Самобытная схожесть
Что мы знаем об уйгурах – малочисленном этносе Казахстана? Немного. Однако ученый Джеймс Черчвард по отношению к ним выразился так: «История уйгуров представляет собой историю ариев».
Об этом мы беседуем с председателем уйгурского этнокультурного объединения «Ильхам» Асиям Усеновой.
Родина уйгуров – Восточный Туркестан, в настоящее время это Синьцзян-Уйгурский район Китая. Предки нынешних уйгуров претерпели много политических формаций: то входили в состав Китая, то были в Тюркском каганате, вновь – Китай, затем Уйгурский каганат… все это сопровождалось сменой правителей, народно-освободительными восстаниями, географическими изменениями вплоть до 50-х годов прошлого столетия.
Этот народ имеет богатую историю, привлекающую исследователей во все времена. Так, казахский ученый Чокан Валиханов, путешествуя, собрал и систематизировал материалы по уйгурам, проживавшим на территории Кашгара. В работах историков К. Риттера, В. Радлова, А. Бернштама, Л. Гумилева содержатся уникальные факты и сведения о двухтысячелетней истории уйгуров, начиная с саков.
По словам историка Касима Масими, английский исследователь Джеймс Черчвард в конце 19 века писал, что уйгурская империя на Евразийском континенте существовала еще до Всемирного потопа. Она достигла высочайшего уровня цивилизации; уйгурам были известны астрономия, математика, медицина, они владели горным делом, инженерией, архитектурой, текстильной промышленностью. Были искусными в изготовлении декоративных изделий из всевозможных материалов, ткали ковры из войлока, шелка и шерсти, пользующиеся большим спросом в других странах. Возводили статуи из бронзы, серебра и золота, словом, обладали многими ремеслами. И все это было задолго до египетской цивилизации.
Как заметил Черчвард в своем труде «Древний континент Му», «История уйгуров представляет собой историю ариев». В материалах другого исследователя Моргана находим следующее: ключ мировой культуры спрятан в Таримской долине, когда он будет найден, станут известны ее тайны. Таримская долина, это и есть Синьцзян. Археологические раскопки и редчайшие артефакты, находящиеся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, тому подтверждение.
Уйгурский народ имел свою письменность, в основе которой лежит согдийский алфавит, что впоследствии было позаимствовано монголами. В свое время они перевели на китайский и монгольский языки религиозную литературу, их ученые являлись членами академий императоров.
Богатый фольклор содержит песни, сказания, предания, легенды, пословицы, отражающие жизнь, быт, философию народа. Принадлежит им мировой шедевр классической музыки «Двенадцать мукамов» (мелодий), создаваемый на протяжении 15 веков, где собраны лучшие произведения от «А» до «Я», по словам казахского писателя Сабита Муканова.
Уйгуры, как и казахи, татары, узбеки, киргизы, относятся к тюркским народам, а потому их культуры, обычаи и традиции в чем-то схожи, в чем-то разнятся.
– Асиям Мухамеджановна, уйгуров мало в Приуралье, и, откровенно говоря, мы почти не знаем об этом этносе.
– Да, в Уральске нас мало, всего… семь семей старшего поколения, но вместе с семьями наших детей – уже тринадцать, – улыбается председатель уйгурского этнокультурного объединения. – Потомки тех, кто в прошлом покинул историческую родину, живут в Алматинской области, мы родом оттуда. Как, впрочем, и большинство остальных, которых, как и моего мужа, перевели сюда по службе.
Если говорить о культурно-просветительской работе, то общественное объединение «Республиканский центр уйгуров Казахстана» был создан в 2003-м году, в который вошли региональные. Наше этнообъединение возникло двумя годами позже, его возглавил Нурахмет Касымович Масимов, к сожалению, его уже нет в живых. Я была его помощницей и заместителем.
Как и другие этнокультурные центры, мы участвуем во всех городских мероприятиях, национальных праздниках: Наурыз, Сабантуй, Сорочинская ярмарка, фестивалях дружбы, пропагандируя культуру, традиции и обычаи своего народа. Говоря о традициях, замечу, многие схожи с тюркскими народами, проповедующими ислам, в большинстве – с казахскими, которые практически всем известны, поскольку мы живем в Казахстане.
– И тем не менее, есть же что-то отличное от других?
– Есть! «Тридцать джигитов» – старинный обычай уйгуров. Это что-то вроде современного «мальчишника» по форме организации, но по содержанию и сути – очень серьезное, ответственное мероприятие, направленное на помощь и поддержку. Раз в месяц или полтора собираются мужчины, обсудить накопившиеся проблемы, кому-то помочь материально или морально, подсказать, как разрешить сложную ситуацию. У старших есть большой опыт за плечами, какие-то наработки, которыми они могут, и в общем-то должны поделиться с более молодыми. Это своего рода и преемственность поколений, которой издревле следует наш народ. Поскольку это не официальное собрание, с повесткой дня, протоколом и вынесением постановления, а добрый круг или сообщество друзей, то не обходится без чая, угощений, известно, что за горячей чашкой чая вести беседу значительно приятнее и эффективнее. Песни, остроумные речи и танцы сопутствуют таким встречам.
«Счастлив тот, кто погиб, защищая справедливость».
«Народ, хранящий единство, непобедим».
«Перенесу через горы мешок, до краев наполненный горестями народа».
Уйгурский поэт Билял Назым
Но есть одно правило – не опаздывать. Если человек задержался более пяти минут, то к нему применяется штраф: он должен исполнить песню, танец или продемонстрировать свои способности в чем-то другом. Таким образом сильный пол дисциплинируют, приучают к пунктуальности и ответственности, в том числе к находчивости, изобретательности.
– Еще один обычай, свойственный только уйгурам – «Бесик той», – продолжает она, показывая фотографии с малышами, закутанными «в кулечки», и ее лицо светится. Более того, на протяжении разговора она сама держит на руках маленького внука, ну сущая мадонна с младенцем, очень красивая женщина. – По-другому он называется «Большой свадьбой». После родов молодая мама, ослабевшая, нуждающаяся в опеке, а родная мать лучше других поможет ей справиться с новыми обязанностями. Поэтому ее с новорожденным забирают в прежнюю семью, где она находится сорок дней. По истечении этого срока родители сына, отца ребенка, вновь устраивают свадьбу, и тогда уже сноху с внуком привозят домой. Это красивый, торжественный праздник, поскольку в семье пополнение, продолжение рода двух любящих сердец, половинок одного целого. Очень значимое событие. В блюдо с водой кладут сахар, соль, монеты, если девочка, то – ювелирные украшения, словом, все, что сочтут нужным, чтобы жизнь ребенка была полной чашей, счастливой и разнообразной.
– Для уйгур семья и дети стоят на первом месте, – подчеркивает Асиям Мухамеджановна. – Мы и с соотечественниками живем одной большой семьей, деля горести и радости пополам. – Она неожиданно из кипы фотографий достает что-то вроде портфолио с крупными снимками, на которых как на ладони семь уйгурских семей старшего поколения. – Это не означает, что мы держимся особняком, давно породнились тесными, кровными узами с другими народами, особенно с казахами. Все живем под одним шаныраком, неслучайно наше этнокультурное объединение проводило фестиваль «Мы – дети Казахстана».
Наталья Жукова, Фото: Ярослав Кулик
Дружба народов, 30 июля 2015 г.