"Не люблю официоз"
Главный казахстанский специалист по камерно-инструментальному жанру, преподаватель с тридцатитрехлетним стажем, элегантный скрипач Анвар Акбаров большим концертом отметил шестидесятилетний юбилей. Правда, произошло это по прошествии девяти месяцев после дня рождения.
- Честно говоря, я никогда не был полон амбициями, - начал беседу артист. - Я люблю выступать на сцене, а официальные чествования мне не очень по душе. Вот так и не получилось провести тогда юбилейный вечер. А недавно друзья и родственники как один начали спрашивать, когда я его наконец проведу. Кроме того, жена моя имеет хорошие организаторские способности, ну как было отказать близким! Только я сразу сказал, что хочу выйти на сцену, а не просто сидеть в первом ряду.
- При поступлении в музыкальную школу вы попали в класс знаменитой Нины Михайловны Патрушевой. Помните, как это произошло?
- Я поступал по принципу: на что возьмут. Естественно, всех детей проверяли на наличие данных и слуха. Нина Михайловна просто посмотрела на мои руки и сразу взяла меня к себе. Как-то все просто получилось. Я теперь даже представить не могу, что мог бы играть на другом инструменте. Потом я поступил в консерваторию в класс замечательного педагога Вениамина Хеса - основателя скрипичной школы Казахстана. Он, так же как и Нина Михайловна, был очень строгим и требовательным и так же, как она, искренне болел за своих учеников. А в аспирантуру Московской консерватории я поступил в составе струнного квартета. Мы, кстати, выдержали бешеный конкурс - больше 200 человек на место - и попали к Асатуру Григорьевичу Григоряну, который не замедлил познакомить нас с Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Мстиславом Ростроповичем. Какие это все имена!
- Наверняка вы считаете годы учебы у таких педагогов своими лучшими годами.
- Конечно. Могу сказать, что тогда люди вкалывали по-настоящему. Находились и бездельники, естественно, но их было очень мало. В основном студенты занимались в прямом смысле до обморока. Много было в учебе и анекдотичных случаев. Чаще всего нас засылали с гастролями не туда, куда надо. Мы приезжаем в город, а нас там не ждали… (смеется).
- О струнном квартете, где вы играли первую скрипку, и сейчас вспоминают с теплотой.
- Этот ансамбль образовался еще в консерватории. Я, Ермухан Рыскельдиев, Валерий Богудинов и Кенжебай Андарбаев просто собирались и играли. А после окончания аспирантуры мы вместе выступали еще десять лет. Потом я сам стал собирать квартеты. Например, мои воспитанники - Государственный квартет имени Жубанова - лауреаты множества международных конкурсов. Помню, как я первый раз увидел ребят в школе имени Жубанова. Они были такие маленькие, что когда сидели на стуле, ножками не доставали до пола (улыбается).
- Музыканты Студенческого камерного оркестра консерватории тоже ведь ваши питомцы.
- Сейчас да, но его создали еще до меня. Люблю этот оркестр. Мы четыре раза выезжали в Германию с огромным успехом. Кстати, тогда, в 1993 году, с нашим первым приездом в Западной Европе впервые узнали о казахстанских классических исполнителях.
- В студенческом оркестре постоянно происходит смена поколений. Как вы помогаете новеньким влиться в коллектив?
- Самое главное в этом деле - терпение. Я стараюсь создать доверительную обстановку, но и про дисциплину не забываю. Старые добрые кнут и пряник. Хотя, признаться, иногда мне хочется, чтобы оркестр имел постоянный состав - тогда у нас была бы возможность сделать большой репертуар. Но, с другой стороны, ничего страшного тут нет - это ведь новые силы, а с каждым новым составом оркестр звучит по-другому. Моя задача как руководителя - их "сложить". С моим многолетним опытом это не так уж и сложно.
- Вы известны еще и как автор шести пьес для скрипки и фортепиано на уйгурские темы. Они взяты из ваших родных уйгурских песен?
- Не совсем. Дело в том, что я - из музыкальной семьи. Родители мои были артистами Уйгурского театра, а папа в придачу - композитором и музыкантом. Он знал много песен, сам изготавливал музыкальные инструменты, организовывал народные ансамбли. Это с его подачи москвичи впервые познакомились с творчеством уйгурских артистов. Тогда в Большом театре в присутствии Сталина, Ворошилова и членов Политбюро был дан большой концерт. Сам я еще преподаю специальность на кафедре скрипки и вот как-то столкнулся с недостатком материалов. Так появились на свет шесть пьес на мотивы произведений моего отца. Некоторые из них я переложил для оркестра, и они нередко исполняются в концертных залах нашей республики.
- По части музыкальных наук вы профи, а как обстоят дела с обыкновенными, так сказать, житейскими навыками: компьютерной грамотностью, вождением автомобиля?
- Ох нет, в этом отношении я бездарен (смеется). Я не умею водить машину. Мне даже ее дарили, но я не взял. Могу еще как-то одним пальцем печатать на машинке, а к компьютеру близко не подхожу. У меня даже дома его нет, зато есть собственный сайт.
- Это как же?
- А его открыли мои друзья. Я отнекивался, все спрашивал у них, зачем это нужно. Признаюсь, я его до сих пор в глаза не видел. Стыдно, надо бы овладеть всеми этими науками. Все, обещаю, что в ближайшем будущем я освою компьютер и научусь водить машину!
- Пожалуйста, охарактеризуйте сами себя.
- Я брюнет, прилично одетый, манеры скорее приятные, нежели раздражающие, подвижный, с большим чувством юмора.
- В таком случае у вас наверняка есть любимый анекдот?
- У нового русского сын - отъявленный балбес, и он не знает, куда его пристроить. Думал он, думал и решил отдать сына учиться в консерваторию. Сын захотел играть на барабане. Отец специально нанял оркестр из ста человек, заплатил музыкантам большие деньги, чтобы они вместе готовились к вступительным экзаменам. На экзамене исполнялось такое произведение, что молодому человеку надо было всего один раз по знаку дирижера ударить по барабану. И вот он возвращается домой. Отец спрашивает:
- Ну как, поступил?
- Нет.
- А почему? - Промазал!
Вера Петровская Известия, 20.10.2006
|
5 самых читаемых статей на этой недели:
|
|
|
|