Главная страница
Bismillakhir rakhmanir rakhim
Интервью со студентом из Саудии

         В Саудовской Аравии он проживает и учится уже около 5 лет. Тем не менее, сохранил отличный русский литературный язык и российское гражданство. На страшного террориста этот вежливый и приветливый молодой человек точно не похож.

         О своей необычной судьбе в интервью "Молодежь Дагестана" рассказывает сам Руслан Амиралиев.
         - Родился и вырос в Каспийске. В 2000 году окончил факультет управления экономикой ДГУ. В поисках достойных заработков отправился в Москву, там с друзьями торговали бытовой химией. Однако общая атмосфера в этом городе меня откровенно смущала - культ денег, потребительское отношение к жизни, многочисленные соблазны, опасные особенно для молодёжи. Всё это расходилось с моим исламским вероисповеданием.
         Я жаждал совсем другой обстановки. Когда вокруг много мечетей, на утренний намаз тебя будит азан, да и жизнь общества в целом соответствует заповедям ислама - хотя бы более-менее. В этих целях отправился в Арабские Эмираты - совсем другое дело.
         Правда, у меня была лишь туристическая виза, а по ней надолго в Эмиратах не задержишься. Оценив ситуацию, понял, что смогу подольше задержаться в мусульманской стране в роли студента. Но для этого нужно поступить в вуз.
         Как раз в 2002 году один из саудовских вузов, сотрудничающий с Духовным управлением Азиатской части России, проводил 10-дневный семинар в городе Первоуральск Свердловской области. Я отправился туда и успешно прошёл собеседование.
         Точнее, ответ из вуза должен был поступить несколько позже. Чтобы не терять время (возьмут или нет - точно не знал), я отправился в Египет, поступил там в Центр по изучению арабского языка, провёл в Каире 8 месяцев.
         - Легко у тебя всё получается, Руслан. Захотел, поехал, поступил…И это - за рубежом. А средства для проживания?
         - Не забывай, что, занимаясь в Москве бизнесом и не ведя развлекательного образа жизни, я смог отложить кое-какие сбережения. Кстати, выбрал Египет, потому что это одна из самых недорогих мусульманских стран для проживания. Московских сбережений вполне хватило. Жильё я арендовал в Каире ценой 100 долларов в месяц, на еду вполне хватало 80. А других особых расходов у меня и не было, старался максимум времени уделять учёбе.
         Тут и подоспел положительный ответ из саудовского вуза…
         В Эр-Рияде нас поселили в студенческом общежитии, и я только тогда понял, какое это огромное и серьёзное учебное заведение - Королевский университет имени Сауда. Общее количество преподавателей и студентов - 140 тысяч человек! Юноши и девушки обучаются раздельно.
         Я был принят на педагогический факультет, отделение исламской культуры. Точнее, как неарабу мне сначала предстояло пройти обучение (4 семестра) в Институте арабского языка при университете. Ну это понятно: не владея свободно арабской речью, невозможно осваивать университетские науки.
         А уже в 2006 году был зачислен на факультет.
         - Программа обучения?
         - Педагогика, психология, информатика, а также собственно исламские предметы: тафсир (комментарии к Корану), хадисоведение, фикх (исламское право) и т. д.
         Получив диплом, я сам - уже в качестве преподавателя - могу вести обучение на арабском языке.
         - Ты убедительно показал, что никакому терроризму вас там не обучают. Но ведь можно и без взрывного дела аккуратно в аудиториях воспитывать ненависть к Российской Федерации: мол, эта страна - враг ислама, её нужно уничтожать, крушить…
         - Нет этого! Ещё раз говорю, речь идёт о серьёзном вузе. Кстати, в Институте арабского языка на вечернем отделении обучались и работники российского Посольства в Эр-Рияде - стараясь получше освоить местную речь.
         Наоборот, в последнее время Саудовская Аравия повернулась лицом к России. Видимо, тут играет роль и большая политика: у двух стран есть общий недруг за океаном. Кстати, руководство Саудовская Аравии, которое традиционно сотрудничало с США, уже не может не реагировать на возмущение собственных граждан. Действительно, хамству Штатов нет предела: оккупировать Ирак, ввести войска в Афганистан, диктовать всему миру свою волю…
         Всего в Королевском университете имени Сауда обучается около 100 россиян - дагестанцы, чеченцы, татары, кабардинцы, есть и русский парень, принявший ислам.
         - Интересно, на каком языке общаетесь дома?
         - К сожалению, и я, и супруга родным лакским владеем неважно. Поэтому или по-арабски - чтобы супруга закрепила навыки общения, или по-русски - чтобы и мы не забыли язык и дети знали его. Полезные знания в исламе только приветствуются.
         - Вот, говорят, что ты перехваливаешь Саудовскую Аравию, а на самом деле в этой стране абсолютно закабалены и закрепощены несчастные женщины?
         - (Усмехается). Что-то я этого не заметил. Получают высшее образование, имеют роскошные автомобили с водителями, возглавляют фирмы и предприятия - какое уж тут закрепощение?
         - Есть также слушок, что там притесняют христиан…
         - Абсурд. В стране находится достаточно много приезжих с Запада, прежде всего американцев - специалистов по нефтедобыче, коммерсантов, менеджеров, журналистов и т. д. Никого из них не привезли туда насильно, было бы дискомфортно - давно бы вернулись в благополучную Америку.
         Не соответствуют действительности и разговоры, что при въезде в страну христиан принуждают снять нательные крестики, отнимают Библию. Уж не знаю, кто всё это придумывает. Человек может ввезти хоть 50 Библий, пояснив, что везёт их для своих единоверцев.
         - Экономическая ситуация?
         - Ну если сами саудовцы живут припеваючи, а в страну стремятся бангладешцы и прочие представители "третьего мира" - это, наверное, что-то значит.
         Любопытно, что бензин там стоит дешевле воды. То есть на внутреннем рынке власти держат цены под контролем. За 1 саудовский реал можно купить пол-литра воды или полтора литра бензина. В сочетании с бесплатным образованием, медициной и поддержкой нуждающихся получается совсем неплохо.
         И что очень важно: пошли серьёзные вложения в науку, в социальный прогресс. Развиваются нанотехнологии, приглашаются знаменитые учёные с Запада, лауреаты Нобелевской премии. Так что широко известные исламские призывы стремиться к знаниям и наукам нынче в Саудии реализуются на практике. Мусульманский мир просто не вправе прозябать в спячке и пассивности.
         - Вернёмся к нашим краям. Руслан, любопытно, как ты относишься к суфизму?
         - Сам я суфием не являюсь. Но к правильному суфизму (тасаввуфу), который учит укреплять ихсан (ощущение у верующего незримого Божественного присутствия и Его контроля), отношусь положительно, стараясь его поглубже изучить, причём начал с фундаментальных вещей. Речь идёт о трудах Абдулкадыра Джилани, Джунайд уль-Багдади и других ранних суфиев. Если мюрид не обожествляет своего наставника, если сам устаз не придумывает порицаемые нововведения в религии - никаких проблем не вижу.
         Кстати, я категорический противник огульного такфира (обвинения других мусульман в куфре - неверии, это практикуют некоторые радикальные течения). Разве что человек сам очевидно выводит себя из ислама, например, заявляет: "Я верю, что Иисус Христос - Господь Бог" или говорит "Я не согласен с Всевышним и считаю, что спиртное употреблять можно!".
         Но если человек свидетельствует шахаду (исламская формула веры в Единого Бога и Его посланника Мухаммада, с. а. с.) - как можно объявить его кяфиром, неверным?! Обвинение в вероотступничестве - это очень серьёзный вопрос, требующий в исламской стране судебного разбирательства со множеством последствий для того, чьё вероотступничество будет точно установлено. А уж если такое тщательное и скрупулёзное разбирательство в сегодняшнем Дагестане невозможно, то людям необходимо воздержаться от подобных обвинений. И никакого легкомыслия и примитива тут быть не должно.
         - Но некоторые обучавшиеся за рубежом молодые люди предлагают более радикальные трактовки…
         - Сам факт, что человек провел какое-то время за границей, ещё не означает, что он стал исламским богословом или правоведом. В конце концов, он мог плохо учиться, не всё освоить или вообще не закончить полный курс обучения.
         Кстати, те исламские учёные, на которых эти молодые люди ссылаются, отнюдь не позволяли себе делать огульный такфир. Надо просто изучать все их труды, а не вырывать отдельные фразы из контекста. Например, от некоторых ребят я слышал довольно жёсткие ссылки на Ибн Таймию. Я лично изучил эти работы, но там огульного такфира не обнаружил.
         А ещё мусульманам не нужно поддаваться провокациям и не позволять нас раскалывать на лагеря. "Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь" - это ведь в Священном Коране сказано.
         Меня очень удручают стычки, конфликты между суфиями и саляфитами, а уж тем более кровопролитие и атмосфера постоянной враждебности. Да, могут быть какие-то разногласия, но не нужно из-за этого становиться смертельными врагами. Гораздо важнее, что мы - мусульмане, дагестанцы, мы поклоняемся одному и тому же Богу и исповедуем одну и ту же религию. Неужели не понятно, что расколоть, спровоцировать, стравить нас - это золотая мечта старых врагов ислама. Это тактика, которая насчитывает не одно столетие.
         Братья, давайте быть благоразумнее. И не идти на поводу ни внешних провокаций, ни внутренних амбиций и высокомерия. Давайте обуздывать свой нафс и гордыню.
         - Как ты относишься к идее установления исламского государства в Дагестане путём захвата власти?
         - Что ж, на откровенный вопрос и отвечу откровенно. Бесспорно, что любой искренне верующий мусульманин мечтает жить в условиях исламской общественной модели. Поясню, я говорю не просто об этнических мусульманах (среди которых могут быть люди разных взглядов, включая атеистов). Нет, я говорю о верующих религиозных людях. Так же, как для демократа социальным идеалом выступает демократия, для монархиста - монархия, для коммуниста - коммунизм, также для мусульманина нет ничего лучше исламского правления.
         Понятно также, что исламская система не сводится только к возможности совершать намаз и ездить в хадж. Ислам - это и соответствующее законодательство, и социально-экономическая система, и уголовное судопроизводство, и досуг, и т. д. - всё с учётом мусульманской специфики.
         Это понятно. НО.
         Джихад и установление исламского государства нельзя объявить "по своему хотению". Существуют чёткие правила и полномочия на сей счёт. Например, Ибн Кайим Джаузийа в своём фундаментальном труде "Спасение легкомысленного от ловушек сатаны" пишет об ответственности и отчёте, который мусульманин должен отдавать за свои поступки ещё до их совершения.
         Причём эта "отчётность" включает в себя 4 "макама" (уровня, аспекта, пункта). Первое: уверен ли сам действующий, что он способен осуществить задуманное, является ли он "мастером", знатоком и специалистом в этой области? Второе: надо чётко уяснить для себя - лучше совершить задуманное или лучше оставить его, в чём заключается большее благо? Третье: надо честно ответить себе - это дело совершается искренне ради Аллаха или присутствует иная мотивация? И четвёртое: требует ли это дело привлечения помощников и готов ли инициатор нести ответственность за их привлечение? (Том 1, стр. 71 - 72).
         В шариате есть и другой известный принцип: зло не удаляется ещё большим злом. Допустим, конкретный мусульманин считает нынешнюю социально-политическую систему неправильной и намеревается с гранатомётом в руках её уничтожать, чтобы потом на развалинах построить имамат. Допустим, эти идеи охватили определённую часть верующих. И что тогда? Понятно, что: сюда будут введены дополнительные федеральные войска, здесь развернётся широкомасштабная война.
         Думаю, по сюжетам из Южной Осетии все понимают, что это такое - широкомасштабные военные действия. Это удар по всему населению - старикам, женщинам, детям. Это страх и ужас. Это разрушенные дома, предприятия, инфраструктура; кстати, это и уничтожение мечетей, которые наверняка будут бомбить как "центры терроризма".
         Разве разрушенная и окровавленная республика, которую мы получим, - это и есть исламское государство? Отмечу, что в Дагестане немалая часть населения относится к религии без большого интереса, некоторые даже со страхом. Так вот они ещё больше укрепятся в своих опасениях, считая: ислам - это и есть источник терроризма и кровопролития.
         Кстати, даже те права и свободы, которые сегодня у верующих мусульман есть, - в условиях военного положения этих прав не будет. Война вообще поставит вопрос о будущем следующих поколений дагестанцев, о будущем исламского призыва в нашем регионе.
         Да, ислам допускает войну как вынужденное средство для подавления сил зла, но война не является в исламе самоцелью. Напомню, что пророк Мухаммад (с.а.с.) в одних случаях воевал, но в других - заключал союзнические договоры с немусульманами. Только в случае нарушения этих договоров, в случае вероломных предательств и тогда, когда вопрос не мог быть решён мирным путём, - мусульмане брались за оружие.
         Война ради самой войны в исламе не практикуется.
         - Уверен, что у тебя есть альтернативные мысли…
         - Да, я считаю, что нужно не бросать враждебного вызова нынешнему обществу, не противопоставлять себя ему, а, наоборот, сотрудничать с ним (обществом) и участвовать в его жизнедеятельности. И, конечно, нам самим, верующим, нужно быть полноценными, социально активными и разносторонне образованными мусульманами.
         Необходимо личным примером, личными успехами в учёбе, в работе, в общественной жизни, в отношениях с окружающим миром показывать: ислам - это не тупик, а путь, это не застой, а движение вперёд, это не мракобесие и дикость, а разум и просвещение.
         Кроме того, через религиозный призыв, а ещё лучше - через собственное поведение нужно ясно дать понять, как ислам относится к болячкам нашего общества: коррупция, наркомания, бездуховность, равнодушие молодёжи к подлинному образованию, а то и распутство и разврат. Но правильный путь - не уничтожать всё общество вместе с его проблемами, а лечить, исцелять их.
         Специально оговорюсь. Всё сказанное мной не означает, что нужно терпеть, когда конкретный офицер в погонах совершает злодеяние, например, использует пытки, издевается над задержанным, использует запрещённые методы ведения следствия, требует взять на себя несуществующую вину. Не нужно терпеть; напротив, необходимо через саму власть, через общественное воздействие, через СМИ, через социальные акции бить тревогу на всех уровнях. И всеми возможными способами добиваться справедливости и заслуженной кары для таких беззаконников.
         Но это также не означает в пылу эмоций развязать войну всех против всех.
         И ещё. Чтобы правильно жить по исламу, надо его изучать самым глубинным образом. В нашей религии нет места авантюризму и невежеству. Коран и хадисы активно призывают стремиться к знаниям и наукам. А потому в ближайшее время отправляюсь на предпоследний курс обучения в Королевском университете имени Сауда. Но с дагестанской родиной не прощаюсь. Надеюсь, получив второе высшее образование, быть полезным своей родной республике, инша Аллах.


Беседовал Альберт Мехтиханов
Интернет-журнал "Исламская цивилизация", 11.09.2008



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика