Главная страница
Uighurlarning qolbashchisi
Соблюдение прав человека как условие
предупреждения конфликтов


Эркин Альптекин

         Выступление на Бишкекской международной конференции "Идеи толерантности в Центральной Азии и проблемы раннего предупреждения конфликтов", июнь 1996 г.

         Перед рассмотрением заявленной темы хотелось бы рассказать маленькую историю, которая произошла со мною в Индии. В лагере беженцев меня определили в лучшую школу. И хотя по вере я мусульманин, но в школе я посещал христианские религиозные службы. Однажды священник спросил меня: "Что ты здесь делаешь? Ты ведь мусульманин". Я ответил: "Мой отец сказал мне, что мы верим в одного бога, но пути к нему разные". И еще один момент: есть притча об Иисусе. Однажды Иисус встретил женщину, которая рыдала и просила вернуть ей умершего сына. Тогда Иисус сказал ей: "Поговори со своим соседом". Когда через несколько дней он спросил ее, говорила ли она со своим соседом, то она ответила: "Да. Оказывается, у него больше проблем, чем у меня".

         Так вот, Ассамблея, которую я представляю, создана для того, чтобы другие знали о проблемах народов, не имеющих государственности. Организация непредставленных наций и народностей (UNPO) была основана в 1991 году 50-ю нациями и народами, представляющими свыше ста миллионов людей в разных регионах мира, которые не имеют адекватного представительства в ООН. Участники UNPO разделяют пять основных принципов, лежащих в основе Договора UNPO:
         1. Равные права на самоопределение для всех наций и народов.
         2. Следование международно-признанным стандартам прав человека.
         3. Приверженность принципам демократии и отказ от тоталитаризма, нетерпимости.
         4. Продвижение ненасилия и отказ от терроризма как инструмента политики.
         5. Защита природной среды.

         Объединенные Нации и другие многоуровневые организации не приспособлены решать проблемы народов, не имеющих государственность. Для многих наций, народностей и меньшинств представительство как в ООН, так и в других межправительственных организациях невозможно или строго ограничено. Стандартные механизмы предупреждения конфликтов в системе ООН или ОБСЕ не приспособлены для этих групп населения. Местные органы управления не знают или не имеют достаточного опыта использования тех немногих возможностей, которые открыты перед ними на международном уровне. В результате этого недостаточное реагирование на нужды меньшинств и тенденция не воспринимать их всерьез часто приводят к эскалации конфликтов и насилия, тогда как своевременные действия могли бы предотвратить их. И, наконец, отсутствие политической воли правительств в проведении превентивной политики, когда дело касается вопросов, так сказать, внутреннего характера, в дальнейшем ограничивает действия любой международной организации.

         Необходимо отметить, что в последние годы международное сообщество столкнулось с напряженностями и конфликтами различного уровня и характера, которые возникли еще в долгие годы "холодной войны". Внимание было, в частности, привлечено к конфликтам между правительствами государств и социальными группами внутри государств. В одних случаях эти группы оформились в отдельные нации внутри государств, в других случаях они являются оккупированными странами или считают себя таковыми, в третьих - это группы коренного населения, или этнические группы, не имеющие своей государственности.
         Зачастую напряженность возникает в связи со стремлением к самоопределению различных общностей. В большинстве случаев узловым моментом предотвращения конфликтов является правильное понимание напряженности между национальными чувствами, с одной стороны, и сохранением территориальной целостности, с другой.
         Это показали события в Абхазии, Чечне, в Нигерии. Во всех этих конфликтных ситуациях, именно UNPO сделала все возможное, чтобы народы смогли предупредить мировое сообщество о надвигающемся насилии. UNPO направляла миссии в различные регионы мира для выявления негативных фактов, распространяла отчеты миссий, рассказывала об этом в международной прессе, предпринимала дипломатические шаги к правительствам и организациям. Но, к сожалению, мировое сообщество предпочло игнорировать сложившееся положение, а в некоторых случаях даже поощряло применение силы правительствами некоторых стран.

         Таким образом, UNPO проводит большую работу в области предупреждения конфликтов, концентрируя ее на предупреждении потенциального конфликта среди групп населения там, где вроде бы нет открытого конфликта. UNPO также стремится активно способствовать диалогу и переговорам там, где вооруженный конфликт уже начался.
         Сегодня в Центральной Азии присутствует определенный конфликтный потенциал. Важно подчеркнуть, что Центральная Азия имеет глубокие исторические корни в древней тюркской культуре. Расположенная на историческом Шелковом пути, связывающем Восток и Запад, Центральная Азия стала родиной для различных этнических, религиозных и лингвистических групп. На протяжении веков эти группы населения жили в мире. Шаманизм, буддизм, христианство и ислам процветали рядом друг с другом. Отсутствовала дискриминация по признаку расы, нации и веры.
         Но эта гармония разрушается под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Сегодняшние лидеры республик Центральной Азии, обретших независимость, борются за возрождение своей богатой истории, культуры и цивилизации, с одной стороны, и пытаются установить политическую стабильность, развивать свою экономику, с другой стороны.
         Но нелегко преодолеть трудности, складывавшиеся долгие годы и десятилетия. Плачевное состояние экономики, назревшие экологические проблемы и неразрешенные политические проблемы ведут к росту напряженности. Поверхностно очерченные границы, этническое недовольство, вызванное политикой противостояния, создают множество трудностей. Растущие цены, нехватка продуктов и рабочих мест вызывают беспокойство у большинства народов Центральной Азии.

         К тому же, китайская миграция в республики Центральной Азии тоже может иметь серьезные последствия. Многие китайцы, приехавшие помочь республикам Центральной Азии после объявления независимости, не вернулись в Китай даже после истечения срока своих виз. Многие вступили в брак с местными жителями и активно приобретают собственность. По неофициальным данным, более полумиллиона китайцев осело в республиках Центральной Азии. Этот вопрос стал одной из главных тем многих печатных изданий региона. В казахстанской газете "Атамекен" от 13 марта 1993 года отмечалось: "Являясь основной зоной ядерных испытаний Советского Союза, мы были больше всего озабочены проблемой экологической катастрофы в Казахстане. Однако сейчас китайские поселенцы в нашей стране стали даже большей проблемой, чем экологическая катастрофа". Кыргызская газета "Кыргызстан маданияты" в номере от 10 ноября 1993 г. писала следующее: "От политики "открытых дверей" китайская сторона имеет больше выгоды, чем кыргызы. Порядка 75000 китайцев переселились в Кыргызстан. Правительство Кыргызстана сталкивается с большими трудностями в вопросе депортации многих незаконных китайских поселенцев".

         Войны в Таджикистане и Афганистане, рост насилия в восточном Туркестане, известном больше как Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая, являются дестабилизирующими факторами в республиках Центральной Азии.
         Восточный Туркестан превратился в бомбу замедленного действия. Проходят антикитайские демонстрации, вооруженные столкновения. В китайской прессе недавно сообщалось, что десять уйгуров приговорены к смертной казни по обвинению в призывах к независимости, а девять уйгуров были убиты китайскими военизированными подразделениями в результате перестрелки в городе Куча. Сообщалось также, что порядка 1700 уйгуров арестованы по обвинению в сепаратистской деятельности.
         Многие эксперты полагают, что основной конфликт Восточного Туркестана может легко распространиться на соседние страны и, таким образом, дестабилизировать мирную обстановку в Центральной Азии.
         Международное сообщество должно оказать помощь и поддержку республикам Центральной Азии в преодолении сегодняшних трудностей и в нахождении решений для прекращения войны в Таджикистане и Афганистане, подвигнуть китайское правительство к тому, чтобы рассеять растущую напряженность в Восточном Туркестане путем мирного диалога, а не репрессивных мер.
         Диалог - это основа взаимопонимания, сотрудничества и мирного сосуществования. Без диалога не может быть доверия, а без доверия не может быть мирных изменений. Основополагающими элементами в деле предотвращения конфликтов являются уважение к правам человека, равенство всех народов, больших и малых, религиозная толерантность.


asiajournal.to.kg, 01.1997


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика