Дух древности
К 10-летию Ассамблеи народов Казахстана приурочена уникальная выставка, которая проходит в Центральном государственном музее РК. До 19 октября алматинцы и гости южного мегаполиса могут познакомиться с коллекцией древнего декоративно-прикладного искусства уйгур из частного собрания известного казахстанского антиквара и коллекционера Азата Акимбека. Он удостоен звания «Заслуженный деятель РК» за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Азат Акимбек — почетный член Парижского аукционного дома «Libert & Gastor».
От голода спасли...посох и дворцовые ковры
Азат Акимбек родился, как он сам говорит, на «той стороне» — в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Он княжеского происхождения. Предками Азата Мажитовича были уйгурские ханы, султаны, а прапрадед Халзат-хан основал княжескую династию Хакимбеков. Поэтому так гордо звучит его имя: «Азат» в переводе с уйгурского — свободный, независимый, «аким» — правитель, «бек» — князь. Отца Акимбека — офицера национальной армии — арестовали по политическим соображениям. Мать Акимбека — дочь известного кашгарского купца и мецената — в 1955 году с маленькими детьми, сестрой и матерью эмигрировала в СССР, точнее, в Киргизию. Уехать из Китая им помог будущий отчим Акимбека — казах Мажит Кайымбай, который был из знатного и богатого казахского рода найманов. Приемного сына он вырастил и воспитал как родного. В своем паспорте из уважения к отчиму Азат Акимбек записал себе его фамилию. В 1963 году их семья решает переехать в Алма-Ату. Приживаться на новом месте им было очень тяжело. Выжить семье помогли тайком вывезенные бабушкой из Синьцзяна уйгурские дворцовые ковры и посох уйгурских правителей. Помогали им добрые, отзывчивые на чужую беду соседи. Чтобы прокормить семью из девяти человек (в новой семье Мажита Кайымбая родилось еще трое детей), юный Азат с окрестными мальчишками собирал бутылки на городской свалке. За 10 бутылок он покупал 5 булок серого хлеба.
В его биографии значатся: восьмилетнее образование, работа учеником художника в художественной мастерской; художником-оформителем; окончание одиннадцатилетки в средней школе рабочей молодежи; служба в рядах Советской армии, работа главным художником Сырдарьинской области. С середины 70-х годов Акимбек становится широко известен как первый художник-чеканщик в Казахстане.
Старьевщик
Но в официальной биографии Азата Акимбека не значится один факт, который сыграл большую роль в его жизни.
— Все началось с медного кувшина, который мне подарила бабушка, — вспоминает коллекционер. — Взяв его в руки, я подумал, что если уйгурский мастер сделал такой красоты кувшин, значит, должны же быть подобные сосуды. Именно этот старый кувшин и натолкнул меня на мысль коллекционировать антиквариат.
Азат Акимбек стал ездить в аулы, ходить там по домам и спрашивать у аксакалов старинные вещи своего народа. За это к нему надолго «приклеилось» прозвище старьевщик, и при виде его некоторые аульчане даже крутили пальцем у виска. А он, с разрешения хозяев, с особой радостью и каким-то благоговением находил в сараях старые кувшины, колеса от телег, хомуты...
Исколесив за долгие годы самые отдаленные и глухие уголки необъятного Союза, Азат Акимбек собрал огромное количество этнографического материала, что помогло ему стать крупным знатоком культуры народов Центральной Азии и Кавказа.
Сейчас Азат Акимбек принадлежит к числу так называемых штучных специалистов, которые могут без экспертизы определить подлинность вещи. Вот пример. В Алматинском аэропорту была задержана крупная партия предметов старины и искусства. В коробках, принадлежащих человеку, прибывшему из Парижа, таможенники нашли бронзовые статуэтки, часы, картину, пистолеты, пивную кружку, очень похожие на те, которые были сделаны еще во времена Пушкина. Чтобы определить подлинность и ценность этих вещей, в аэропорт срочно пригласили Азата Акимбека. Пристально осмотрев находки, он пояснил: «Бронзовые статуэтки, пистолеты и часы — подделки, причем не очень искусные. А вот картина и немецкая пивная кружка — настоящие ценности». Кстати, в качестве эксперта по прикладному искусству Центральной Азии он получил приглашение от аукционного дома «Libert & Gastor».
В 1977 году, в только что открывшемся музее им. Кастеева Азат Акимбек провел первую в истории выставку уйгурского народного декоративно-прикладного искусства. Представленные 110 экспонатов ярко и наглядно демонстрируют его уникальность и самобытность. Стоит сказать, что в этом музее Азат Акимбек работал вначале реставратором, затем младшим научным, а потом и старшим научным сотрудником. Свою коллекцию в те далекие застойные годы ему удалось показать во многом благодаря помощи и заинтересованности тогдашнего директора музея Канафьи Тельжанова, народного художника СССР.
«Его заместителем в то время была удивительный человек Сабила Кумарова, она, крупнейший искусствовед, сыграла не меньшую роль в моей творческой жизни», — говорит Азат.
А в 2002 году он организовал выставку «Ретро-Казахстан», на которой представил редкие документы советской эпохи. Очень интересной и необычной была и крупная выставка его экспонатов «Народное искусство казахов-оралманов».
С помощью своих антикварных вещей Азат знакомит мир с культурой народов Центральной Азии. Его коллекции были представлены на выставках во многих столицах республик бывшего СССР — в Москве, Бишкеке, Ташкенте, Баку, Тбилиси, а также в дальнем зарубежье — в Будапеште, Париже, Стамбуле. И они продолжают путешествовать по миру.
Волшебный «тазик»
Коллекционер и антиквар, Азат Акимбек 35 лет собирает старинное оружие, ордена, скульптуры, орудия труда, предметы быта, ковры, ювелирные украшения, костюмы, музыкальные инструменты, рукописи. Среди них — уникальные и диковинные экспонаты почти со всей Центральной Азии. Особая гордость собирателя древностей — удивительная старинная чаша, которую он называет «тазиком». Этот «тазик» из сплава семи металлов с изображениями трех религий — христианской, буддистской и исламской — настоящее чудо. От легкого трения золотых ручек вода в нем бьет фонтаном. Потрясенные зрители заглядывают под стол, но там нет никаких моторчиков. Однажды в антикварную лавку Акимбека пришел китаец и, увидев эту диковинку, рассказал легенду об исцелении китайской принцессы с помощью такой чаши. Волшебство сосуда, оказывается, в том, что он обладает энергетикой, реагирующей на биотоки человека. Чем сильнее биозаряд, тем сильнее бьет фонтан из кувшина. Он действительно имеет целительные свойства.
Другой раритет — пасхальное яйцо, изготовленное русским мастером Лукутиным в конце ХIХ века. Высотой почти 16 сантиметров, оно сделано из папье-маше и покрыто сусальным золотом. Старинная вещь восхищает своей сложной композицией на тему «Воскресение Христово». В Казахстан эту редкость привез ссыльный сенатор Любочинский, известный своей дружбой с императором Николаем Вторым.
— Собирая коллекцию ювелирных украшений, старинные платья модниц времен минувших, я хочу вернуть красоту, прекрасное мгновение душевного порыва древнего мастера, чье имя иногда для нас безвозвратно утеряно, — говорит коллекционер. — Сейчас кто шьет для нас одежду? Целые фабрики, огромная индустрия! А моя коллекция — это мир рукоделия, штучных изделий. Воистину, национальный костюм — это зеркало прошлого. Но наши предки не только созерцали красоту своего творения, но и предполагали его многофункциональность. Например, в красивом таджикском головном уборе предусмотрен даже мешочек для длинных кос, а старинные украшения не просто красивый аксессуар, они также имели прикладное назначение. Например, мешочек для амулета имел маленький кармашек для зубочистки. Старинные платья и украшения, собранные Азатом, — это вековая история жизни, мир наших бабушек и прабабушек.
А еще в его коллекции есть очень занимательные вещицы, такие как, например, первая соковыжималка, старинный утюг, стереоскоп.
Особая страсть Азата Акимбека — старинное оружие. В советское время он собирал его подпольно и старался никому не показывать. Ведь такое коллекционирование советская власть, мягко говоря, не поощряла. Наш герой считает, что оружие — это самое ценное в любой коллекции, и оно наиболее ярко отражает историю народа.
Антикварный бум пришел в Казахстан
Если раньше словосочетание «антикварная лавка» мы знали только по кинофильмам, встречали в книгах и с особым замиранием посещали эти лавки за границей, то сейчас в Алматы более десяти антикварных салонов. Как утверждают их владельцы, антиквариат завезли в Казахстан русские и украинские переселенцы. Ценные семейные реликвии, среди которых, например, были и произведения Фаберже, тайно вывозили в Центральную Азию русские дворяне, интеллигенция. Старинные вещи привозят с собой и потомки оралманов. Спустя 70—80 лет антиквариат возвращается в нашу страну в основном из Китая, Монголии, Афганистана, Пакистана.
Сегодня мир захлестнул антикварный бум. Ажиотаж вокруг антиквариата происходит и в нашей стране. По словам антикваров, он начался в Казахстане в начале XXI века. Если раньше раритеты покупали у нас в основном иностранцы, то теперь старина всерьез заинтересовала отечественных бизнесменов, чиновников и простых обывателей.
Коллекции Азата Акимбека поистине бесценны. За них ему неоднократно предлагали огромные деньги. Одну из его коллекций, например, американцы хотели купить за семь миллионов долларов.
Уйгуры: встреча с прошлым
Именно под таким названием проходит в Центральном государственном музее РК выставка его коллекции. На обозрение представлены 500 экспонатов. Среди них широкая публика впервые увидела коллекцию хотанских древностей — скульптуры из камня, бронзы и глины II—IV веков нашей эры. Большой интерес представляют средневековая керамика и предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, старинные рукописи из Кашгара, Хотана, Яркенда, Аксу и Каракаша — мест проживания уйгур.
Как отметили искусствоведы, эта коллекция — единственное в мире собрание, в котором наиболее полно отражена материальная и духовная культура уйгурского народа.
— Я собрал огромную коллекцию и хочу, чтобы через 35 лет все собранные мной у народа вещи вновь вернулись к народу, — сказал Азат Акимбек на открытии этой выставки. Наш герой давно ратует за то, чтобы в Алматы открылся музей уйгурского искусства, которому он хочет подарить свою коллекцию. Но увы — здание под этот музей пока не находится.
— У меня нет условий хранить эти экспонаты. В моей коллекции было 64 древних уйгурских ковра, а осталось всего 27, все остальные поела моль, — поделился он печалью. — Руки человека творят чудеса, которые обретают материальное воплощение, и это необходимо сберечь для потомков. Ведь, как известно, без прошлого нет будущего, — утверждает известный антиквар и коллекционер. А еще он признался, что среди старинных вещей порой чувствует себя лучше, чем среди людей.
Марина МИХАЙЛОВА, "Казахстанская Правда", 30.09.2005
|
5 самых читаемых статей на этой недели:
|
|
|
|