О происхождении танца с пиалами
Абдулладжан Самсаков
В настоящее время огромным успехом пользуется уйгурский женский танец "Чина тахса усcули" (танец с пиалами и блюдцами), где танцовщицы под аккомпанемент оркестра, ставят на головы пирамидку из семи пиал, беря в руки тарелочки с палочками, ритмично отбивают такт во время танца. По окончании танца становится известно, что верхняя чашка была заполнена водой. Историю происхождения этого танца я случайно услышал в древним городе Кучаре, что и послужило поводом написать данные заметки.
Путешествуя по древним тропам Шелкового пути и оставив за собой Урумчи, Турфан, Карашахар, мы прибыли в не менее древний город Кучар. Устроившись в довольно приличной, современной гостинице и немного отдохнув в ней, поехали в пригород города Кучар и посетили знаменитый пещерный комплекс "Кызыл", построенные поломниками, в те древние времена, когда еще кучарцы исповедовали буддизм. Осмотрев и ознакомившись со следами великой Кушанской культуры, вечерком зашли в чайхану, которая располагалась в тени огромной чинары, напротив старой мечети. Мы устроились вокруг свободного стола. Чайханщик быстро и молча накрыл стол, принес чайник зеленого чая, и круглые, большие, удивительно тонкие, прозрачные как стекло, кучарские лепешки.
Следует отметить, что в этих краях каждый город имеет собственный "фирменный" хлеб-лепешки, характерные только для этой местности. Он узнаваем по цвету, форме, вкусу и носит собственное название. Например гирде-нан, тогаш, питр нан, загира, жаванде, пом нан, чават нан, сапар тогач, ушшак нан, ашма нан, пияз нан, гош нан, какча нан и.тд. Всего около сорока разновидностей. На Кавказе тоже пекут хлеб в тандыре. Кавказская лепешка - лаваш вкусный, но бесформенный. В Средней Азии, в частности в Самарканде, Фергане, Кульдже, Кашгаре, Турфане, каждая лепешка выглядит как произведение искусства. Несомненно, тема о лепешках достойна отдельного внимания.
Вернемся в чайхану Кучара. За соседним столом сидели коренастые аксакалы с густыми кучерявыми бородами, длинными усами и орлинными носами. Из-под воротников белых сорочек выглядывал густой шерстяной покров их тела. Такая картина обнаруженная в далекой внутренней Азии, напомнили мне Кавказ и кавказцев, пьющих пиво в Тбилисских или Ереванских забегаловках. (Я несколько лет занимался вопросами микро-сейсмо-районирования на Кавказе). Их антропологическое сходство несомненно подтверждает мнение некоторых ученых об единых корнях, но тема и манера разговора была различной. На Кавказе говорят громко, смело, свободно; чаще о красивых женщинах и о национальных героях. А Кучарские наследники Великой Кушанской и Караханидской империй, ныне жители так называемой "Новой земли" (Синьцзян) КНР, оказались весьма осторожными, политизированными, говорили тихо с оглядкой. Очевидно, такими их сделала многолетная экспансия. Отсюда их вялость. Народ, подаривший Миру еще 1500 лет назад, семиступенный звукоряд ныне сломанный, но не погибший народ. Их питает, несомненно память о древней великой культуре. Мукамы для уйгуров, как дождь для высыхаюшего дерева в пустыне.
Так я думал в чайхане под чинарой, смотря на красивых кучарских аксакалов, и мысленно сравнивал их с портретами князей, написанных еще в начале новой эры в пещерных храмах "Кызыл" под Кучаром. Из-за соседства наших столов, иногда до нас доходили отголоски разговоров, и мы оказывались невольными слушателями. Когда по телевизору показывали концерт, где танцевали девушки с пиалами на голове, аксакалы ожили и перебивая друг-друга, начали вспоминать легенду о происхождении танца. Согласно легенде, в древние времена Кучаром правил мудрый шах Акари. Его подданные жили в мире, согласии и в достатке. Во дворце было столько ученых, сколько звезд на небе, а в казне столько богатства, сколько воды в море. Но, благополучие Кучарского княжества не давало покоя завистникам. Однажды грозные враги с востока напали на княжество. Прекрасные дворцы и дома были преданы во власть огня. Выдающиеся ученые, знаменитые артисты, ремесленники, взятые в плен, угонялись в далекую страну. Вместе с ними по Шелковому пути из Уйгурии на восток рекой утекали несметные богатства страны: золото, серебро, скакуны, музыкальные инструменты...
Колонна пленных передвигалась в невыносимых условиях, а конвоиры всячески издевались над ними. Тяжесть металлических цепей, опаленная горячими лучами солнца пыльная дорога, дефицит питьевой воды и невольная разлука с родиной, все больше и больше угнетали несчастных. Пленные прошли долгий путь, минуя горы, степи, пустыни, реки. Если колонну пленных по земле сопровождали беспощадные солдаты, то в небе над ними кружили грифы-стервятники. Кучарцы шли молча, ни на минуту не теряя надежду на свободу.
Среди пленных была и принцесса Чоглук (название огненного цветка, уйг.). Даже в цепях ее гордая, прямая, поистине царская осанка с лебединой шеей отличала ее от остальных девушек. На одном из привалов принцесса направилась к группе девушек, которые расположились поодаль от нее. Но при этом она обязана была кланяться каждому солдату, которого встречала по пути. Чтобы избежать такого унижения, она придумала маленькую хитрость: поставила на макушку головы пиалку с водой. При каждом ее шаге, звон цепей в унисон отбивал ритмичный строй звуков под ее грациозное, плавное, и изумительное движение. Это неожиданное зрелище заставило солдат застыть от восхищения - на миг красота победила жестокость. В реальность их вернула грубая и решительная команда военачальника. Ошарашенные солдаты побежали за Чоглук, но она стойко перенеся побои, добралась до цели. За непокорность принцессу ожидала неминуемая смерть. Оценив ситуацию, девушки, окружив принцессу тоже на свои головы поставили пиалы с водой. Под натиском солдат, под такт тяжелых ручных цепей, начались изящные движения молодых девушек, наподобие танцев . На их гордых головах твердо держались пиалы с водой.
Такой поступок женской половины, придал пленным мужчинам силы, разбудил дух храбрости и решимости. Их ритмичные хлопки сопровождались сильным мужским Ур! Ура! (Бей! Бейте!) Пленные цепями задушили вооруженных солдат и вернулись с принцессой на родину. Таким образом, принцесса и ее дети продолжали править Кучарским княжеством еще несколько веков...
Очевидно, я поторопился услышанный рассказ кучарских аксакалов назвать "легендой", так как в нем не присутствует магический мир, сверхестественные подвиги, демоны и драконы. Скорее всего это не легенда, а быль, историческая реальность, передаваемы из поколения в поколение. Изучение древней истории Уйгурии показывает, что вышеприведенный рассказ появился не случайно. В 383 году нашей эры, в связи с указом Китайского императора Фу Джияна, полководец Луй Гуан с 70-тысячным войском действительно напал на оазисы Таримского бассейна. Как пишет китайская хроника, основной целью военного похода было "арестовать и привести живым Кучарского ученого Кумарадживу". Известно, что военные действия между государствами или княжествами происходят по политическим или по экономическим мотивам. Но чтобы войну объявляли из-за одного ученого, история человечества еще не помнит. Возможно, эта война за ученого Кумараживу, была единственным случаем в мировой истории.
Итак, в 383 году нашей эры, полководец Луй Гуан двинулся на запад. Оставив за собой тысячу километров пути, и пустыню Гоби, достиг оазисов Такли-Макана. Разрушив княжество Кумул, Карашахар, напал на Кучарское княжество. Правитель Кучара Бекчон Акари и его внук Кумараджива организовали оборону, но противостоять весьма хитрому, опытному и многочисленному агрессору было невозможно. Акари геройски погиб. Дочь правителя, принцесса Джива Акари спаслась бегством в Кашмир. Согласно описаниям в "Хронике жизни генерала Луй Гуана", он был поражен величием и расцветом культуры Кучарского княжества. В государство Лян были вывезены богатства на 20 тысячах вьючных животных. В числе вывезенного были изделия из драгоценных металлов, статуи Будды, редкие птицы и музыкальные инструменты. Вместе с великим ученым Кумарадживой были вывезены старинные книги, взято в плен большое количество музыкантов, лекарей, торговцев, художников. Поскольку пленные двигались группами, вполне возможно возникновение восстания в одной из таких групп, где и зародился танец непокорных и гордых кучарских девушек. Танец с пиалами , происхождение которого связано с кучарской прицессой Чоглук, увековечен уйгурскими художниками в настенных росписях Турфана и Кучара, датируемых V-VI вв. н.э. (Турфанские могильники и пещерный комплекс Кызыл, роспись в пещере 96 и др).
Рассказ о танце с пиалами, передаваемый из поколения в поколение, подтверждает истину о том, что народ с огромным историческим наследием, в тяжелейших условиях, не теряя веру и надежду, продолжает жить, и в этом немаловажное место занимает искусство. Также необходимо подчеркнуть, что танец "Чина-тахса уссули", рожденный как символ свободы 1500 лет назад, не потеряв свою актуальность, удивительно устойчиво функционирует до наших дней. Говорят память народа не ржавеет. Надеюсь, мы и дальше не забудем гордый танец , ибо пока народ танцует и поет, он живет...
Общественный, инФормационно-политический журнал «вести» № 1 (76) январь-февраль 2016 г.