Фестиваль мугама

Айшамгуль Мухаммад

Музыканты из Франции и Сирии, Индии и США, Ирана и Италии, Германии и Марокко, Египта и Узбекистана встретились в середине весны в Баку на международном фестивале "Мир мугама".

Исполнительница Айшамгуль Мухаммад - представительница древней народности, издавна проживающей на территории Китая, - уйгуров. Важной частью уйгурских мукамов кроме музыки, вокала и стихов являются также танцы.

C древних времен уйгуры хранят, передавая из поколения в поколение, монументальное музыкальное произведение "Двенадцать мукамов". Они называют его "матерью музыки", а также вершиной уйгурской хореографии. Существуют предположения, что зарождение уйгурского мукама относится к V-VI векам, развитие жанра приходится на VII-IX века, а полное формирование классического цикла произошло в X-XII веках.

Это яркое красочное действо состоит из 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, инструментальной музыки и музыки к танцам.

"Двенадцать мукамов" - это 24 часа непрерывного исполнения, и в реальности полное прослушивание этого произведения занимает несколько дней. Самый большой из 12 мукамов - Кашский, в который входят 170 вокальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки.

Уйгурский мукам, как правило, исполняется ансамблем, куда входят музыканты, играющие на флейтах, трубах, баламане, дутаре, жевапу (род балалайки), барабанах с кожаным покрытием, металлических барабанах и других инструментах, певцы и танцоры.

Фрагменты "Двенадцати мукамов" содержат народные стихи, дастаны и образцы высокой классической восточной поэзии.

Айшамгуль Мухаммад исполняет сольные фрагменты мукама. Придерживаясь традиционной модели исполнения, она импровизирует в большинстве произведений, представляя лучшее сочетание традиций и собственного творчества.

"Когда исполняешь мукам, буквально забываешь обо всем на свете, - говорит Айшамгуль. - Это исполнение, в котором весь организм концентрируется на голосовых связках. Музыкальные инструменты издают высокие повторяющиеся звуки. Потом начинает дрожать воздух, и тело движется вслед за этими вибрациями. Все это вызывает душевное очищение и у музыкантов, и у зрителей".

Елена Голованова, Инара Кадырова, фото: Петр Титаренко
Журнал Баку (№10), май-июнь 2009