическим и носило случайный характер. Коллекции по уйгурам, которыми располагали музейные фонды, были немногочисленными.

До поступления в МАЭ коллекций А.М. Решетова по уйгурам в фондах музея практически отсутствовали материалы по культуре этого народа. Уйгуры были представлены единичными предметами, приобретенными случайно. В 1936 г. от Д.Д. Букинича передали две куклы уйгуров Алма-Атинской области (колл. 5505). Фотоколлекции по уйгурам были более обширными в количественном отношении и гораздо разнообразнее по тематике.

Для того чтобы представить весомый научный вклад А.М. Решетова в историю формирования фондов музея по уйгурам, обратимся к коллекциям по этому народу, которые хранились в музее. В 1939 г. в МАЭ поступило несколько фотографий, сделанных с книжных репродукций уйгурского населения Семиреченской области. По снимкам можно было представить типаж уйгуров, их одежду, увидеть, как выглядели селения. Репродукции содержали информацию о том, что уйгуры были земледельцами и производили в домашних условиях горчичное масло (колл. И-1022). Тогда же музей купил фотографии (некоторые из них демонстрировались на сельскохозяйственной выставке 1936 году в г. Джаркенте) по уйгурам Ташкента, Джаркента, Фрунзе, Андижана, Алма-Аты. На снимках показаны портреты колхозников-ударников труда, участников художественной самодеятельности (танцоров, певцов), национальный оркестр, сцены из пьесы, поставленной на сцене Уйгурского театра в Алма-Ате, а также кадры, связанные с женской эмансипацией (ликбез в клубе) (колл. И-1034).

По уйгурам Казахстана (города Алма-Ата, Панфилов-Джаркент и Уйгурский район) в музее хранится фотоколлекция 1936 г. На снимках портреты колхозных передовиков, виды населенных пунктов, выступление национального танцевального ансамбля, участники самодеятельного музыкального театра, мечеть в Джаркенте (колл. И-1289).


Начало плановой работы по изучению уйгуров Средней Азии в музее относится к 1930-м гг. Именно в эти годы Институт этнографии АН СССР развернул активную экспедиционную деятельность по обследованию культуры и быта народов, в том числе и отдаленных окраин. В ней участвовали и сотрудники отдела Передней и Средней Азии. Прежде всего это было связано с созданием четырехтомника «Народы СССР». По замыслу редакторов, в издании на этнографических материалах должны были демонстрироваться «коренные изменения в быту и расцвет культуры народов СССР как результат осуществления ленинско-сталинской национальной политики». Редактором тома, посвященного народам Средней Азии и Казахстана, был выдающийся специалист по кочевым народам С.М. Абрамзон. Сбор данных для четырехтомника проходил по специально разработанной программе. Планировалось, что в издании «должно быть отражено положение народов в царской России — “тюрьме народов” — и современное, т.е. показать положительные изменения за двадцать лет советской власти и итоги колхозного строительства в области культуры, быта, экономики, сельского хозяйства и т.д.».

На протяжении всех последующих предвоенных лет в отдел поступали многочисленные материалы, как собранные в специально организованных экспедициях, так и присылавшиеся с мест. Главное внимание этнографические экспедиции уделяли изучению вопросов современности.

Летом 1938 г. Н.Ф. Демяшев собирал материалы среди уйгуров Джаркентского, Уйгурского и Чиликского районов Алма-Атинской области Казахстана. Идеологическая направленность сборника «Народы СССР» отразить социалистическое строительство в бывших национальных окраинах определила поиск Н.Ф. Демяшевым материала экономического и социального характера. В Ленинграде Н.Ф. Демяшев составил маршрут и план работы экспедиции. Согласно программе, Н.Ф. Демяшев должен был собирать материалы по сельскому хозяйству, быту колхозников, здравоохранению, просвещению, транспорту и культуре уйгуров Казахстана. Эти сведения ему удалось получить. В результате экспедиции летом 1938 г. Н.Ф. Демяшев привез в музей образцы местных газет, фотографии ударников-колхозников, виды населенных пунктов, плакаты и т.п. (колл. И-861). Фактически эта экспедиция была первой попыткой исследования уйгуров, переселившихся в 1860-е гг. из западного Китая в долины и предгорья Заилийского и Джунгарского пограничных районов.

Среди материалов, сосредоточивавшихся в довоенные годы в отделе Передней и Средней Азии в связи с подготовкой тома серии «Народы СССР», были, например, документы о национальных школах Алма-Атинской области, о существовании значительного количества дунганских и уйгурских школ.

В 1939–1940 гг. том «Этнографический обзор народов СССР. Народы Средней Азии и Казахстана» был подготовлен для печати. Это издание должно было положить начало справочно-энциклопедическим публикациям подобного типа. Авторами глав были сотрудники отдела, раздел об уйгурах написала В.П. Николаичева. Однако эта коллективная монография не была опубликована: помешала начавшаяся война.

В послевоенные годы главное внимание сотрудников отдела Передней и Средней Азии было направлено на изучение «основного» населения региона.

В 1970-е гг. А.М. Решетов предпринял планомерное, широкое по охватываемой территории и всестороннее обследование уйгурского населения Средней Азии и Казахстана. От него в музей поступила вещевая коллекция, насчитывающая более ста предметов, и четыре фотоколлекции, включающие в себя более 600 кадров по уйгурам.

Коллекционные материалы содержат сведения по различным сторонам жизни уйгуров. В уйгурском квартале Алма-Аты участникам экспедиции во главе с А.М. Решетовым удалось наблюдать свадебный обряд и зафиксировать его этапы: дом невесты; обрядовый обход костра с очистительными целями; символическую встречу гостей с канатом, протянутым поперек улицы для создания препятствия с целью получения выкупа; шествие жениха по центральной улице квартала в сопровождении молодежи с дутарами; подношение свадебных подарков; угощение и праздничные народные танцы под национальные мелодии музыкантов во дворе дома, где проходила свадьба.

На кадрах, связанных с жилищем, строительством, показаны современные Дома культуры, Дома быта, здания школ, яслей, детских садов, больниц, виды улиц населенных пунктов, сельские постройки. Засняты отдельные элементы конструкции старых уйгурских домов, детали стен, крыши. Любопытно, что экспедиция А.М. Решетова побывала в г. Панфилове, бывшем Джаркенте, и сфотографировала уйгурскую мечеть, фрагменты ее интерьера и настенной резьбы по ганчу.


В фотоколлекциях по уйгурам содержатся изображения национальной одежды (мужской и женской «кашгарской»), старинных ювелирных украшений (браслеты, серьги), в которых позировали участникам экспедиции старейшины квартала. На фотокадрах запечатлено выступление танцоров и музыкантов. Национальный орнамент сохранялся на стенах старых домов, им украшали деревянные части современных построек, его можно было встретить на инструментах ремесленников, как показано на фотографиях. В коллекциях представлены изображения традиционных земледельческих орудий труда, которые использовали уйгуры (серп, мотыга, деревянный плуг, каток для обмолота зерна и т.д.), подробно зафиксирован процесс приготовления национальной пищи (плов, лагман, лепешки, манты, вяление мяса), на снимках отражено характерное размещение кухонной утвари на полках.

А.М. Решетов и участники его экспедиции посещали дома уйгуров и фотографировали их хозяев на фоне обстановки. Среди тех, с кем встречался руководитель отряда, были председатели колхозов и сельских советов, парторги, главные агрономы, передовые колхозники, директора клубов, школ, старейшины, секретари комсомольских организаций, даже инструктор РК КПСС, представители уйгурского народа, без помощи которых экспедиции было бы трудно, а порой и невозможно работать и собрать столь полные коллекции.

Можно считать, что уйгуроведение в МАЭ началось с поступления коллекций А.М. Решетова.

В.А. Прищепова, 25.01.2010