Казахстан - моя судьба
Где родился, там и пригодился Пословица
Исторически так сложилось, что Казахстан стал Родиной для многих народов. У каждого народа своя судьба, своя трагедия. Многие народы были депортированы в Казахстан при ужасных условиях в годы правления И. Сталина. Немцев, корейцев, курдов, ингушей, чеченцев, турков-месхетинцев, карачаевцев и многих других незаслуженно подозревали в шпионаже в пользу стран, вражеских в те далекие годы для СССР.
К счастью, мой народ - уйгурский - избежал этой участи. В конце 60-х годов XIX столетия в Илийском крае Китая, на границах России началось восстание уйгуров и дунган против китайской колониальной политики. Царское правительство решило использовать этот момент для новых колониальных захватов. До 1869 г. оно сохраняло выжидательную позицию по отношению к событиям в Илийском крае, но в 1871 г. предпринимает вооруженное наступление на его территорию. Это наступление завершается благополучно для Царской армии и войско под предводительством генерал-губернатора Г. А. Колпаковского 22 июня захватывает власть в регионе. Через 10 лет в феврале 1881 г. был заключен Петербургский договор, по условиям которого царская армия должна покинуть Илийский край, но данный договор предусматривал и дополнительное условие, заключавшееся в предоставлении уйгурам и дунганам право принять подданство Царской России и переселиться из Илийского края в Семиреченскую губернию и при этом китайская власть не должна чинить каких-либо препятствий к их выселению и вывозу движимого имущества.
Уйгурский народ переживал тяжелые времена. Китайские правители делали жизнь местного населения невыносимой. Было тяжело оставлять родную землю, хозяйства, родных и близких, но еще тяжелее было выносить бесчеловечное отношение властей, также начавшиеся репрессии со стороны китайских властей за участие в восстании подтолкнули многие семьи к переселению. И вот первые переселенцы осенью 1881 года отправились в путь. Великое переселение продолжалось два года. В итоге в Казахстан, который входил в то время в состав России, переселилось по разным данным до четырехсот тысяч уйгуров и несколько десятков тысяч дунган. Почти все переселенцы расположились на территории нынешней Алматинской области, часть ринулась дальше - в Южный Казахстан, Среднюю Азию.
Уйгурский народ из поколения в поколение занимается земледелием, поэтому им приглянулись земли богатые водными ресурсами - земли Жетысу. На этой плодородной земле наш народ начал жизнь заново: строились дома, возделывались земли, сады, огородники, виноградники, разводился скот.
То есть со всей справедливостью можно сказать, что наш народ в числе первых из всех народов-переселенцев поселился на территории Республики Казахстан. Просторная казахская земля стала не просто местом жительства для более 130 народов и наций, а стала настоящей Родиной-матерью, которая приютила, обогрела и дала право называть нам всем Казахстан своим отчим домом. Действительно, у меня язык не поворачивается назвать Казахстан второй Родиной, так как уже не первое поколение нашей семьи живет на территории Казахстана и даже никто из старших нашего рода не помнит, кто именно из наших предков обосновался на этой благодатной земле.
О гостеприимстве казахского народа сложены легенды, ибо издревле казахи встречали любого, даже самого простого человека, с распростертыми объятиями и великим почетом, достойным самого хана. Поэтому казахский народ сделал все, что мог, для народов, которые по воле судьбы оказались на земле Казахстана, в самую трудную минуту поддержал всех нуждающихся, помог обосноваться на новых местах.
Говоря о современном Казахстане, нужно отметить, что со стороны государства ведется активная политика по поддержанию и развитию самобытности всех народов и этносов, проживающих в Республике. Для представителя любой нации открыта возможность изучения своей истории, традиций, обучения на родном языке, развития культуры.
В частности, если говорить об уйгурах в Казахстане, выпускаются газеты и журналы на уйгурском языке как в масштабах всей республики, газета "УЙГУР АВАЗИ", так и на уровне области и районов, выходят в свет учебники и художественная литература уйгурских авторов, в регионах созданы национальные уйгурские центры. Очень хотелось бы отметить Панфиловский уйгурский общественно-культурный центр, который был образован 2 сентября 1989 года в г. Жаркент Алматинской области. Уйгурский культурный центр объединяет 7 сельских и 32 городских подразделения. Па каждом участке работает руководитель (жигит беши) и председатели женских советов. Кроме того, в уйгурском культурном центре работают: совет старейших (аксакалов), районный, городской женский совет, совет молодежи, сектор по работе культуры, сектор по работе образования. Основная деятельность и задача уйгурского культурного центра - сохранение и развитие истории, обычаев, традиций и культуры народа. За 18 лет уйгурским культурным центром и силами, средствами общественности установлены памятники народным поэтам, выдающимся деятелям 19-20 веков Б. Назима, X. Хамраева, чьи имена носят школы с уйгурским языком обучения. Кроме того, культурный центр является инициатором большинства культурных мероприятий как для людей старшего поколения, так и для молодежи.
Я считаю, что самым значимым событием в культурной жизни нашего народа стало открытие в октябре 2002 года в городе Алматы Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии, на открытии которого присутствовал наш Президент Н.А. Назарбаев. В театре регулярно проходят спектакли, музыкальные комедии, вечера юмора, концерты, встречи.
Считаю необходимым отдельной строкой отметить то, что подрастающее поколение нашего народа имеет неоценимую возможность обучаться на родном языке. И это очень правильно. Ведь не даром еще наши предки заметили, если человек будет знать и уважать свою культуру, свой язык, то он обязательно будет чтить и уважать другую культуру, другой язык, что для нашего многонационального общества не потеряет актуальность никогда. В Казахстане уйгурские дети могут получить не только среднее образование на родном языке, но и высшее. При КазНПУ имени Абая работают факультеты с уйгурским языком обучения, где студенты не только получают степень бакалавра, но и магистра, кандидата, доктора. В России и других странах СНГ трудно найти что-либо подобное государственной программе "Болашак", благодаря которой казахстанские юноши и девушки любой национальности получают образование в первоклассных учебных заведениях планеты от Кембриджа и Оксфорда до Московского университета.
Значимые мероприятия проводятся и для развития изучения уйгурской культуры, истории, языка, литературы. 30 сентября 2005 г. Институт востоковедения им Р.Б.Сулейменова при содействии Посольства США в Казахстане провел международную конференцию "Уйгуроведение Казахстана: традиции и новации". Конференция рассмотрела широкий круг проблем, связанных с состоянием и перспективой уйгуроведческих исследований в Казахстане, которые некогда были очень развитой сферой тюркологической науки. В советское время Казахстан являлся центром уйгуроведческих исследований, для проведения которых в республиканской Академии наук был учрежден специальный сектор, занимавшийся языком, литературой, историей и культурой уйгуров. Периодом наивысшего развития уйгуроведческих исследований в республике были годы существования Института уйгуроведения (1986-1995). Перед современными казахстанскими исследователями стоит задача как сохранения и продолжения лучших традиций уйгуроведения, так и поиска, применения новых методов научных исследований.
Каждый казахстанец независимо от своей принадлежности к той или иной нации должен осознавать, какие возможности и перспективы предоставляет ему наше государство, в первую очередь в лице нашего Президента Н. А. Назарбаева, Ассамблеи народов Казахстана и многих других компетентных органов власти.
Перечисленное мною выше не просто слова, это доказательство того, что мы все, являясь гражданами Республики Казахстан, независимо от своей принадлежности к той или иной нации, имеем равные права жить, расти, развиваться. Получая такие права, нам необходимо помнить и о наших обязанностях перед Родиной. И я считаю, что все народы и нации с первых дней пребывания на казахской земле осознали свой долг перед Отчизной. Рука об руку, плечом к плечу участвовали с местным населением в возведении новых городов, установлении Советской власти в начале XX столетия, боролись с иностранной интервенцией в начале 20-х, приняли активное участие в коллективизации, разделили горькую участь сталинских репрессий, в первых рядах отстаивали родину во время Великой Отечественной войны, восстанавливали хозяйство, экономику и культуру в послевоенное время, участвовали в 60-х в освоении Целины, в разработке и добыче полезных ископаемых, в развитии экономики, социальной сферы, культуры, науки, образования, в становлении Казахстана как независимой процветающей страны.
В подтверждении этого мне бы хотелось отметить несколько имен, представителей уйгурской нации. В первую очередь это купец Веливай Юлдашев, на средства которого в 1892 году в городе Жаркент местными жителями построена уникальная мечеть без использования металлических гвоздей, известная сейчас как Жаркенткая мечеть. Кроме того, Веливай Юлдашев содействовал развитию и процветанию нашего города. Следующее имя, которое мне хочется подчеркнуть это имя Абдуллы Розыбакиева, чье имя носит одна из улиц Алматы. Его роль в установлении Советской власти в Семиречье, его самоотверженность трудно переоценить. Имя Махмута Гожамьярова связано с борьбой против интервентов в годы гражданской войны. Именно его подвиги положены в основу фильма "Конец атамана", снятого Казахфильмом.
Сколько отцов и сыновей нашего народа отдали жизнь в боях Великой Отечественной. Имя Героя Советского Союза Сулхи Лутфуллина, выходца нашего города Жаркента, мы всегда будем помнить. В послевоенное время нужна была самоотверженность, выдержка для поднятия и восстановления страны. Именно эти качества продемонстрировали славные сыны и дочери всех народов. Герои Социалистического труда Мариям Ниязова, Адалят Зайнавдинова, Турган Сопиев, чьи имена также незабвенны, это лишь выходцы нашего Панфиловского района. А сколько их по области, республике?!
В области науки нельзя не отметить имена видных ученых Мурата Хамраева и Гожахмета Садвакасова. Культурная жизнь нашего парода имеет богатый опыт. Имена видных мастеров музыкального искусства Куддуса Кужамьярова и Газиза Дугашева, талантливых актеров Ахмеда Шамиева, Рошангуль Илахуновой, Зинат Акбаровой навсегда войдут в историю. Ярких, воистину талантливых представителей в уйгурской литературе не счесть. Имена классиков уйгурской литературы: Зия Самади, Хизмет Абдуллин, Жамалидин Бусаков, братья Курбан и Турган Тохтамовы, поэтов: Омар Мухамади, Исмаил Саттаров, Ильи Бахтия и многие-многие другие, их знают в каждой уйгурской семье. Эти имена увековечены в произведениях их авторов, что является ярчайшим свидетельством того, что наш народ, как и все другие нации Казахстана, имеет неоценимую возможность читать произведения уйгурских авторов на уйгурском языке.
Более подробно, я считаю, следует раскрыть личность Исмаила Юсупова. В истории Казахстана с его именем связана отдельная страница. С 1962 по 1964 год он был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Родился в 1914 г. в Алматы (тогда - Верный). Хотя при жизни он утверждал, что родился под счастливой звездой, судьба его сложна и трагична. В три месяца лишившись матери, он вырос у мачехи. После окончания четырех классов отец с мачехой настаивали на том, чтобы Исмаил шел работать, дабы писать и читать научился, теперь следует и самому зарабатывать на хлеб. Стремление совсем еще юного Исмаила Юсупова толкнуло его на уход из дома, после чего он сам устраивается в детский дом. Оттуда он поступил в Талгарский сельскохозяйственный техникум, окончил его в 1934 году и поехал работать по направлению в Туркестан. Сначала был агрономом, потом директором МТС. В 1938 году Юсупов был выбран депутатом Верховного Совета Казахской ССР. А вскоре его перевели в Чимкент начальником облводхоза, где он руководил строительством третьей Тугайной водной ветки в Голодной степи, где работало около 50 тысяч человек. А оттуда через два года забрали в армию. Попал Юсупов в Минск, прослужил неделю рядовым, а потом его вызвали в политотдел сотой дивизии и предложили пойти учиться в военно-политическое училище. До окончания учебы оставалось каких-нибудь два месяца, но... война. Юсупов ушел на фронт на третий день после ее начала.
Осенью 1941 года Юсупова вызвали в политотдел дивизии и назначили комиссаром лыжно-десантного батальона, который было велено формировать в Красноярске из отобранных в нескольких полках лыжников. Юсупов воевал со своим батальоном на Ленинградском и Центральном фронтах до тех пор, пока осенью 1942 года его не ранили в очередной раз.
Исмаил Юсупов демобилизовался уже в 1943-м, после тяжелого ранения. Не менее трудные испытания ждали его в гражданской жизни. Юсупов еще был на костылях, когда его вызвали в Чимкентский обком партии и предложили возглавить сельскохозяйственный отдел, а потом отправили первым секретарем Ильичевского райкома партии. И отсюда начался взлет партийной карьеры Исмаила Юсупова. Секретарь обкома, крайкома, отраслевой секретарь ЦК... Он был уже министром водного хозяйства республики, когда его вызвал к себе первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Шаяхметов и предложил поехать в Москву учиться в Высшую партийную школу ЦК КПСС.
До ее окончания оставалось два месяца, когда Юсупова вызвали в ЦК Компартии Казахстана. "Началось освоение целинных земель, а поскольку ты - агроном, то поедешь вторым секретарем обкома в Кустанайскую область".
Через год с небольшим - в июне 1955 года - в жизни Исмаила Юсупова было очередное назначение - он стал первым секретарем Чимкентского обкома партии.
Уйгур по национальности, уроженец дореволюционного Верного, Исмаил Юсупов достиг больших высот- 2 года, в самый разгар освоения целины, руководил Казахстаном. Будучи уже первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, отстоял полуостров Мангышлак, который хотели передать в 1962 году Туркмении. Именно Исмаил Юсупов убедил Н. С. Хрущева, что мы и сами можем освоить нефтяные месторождения.
На должности первого руководителя республики он удержался ровно два года. Затем Юсупов какое-то время работал председателем Уральского облисполкома. Потом работал директором Казспецвинтреста, директором объединенного виноградарско-винодельческого хозяйства и в возрасте 57 лет ушел па пенсию...
При жизни в одном из последних интервью Исмаил Юсупов сказал, что его совесть перед народом Казахстана и перед собственными детьми чиста. Действительно, Исмаил Юсупов был не только участником Великой Отечественной войны, он получил высокое звание Героя Советского Союза, а также за добросовестный и честный труд был отмечен 7 орденами и 30 медалями.
В 2005 году Исмаил Юсупов на 91 году после долгих болезней ушел из жизни. Его жизнь была трудной и насыщенной, полная взлетов и падений. Его заслуги перед Родиной неоценимы.
Подводя итоги, нужно отметить, что в Казахстане созданы все условия для самоидентификации более сотни народностей и национальностей, составивших монолитный казахстанский этнос. "Мы, народ Казахстана... ", - так записано в Конституции Республики Казахстан. Причем особенность такого гармоничного сосуществования обеспечена тем, что русские, украинцы, немцы, уйгуры, татары, курды, поляки, представители других народов нашей страны не теряют связей с одноименным этносом за пределами Казахстана, не расстаются с многовековыми духовными и культурными корнями.
Отсутствие этнических, конфессиональных и прочих столкновений - первая забота государства, вновь названного в Послании Президента Н..А. Назарбаева народу Казахстана "светским". Поэтому десять лет существует в стране Ассамблея народов Казахстана, работают казахские, русские, немецкий, уйгурский, корейский театры, средства массовой информации на языках народов Казахстана, национальные школы.
Говоря о достижениях республики, важно всегда помнить, что главным оплотом динамичного развития Казахстана является межнациональное и межконфессиональное согласие. Это наша прочная база, которая дает возможность государству уверенно двигаться вперед. И именно многонациональность власть сумела превратить в стратегический ресурс развития. Однако, как показывает история человечества, дружба народов, согласие, стабильность не являются раз и навсегда дарованными благами. Требуется много усилий, причем постоянных и повседневных, чтобы голоса представителей всех этносов, проживающих в Казахстане, звучали мощным единым гимном.
Безусловно, важнейшей основой сохранения мира и согласия в стране выступает взвешенная и мудрая политика в сфере межнациональных отношений. В непростые для страны годы на заре независимости Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев проявил дальновидность и взвешенность в принятии политических решений. Глава государства постоянно поддерживает и пропагандирует идеи мира и согласия между этносами, проживающими в республике.
Важно всегда помнить, что единство, стабильность, межнациональное согласие - это дело чести всех конструктивных сил общества, Ассамблеи народов Казахстана, национально-культурных центров, неправительственных организаций, всех, кому дорог суверенный Казахстан.
Исламова Адилям, Алматинская область, Жаркент oneriet.kz
|