Главная страница
Ressam ustazliri
Философия тыквы

         Когда двадцать лет назад художник-монументалист Хашимджан КУРБАНОВ (на снимке) сделал первый ковшик из тыквянки, он и не думал, что открывает новое направление в своем творчестве. Сегодня его коллекция насчитывает более тысячи изделий из этой бахчевой культуры и принесла мастеру известность далеко за пределами страны.

         Недавно творчество художника было отмечено и государством - ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РК.

         Его тыквянки хранят силу земли и энергию солнца, удивляют тонкостью росписи и резьбы. Под рукой мастера бахчевая культура вдруг превращается в прекрасную принцессу или просторный деревенский дом с гостеприимно распахнутыми дверями, в котором передан колорит веками не меняющегося сельского уклада. Можно заглянуть в окна домика, провести пальцем по крохотным скамеечке и тандыру, а приоткрытые дверцы, как от дуновения ветерка, чуть поскрипывают. Есть у этой работы и более глубокий философский смысл.

         - Это дом моего отца, - говорит художник. - В нем двое ворот. Одни символизируют жизнь, другие - смерть. В эти ворота мой отец пришел в этот мир, а через эти ушел.

         Мы сидим в мастерской Хашимджана Асимовича. Скромная комната в общежитии заставлена картинами и заготовками для новых творений художника. Мельчайшие детали национальных костюмов и головных уборов, миниатюрная узорная роспись, выражение лиц, плавность движений - точно вырезал, изобразил, приклеил мастер.

         - Первую работу сделал в подарок, - вспоминает художник. - Я родился и вырос в Жаркенте, работал художником-оформителем. В моей мастерской висело несколько тыквянок. Как-то пригласили на праздник, а подарка нет. На глаза попалась тыквянка, я из нее и сделал ковшик. Расписал его, лаком покрыл. Потом еще кто-то попросил сделать такую вещицу - так и втянулся. Первые мои работы были совсем другие - яркие, расписные. Я тогда изучал матрешек, гжель, росписи русских мастеров. Некоторое время копировал их, а потом вдруг перестал. Подумал: а почему я не могу придумать своё? И придумал!

         Когда только начинал работать с тыквянками, многие художники говорили, что это не искусство. Но я доказал: из любого материала можно делать произведение искусства.

         Тыквянки Курбанова сейчас украшают частные коллекции США, Германии, Японии, Франции, Швейцарии. В Алматы у него тоже есть свои поклонники. Например, одна бизнесвумен больше 10 лет покупает его работы.

         Семена тыквы мастер заботливо собирает, а потом передает родственникам в Жаркент, где они выращивают из него новые "заготовки" для Хашимджана.

         - В прошлом году собрал неплохой урожай, - радуется мастер. - Даже немного поэкспериментировал. Вот видите - одну тыквянку перевязал шелковой нитью. Получились две попы. Хочу сделать эротическую композицию: на одной попе вырежу руки женщины, на другой - мужчины, - смеется Курбанов. - Кстати, такие работы уходят влет. Мой главный критик - жена. Если скажет, что плохо, я иногда обижаюсь, психую, к некоторым советам прислушиваюсь. Художник должен творить сам. Иначе это уже не творчество, а заказ.


Надежда Пляскина, фото Владимира Зайкина
Время КZ, 25.02.2009


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика