Праздник Ид аль-фитр и закят уль-фитр
Когда завершается благословенный месяц, а вместе с ним и благочестивый пост, наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся "Ид аль-Фитр", или же Праздник разговения (российским верующим этот праздничный день известен больше под названием "Рамазан-Байрам").
Для каждого верующего праздник - это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта.
Праздник разговения для мусульманина - это прощание с благословенными днями месяца Рамадана. И, оглядываясь назад, он задумывается о духовных приобретениях этого времени. Как провел он дни лучшего из всех месяцев года? Не растратил ли их на ссоры, неблаговидные поступки, скверные помыслы?
Или же, помня об особой почетности этого месяца, когда, как передали мусульманские богословы, за каждое совершенное верующим благодеяние Всевышний Аллах одаривает его высоким вознаграждением, стремился к благочестию и в мыслях, и в деяниях? И потому Рамазан-Байрам - это подведение итогов ушедшего месяца, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность усовершенствовать себя посредством соблюдения строгого поста, большего стремления к благочестию, оказания благотворительной помощи нуждающимся, а также - приобретения полезных человеку знаний.
Согласно Шариату в Рамазан-Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. Отмечают Праздник разговения, собираясь в храмах Божьих - мечетях, чтобы всем миром постигнуть радость великого праздника. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети, - это праздничная коллективная молитва-намаз. Руководит общим молением имам -предстоятель на намазе, как правило, самый образованный и богобоязненный верующий. Он во весь голос произносит слова восхваления Всевышнего Бога, читает нараспев отрывки из последнего Священного Писания - Корана, и по окончании молитвы, воздев руки, обращается от имени исполнивших молитву мусульман к Господу с мольбой о принятии Всевышним их поста, о прощении грехов, испрашивает у Бога благоденствия в этой и успеха в последующей жизни, о даровании Истинного пути заблудшим и стойкости духа праведникам. После этого мусульмане, перебирая четки ("тасбих"), коллективно читают зикр - слова воспоминания о Всевышнем (это определенные фразы или же отдельные слова на арабском языке, произнося которые, верующий выражает свою любовь к Создателю). Когда будут исполнены эти обряды поклонения Всевышнему, многие мусульмане задержатся в мечети, чтобы завершить праздничный день в благословенном месте и услышать чтение Священного Корана.
В этот день принято также посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи. В таком посещении мусульмане находят еще одну пользу: "Посещайте кладбища - это вам напомнит о Судном Дне", - сказано в одном из хадисов (изречений) Пророка Мухаммада, мир ему.
Рамазан-Байрам отмечен еще одним важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям пожертвование, называющееся закят уль-фитр или садакат уль-фитр.
Великий праздник Ислама Ид аль-Фитр это:
- День спасения мусульман от Ада
- День вознаграждения
- День рукопожатия мусульман с ангелами (малаиками).
Наш Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах) говорил: "Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнес: "Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения. И об этом также провозглашается на небесах".
Великий праздник Ислама Ид аль-Фитр это:
- День примирения обиженных друг на друга людей.
- День посещения старших, день, в который одаривают и делают счастливыми и светлыми лица сирот, обездоленных, одиноких людей, вдов и детей.
- День угощения мусульманами друг друга.
br> В этот день 1,5 млрд. мусульман независимо от их языка, цвета кожи и места проживания радуются вместе с ангелами.
С заходом солнца последнего дня Рамадана начинается праздник Ид аль-Фитр. В это время желательно начинать произносить праздничный такбир:
"Аллаху акбар (З раза), Ля иляха иляЛлах ва Ллаху акбар ва лиЛляхи ль-хамд".
Этот такбир читается до намаза ид (праздничного).
Ночь накануне праздника разговения желательно провести в поклонении Аллаху. В хадисе сказано, что мольбы, прочитанные в это время принимаются Всевышним. Тем, кому это затруднительно, надо постараться посвятить поминанию Аллаха, хотя бы часть ночи. Также желательно в день Ид аль-Фитр ночной (аль-иша) и утренний (аль-фаджр) намазы прочитать в мечети.
Кроме того, накануне праздничной молитвы рекомендуется:
- пораньше подняться с постели
- совершить полное омовение тела (гусль)
- подстричь ногти
- надеть самую лучшую и красивую одежду
- почистить зубы мисваком
- подушиться благовониями
- надеть на палец серебряное кольцо
- позавтракать до праздничного намаза, поев что-нибудь сладкое
- приветствовать мусульман
- проявлять радость и веселье
- ходить в гости
- поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост
- посетить кладбище, могилы близких
- раздавать милостыню
- приглашать родственников, близких и знакомых к себе домой.
Ид аль-Фитр наступает первого числа месяца Шавваля, тем не менее, второй и третий дни этого месяца также являются праздничными.
Также важно напомнить, что в месяц Шавваль желательно соблюдать пост в течение шести дней.
В хадисе сказано:
"Тот, кто постился в Рамадан, а затем соблюдал пост шесть дней Шавваля, получит вознаграждение равное годовому посту". Необязательно постится сразу все дни, можно делать перерывы, но все-таки рекомендуется соблюдать пост шесть дней подряд, начиная со второго дня праздника Ид аль-Фитр.
Милостыня аль-фитр
Это - милостыня прекращения поста. В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, закят уль-фитр является обязательной милостыней за тело верующего, встретившего часть месяца рамадан и месяца шавваль, следующего за ним. Нищие и нуждающиеся освобождаются от выплаты закят уль-фитр, более того - хорошо именно им вручить данную милостыню.
Цель милостыни - оказание помощи нуждающимся мусульманам. К их числу относятся: нищие (факир), бедные (мискин), мусульмане, недавно принявшие Ислам, - чтобы поддержать их, а также люди, не имеющие возможности расплатиться с долгом, люди, находящиеся вдали от своего дома и не имеющие средств к передвижению, и некоторые другие категории людей. Закят не передается ни своим родным, ни членам своей семьи.
Предостережением от ошибочных шагов при выплате закята уль-фитр служат для нас слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): "Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им - Огонь в Судный День" (хадис передал имам Аль-Бухари). При выделении милостыни необходимо намерение об исполнении данного обязательного предписания нашей религии, каковым является закят уль-Фитр. Это намерение совершается в момент уплаты милостыни.
Сегодня уже немало мусульман, следуя традиции своих благочестивых предков, проводят месяц рамадан в соблюдении поста. И потому Ид аль-фитр (Ураза-Байрам) для них - это подлинная радость, это праздник верующей души, которая с печалью прощается с рамаданом, прекраснейшим временем в году. Пусть для вас всегда ожидание его прихода будет радостным, соблюдение поста - желанным, а расставание с благочестивыми днями и ночами - светлым.
Правила выплаты милостыни фитр:
По ханифитскому мазхабу
Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты закята, выплачивает также и милостыню аль-фитр. Обязанность мусульманина выплатить фитр в промежутке между рассветом первого дня Ид аль-фитр и началом праздничной совместной молитвы является очень близкой к обязательному предписанием - ваджиб. По мазхабу Ханафи можно выплатить фитр и до этого времени, и после. Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни аль-фитр является ваджиб, - от рассвета первого дня праздника до начала праздничной молитвы.
Надо отметить, что для исполнения этого долга мусульманину достаточно иметь определенное имущество на данное конкретное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате ежегодного закята. Подсчет достатка в данном случае несколько иной, чем при уплате закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но имеются в наличии сверх того, что является самым необходимым.
Мусульманину, входящему в разряд "имеющий достаток", запрещено получать эту милостыню. Если ему предложат получить садакат уль-фитр, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид аль-фитр. Путешественник (мусафир) также обязан выплачивать садакат уль-фитр. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается фитр их попечителями. Если же попечители не сделают этого, то опекаемые - первые после достижения совершеннолетия, а вторые после выздоровления - сами должны будут отчислить фитр за все прошедшие годы.
Садакат уль-фитр можно выплатить одному бедному мусульманину. Допустимо также распределить ее между несколькими бедняками. Точно также один бедный мусульманин может получить милостыню аль-фитр от нескольких человек. Получатель садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи необязательно должен быть из числа мусульман. Но выплатить данную милостыню единоверцу гораздо предпочтительнее, так это, по воле Аллаха, принесет больше благодати дающему.
В качестве садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи выплачивается в размере 0,5 саа (1750 граммов) пшеницы или пшеничной муки или 1 саа (3500 граммов) на выбор: ячменя, сушеного винограда или фиников.
По мазхабу Ханафи, 1 саа = 4 муд = 728 мискалей = 1040 дирхемов чечевицы, 1 муд = 875 г; цифры эти получаются в результате несложных подсчетов, исходя из следующих данных: 1 дирхем = 3,36 г, 1 муд = 2 рытл, 1 рытл = 130 дирхем = 91 мискалей. Таким образом, по мазхабу Ханафи, саа равен округленно 3500 граммам (1040 х 3,36 = 3494,4). На самом деле, 3500 граммов чуть больше одного саа, и это для нас лучше, так как соблюдена предосторожность. В случае отчисления 0,5 саа получаем 1747,2 гр. Стало быть, отдаем округленно 1750 граммов или, при желании, 2 кг пшеницы (или муки).
Если в местности, где производится выплата садакат уль-фитр, нет недостатка в пшенице, в ячмене или в муке, то лучше вместо них отчислить адекватную стоимость в деньгах. Причем более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни фитр самими продуктами: пшеницей, ячменем или мукой.
По мазхабу Ханафи, рекомендуется отчислить фитр в виде того продукта, который на данный момент более всего ценится или же стоимость этого продукта в виде денег. Если затруднительно выдать фитр в виде пшеницы или муки, то можно выплатить хлебом или кукурузой. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.
Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект и пользу, которую несет в себе обязанность отчисления милостыни фитр для бедных и нуждающихся, а следовательно, и на получение наибольшей благости для дающего.
По маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам
По мазхабу Шафии садакат уль-фитр не выплачивается раньше месяца рамадан, а по двум другим - раньше первого праздничного дня Ид аль-Фитр. Милостыня аль-фитр выплачивается и теми мусульманами, которые по какой-либо причине не постились.
Выплата милостыни аль-фитр обязательна для всех мусульман, имеющих средства, превышающие расходы на однодневное пропитание. Причем и пшеницу, и ячмень нужно выплачивать в размере одного саа.
В этих мазхабах один саа равен 694 дирхемам, а 1 дирхем = 2,42 г, следовательно, 1 саа = 694 х 2,42 = 1679,48 г или, округленно, 1680 граммам.
По мазхабам Малики и Ханбали предпочтительнее давать фитр в виде фиников, по Шафии - в виде пшеницы или пшеничной муки. Заменять пшеницу или ячмень деньгами, согласно мазхабу Шафии, нельзя.
Хвала Аллаху, Господу миров!
М. Кок-Коз. СПб., 1996-1999. Из книг: "Vaaz ve Irsad" - Меhмеd Eмrе. Istanbul.; "Tam Ilmihal" - M. Seddik. Istanbul, 1996.
|