Главная страница
Uyghur ussulchisi
Нестареющее искусство танца

         Говорят, что уйгурский ребенок еще не научился ходить, а уже танцует.За 20 лет работы в Республиканском уйгурском театре музыкальной комедии имени К. Кужамьярова Гульнара Саитова прошла путь от солистки балета до главного балетмейстера.

         Сердце позволило…

         Когда спрашивают: "С какого года вы работаете в театре?" – Гульнара Юсуповна отвечает: "Я здесь родилась. Отец Юсуп Саитов был музыкантом. Мать Турсункыз Машурова – актрисой. Атмосферой театра я дышу. Она питает меня".

         Врачи в детстве запретили ей танцевать из-за слабого сердца. Она занялась спортивной гимнастикой и сумела восстановить свое здоровье. Саитова окончила институт театра и кино имени Жургенова, мастерскую Булата Аюханова по специальности хореограф.

         За многие годы работы хореографом в родном театре заслуженная артистка РК Саитова украшала спектакли танцами. Среди них особо выделим фантасмагорию "Махамбет" и спектакль в жанре хора-пантомимы "Тавут". А в концертной программе "Пробуждение 1000 пещер" хореография как бы оживляет старинные фрески. В них показано зарождение уйгурского танца во времена буддизма, его развитие от мукамов (древнего музыкально-вокально-хорового и хореографического произведения) до наших дней.

         Кокетство – от буддизма…

         Через Восточный Турке­стан, где много веков проживает уйгурская диаспора, проходил Великий Шелковый путь. Сначала туда пришел буддизм, потом – христианство и последним – ислам. Каждая религия оставляла в культуре свои черты, а в уйгурском танце – свои стили.

         "Когда наш театр был на гастролях в Доланском регионе, – вспоминает Саитова, – мы принимали участие в местных танцах-соревнованиях. Пары кружились вокруг себя и по орбите, ускоряя темп. Побеждал тот, кто выдерживал до конца. В кашгарском стиле от древних индийских танцев есть некое кокетство. Как отмечал еще Чокан Валиханов, кашгарская женщина была свободной в выражении своих чувств и эмоций и могла смотреть прямо в глаза мужчине. В кокандском стиле есть лишь отголоски буддизма, движения тоже напоминают индийский танец, но нет застывших поз".

         В Восточном Туркестане до сих пор существует древний обычай. На крышу мечети выносят 12 пар ударных музыкальных инструментов нагара. Каждый имеет свой звук. Созывается народ, и начинается импровизированный массовый танец. Поклонение богам неба и земли. Во время весеннего праздника Навруза таким образом просили хороший урожай.

         Сохранить изюминку

         Балетмейстер считает, что стилизовать народные танцы можно, но делать это следует бережно, оставляя основу народного образа.

         Недавно в Уйгурском театре шла концертная программа дипломанта международных конкурсов ансамбля "Рухсара". Танцы в постановке Гульнары Саитовой исполнялись разные: уйгурские, русские, турецкие. Зал был полон. Зрители готовы были пуститься в пляс.

         2009 год для Уйгурского театра – юбилейный: 75 лет.

         И Гульнара Саитова к праздничному концерту готовит новую программу.


Оксана Бондаренко
Вечерний Алматы, 26.11.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика