Главная страница
Uyghur teatr direktori
Мурат АХМАДИЕВ: "кидать камни в казахский народ, значит поднять руку на своего отца"

Источник: газета "Казахстан - Заман", №08 (623), 23.02.2007 г., № 11 (673), 23 - 29 марта 2007

         Мурат Ахмадиев - лауреат премии Ленинского комсомола. В 1980 г. - заслуженный артист Казахской ССР, а в 1984 г. - народный артист Казахской ССР. В 1998 г. награжден орденом "Курмет". Руководитель ансамбля "Яшлык". Генеральный директор Уйгурского театра.

         - Мурат-ага, давайте начнем наш разговор с Чиликского события. Вы - человек искусства. И Вы - свидетель многих исторических событий в Казахстане. Каковы Ваши взгляды на эти события?

         - Я очень удивился, когда узнал об этом. Мы - люди искусства - слишком эмоциональные. Не скрываю, я расстроился. О Чилике написали в СМИ, показали на телеканалах ТВ. Слышал даже высказывание типа "уйгурский народ хочет создать автономию и хочет иметь Жетысуский край как собственную землю". Но эти слова не совсем соответствуют правде. Такой тенденции нет. Наверное, виновники этого события сами не ожидали, что ситуация так осложнится. Они (виновные) вместе пили, и среди них, возможно, пошел спор и началась драка. И последовали такие слова, ставшие причиной этого события и усложнившие ситуацию. Мне даже не хочется говорить об этом. Я против таких слов. Известные люди, ученые уйгурской диаспоры сильно переживают по этому поводу.Когда-то жили два человека, которые были тщеславны. У них были сепаративные взгляды. Но их сейчас нет на этом свете. Пусть земля не передает мои слова усопшим! Они высказывали свои мнения, агитировали по поводу освобождения Синьцзяна. На торжественных мероприятиях, на тоях они собирали деньги, излагали свои позиции и таким образом заставляли мирных людей их поддерживать. Ими был создан центр. А руководство этого центра находилось в одной из стран Европы. Но никто их не поддержал. Вот такие поступки показывают целую нацию с сепаративных позиций. Так нельзя. За последние 5-6 лет мне не доводилось встречать людей, сделавших высказывания такого характера. Общество надо защищать от такой "болезни".

         Два года назад у меня были гастроли в Москве. Водитель такси спрашивает меня: "Откуда Вы приехали?" Я ответил: "Приехал из Алматы". И он с восхищением сказал: "О-о-о! Вы из Казахстана. У Вас прекрасно развивается экономика. Ваш Президент Назарбаев - прекрасный деятель". Я обрадовался, настроение поднялось.То же самое повторилось и в городе Казани. Ходил на базар, чтобы купить татарскую тюбетейку на память, и там состоялся разговор с продавцами. Они спрашивают: "Откуда Вы?" Я ответил: "Из Алматы, из Казахстана". А они: "Казахстан - прекрасная страна. Ваш Президент - образованный, прекрасный руководитель". И опять я был рад этому. Такие слова говорит простой народ в соседних странах. Никто их не заставлял такое говорить. Это их мнение. Такое же можно услышать и от узбеков в Ташкенте. Казахстан - прекрасная мирная страна. Ее главное богатство - покой Родины, что нам и нужно.Некоторые группы стараются набирать баллы в политическом смысле. Но от этого нет никакой пользы ни им, ни другим. Проблему надо решать по закону. И это должны делать органы власти. А в Чилике исполнительная власть, по-видимому, не в силах решить эту проблему. Районные общественные организации существуют, но не работают. Чтобы поддержать политику государства, надо улучшить работу местных общественных организаций. К тому же в населенных пунктах никто не работает с молодежью. В Домах культуры не проводятся культурные мероприятия. Молодежи делать нечего, они собираются группами, вместе пьют, потом дерутся. В их понимании - им заняться нечем. В результате - ничего хорошего, и одни портят других.


         - Вы читали книгу Масими?

         - Нет, не читал. Я объясню - почему. Когда эта книга вышла в свет, наши ученые, писатели на собраниях, мероприятиях обсуждали ее, высказывали свои мнения, мол, произведение написано субъективно, и здесь собственное мнение автора. Слышал также, что в книге встречаются острые политические моменты. Например: "Древние индейцы в Америке - они есть уйгуры, выходцы из Турпана". Разве это не смешно?! Ну, конечно, это его мнение. А некоторые строчки переписывались из книг и истории, которую мы знаем. Чтобы писать книгу, надо быть не только писателем, но и еще отлично знать историю. А этот человек и не писатель, и не историк. Он - бывший сотрудник КНБ. Полковник в отставке. И это все. Театр - наш священный дом, где собираются видные представители уйгурской национальности. Автор этой книги попросил у меня разрешения, чтобы продавать свою "книгу" на разных мероприятиях в нашем театре. Но я ему не дал разрешения. С того момента у меня изменились взгляды на эту книгу. В ней нет полезных для нации, а больше скандальных мнений. Такое произведение не вечно. Когда я не дал разрешения на продажу в моем театре, из-за этого за моей спиной обо мне пошли нехорошие разговоры.

         Я тружусь, чтобы сохранить хоть одну песню, хоть один танец уйгурской нации. Все это я делаю ради своего народа. У меня особое уважение к казахскому народу. Казахстан - наша Родина. По всему миру существует один-единственный профессиональный Уйгурский театр, и он находится в Алматы. Я воспитывался в казахской семье. Шакен Айманов - мой второй отец и в искусстве, и в жизни. Я жил и воспитывался у него. Благодаря ему я сыграл свою первую роль - роль Баяна в "Атамекене". Если обижаюсь на казахский народ, значит обижаюсь на себя. Если плохо говорю о казахском народе, значит я плохо усвоил уроки воспитания. Если кидаю камни в казахский народ, значит я поднял руку на своего отца.


Перевод "Начнем с понедельника"
№ 17 (731) | 25 апреля - 1 мая 2008 года


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика