Главная страница
Mazhilis deputati
Серебряный голос династии Ахмадиевых
Народному артисту Казахстана, депутату Мажилиса Мурату Ахмадиеву - 60 лет

         Уже в 14 лет он стал известен в Казахстане после показа по телевидению его первого получасового фильма-концерта. Местные и всесоюзные газеты называли его "мальчиком с серебряным голосом", "казахстанским Робертино Лоретти". Мурат Ахмадиев был основателем и бессменным руководителем знаменитого в свое время ВИА "Яшлык", более 20 лет руководил Республиканским уйгурским театром.

         - Мурат Абдуреимович, вы внесли огромный вклад в развитие многонациональной культуры нашей страны. Шесть­десят лет для восточного мужчины - не возраст, вы всего лишь карасакал. А вот 50 лет творческой деятельности - это уже немало. Как все начиналось?

         - Я родился в семье артистов. Отец Абдуреим Ахмади, народный артист Республики Узбекистан, мать Туранкыз Зайнахунова, уроженка Жаркентского района Алматинской области. В 1934 году мои родители встретились в китайском Чугучаке. Оба были певцами, и им приходилось выступать вместе, так и познакомились.

         Нас в семье четверо - мой брат и две сестры, которые родились уже в столице СУАР - Урумчи. Все мы с детских лет видели родителей на сцене, слышали их пение, поэтому для нас затруднений с выбором профессии не было, и на вопрос, кем мы хотим быть, единодушно и не задумываясь отвечали: артистами.

         Так оно и случилось. Я, например, пел уже в десятилетнем возрасте. Младший брат, Пулат, закончил Ташкентское музыкальное училище по классу вокала, Арзыгуль училась в музыкальной школе им. К. Байсеитовой, затем окончила консерваторию в Ташкенте, аспирантуру в Ленинграде, сейчас работает по договору в Кувейте. Самая младшая, Гульбахар, окончила театральное училище в Ташкенте, она актриса Уйгурского театра. Так что дет­ское свое обещание стать артистами мы выполнили.

         Та же история повторилась и с нашими детьми. Мои Дильшат и Дильназ уже известные эстрадные певцы. Дочь Малика заканчивает колледж в Астане. Сыновьям Абдуреиму и Диасу всего семь и пять лет, они пока не обещают быть артистами - маленькие еще. Как видите, у нас целая династия.


         - Долгие годы вы работали в Республиканском уйгурском театре, единственном в мире…

         - Когда речь заходит об этом театре, чаще всего задают вопрос - для кого он существует? Только для уйгурского населения Казахстана? Вначале, может быть, так и было. Все начиналось с небольшого ансамбля "Синеблузники", созданного в 1932 году. В 1934 году по решению Совнаркома на его базе был создан театр. Сейчас репертуар огромен: европейская, казахская, уйгурская классика, есть спектакли, поставленные по пьесам тюркоязычных авторов - узбекских, татарских, башкирских, существует даже турецкий спектакль, поставленный турецким же режиссером.

         К 200-летию со дня рождения Махамбета по моей просьбе Аким Тарази написал специально для нас новую пьесу о великом казахском акыне-батыре, и этот спектакль был отмечен многими наградами на республиканских фестивалях. Кроме того, театр часто выступает с концертными программами, где звучат песни всех народов, проживающих у нас, как народные, так и эстрадные, зрители видят и танцы. Поэтому я смело могу сказать, что Уйгурский театр - интернациональный, это театр дружбы.

         Хотелось бы также отметить и деятельность Республиканского уйгурского этнокультурного центра в Алматы, которым руководит Ахметжан Шардинов. Здесь ведется огромная общественно-культурная работа, много внимания уделяется молодежи, действует ряд образовательных программ. И наш театр, и центр делают все возможное для сохранения единства и межнационального согласия, для развития культур всех народов нашего Отечества - Казахстана.


         - Как музыкант-профессионал какие проблемы вы бы отметили в современном музыкальном мире?

         - Не боюсь современной музыки и не противопоставляю ее прежней. Наоборот, я бы отметил возросший уровень исполнительского мастерства, разнообразие репертуара. Хотя мне до сих пор очень нравится музыка 60-70-х. Не устаю слушать произведения Шамши Калдаякова, Асета Бейсеуова, Ескендира Хасангалиева, Нургисы Тлендиева… Нынешние песни тоже очень хорошие, но почему-то у них век короткий, их быстро забывают. А прежние народ поет до сих пор. Они были душевнее, искреннее.

         Это не значит, что авторам прежних лет надо подражать. Единственное, что я могу посоветовать нашим современникам - не терять связей с народом, тогда мы не потеряем ни слушателя, ни своего лица.


         - Как вы думаете, почему у нас бывают полупустые концертные залы?

         - Раньше, когда не было телевидения, компьютера, видео, зрители битком забивали залы, для них приезд артистов был событием. Сейчас люди имеют возможность выбирать концерт поинтереснее или предпочитают оставаться дома и смотреть отлаженный, отстроенный по звуку хороший видео­концерт или клип.

         Мне бывает очень жаль талантливых артистов, которые не могут собрать полный зал. Да, казахстанским звездам все труднее. Впрочем, и артистам стран СНГ тоже. Думаю, что это результат отдаления от своих корней. В России, например, когда из глуши приезжает в крупный город какой-нибудь хор - всегда аншлаг.


         - Вы многое сделали для нашей культуры и как депутат Мажилиса. Но многое еще нужно сделать. В частности, артистам балета и танцорам приходится выступать на сцене чуть ли не до пенсии.

         - Да, мою инициативу о повышении коэффициента оплаты труда работникам шести театрально-концертных организаций поддержали депутаты, и с 2008 года их зарплата повысилась. Это "Камерата Казахстана", ансамбль "Салтанат", оркестр "Ак жауын" и три национальных театра - Немецкий, Уйгурский и Корейский. Не раз ставил вопросы о балетных артистах. Их профессия очень трудна. Доказано, что дольше 36-38 лет танцевать практически невозможно. Пример долгожителей - Плисецкой, Улановой, Эсамбаева - это исключение.

         Танцоры нередко жертвуют всем - семьей, правильным питанием, здоровьем. Да и лицезреть танцующих старушек и старичков занятие мало эстетичное. Сейчас есть понимание проблемы, но время решения ее пока не пришло. Существуют ведь группы тружеников, которые тоже нуждаются в раннем выходе на пенсию: шахтеры, химики, металлурги, медики, и их проблемы надо решать.


         - А отъезд лучших, талантливейших артистов за границу?

         - Тоже проблема. Лучшим из лучших, а их не так уж много, человек 50, от силы 100, надо было установить зарплату на уровне наших вице-министров плюс выплачивать им за выступления - вот тогда многие из них вернутся в Казахстан, а жизнь у них будет достойной.

         - Хочешь насмешить Бога - расскажи о своих планах. Сформулируем по-другому: чего бы вам хотелось в ближайшем будущем.

         - Хотелось бы семейного счастья старшим, младшим - отличной учебы, всем здоровья, а Казахстану - процветания, мира, вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

         Наша справка

         Мурат Ахмадиев в 1975 году окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы. С 1984 по 2007-й бессменно руководил Государственным республиканским уйгурским театром музыкальной комедии им. К. Кужамьярова. Написал музыку к фильму-сказке "Волшебное яблоко", к нескольким спектаклям. Песни "Первая любовь", "Свадебная", "Мама", "Райхан", написанные и исполненные им, стали хитами и до сих пор остаются популярными. Является почетным доктором искусствоведения Европейского университета.

         Кавалер ордена "Курмет". В 2007-м избран депутатом Мажилиса Парламента РК.


Бектур Кадыров
Казахстанская Правда, 12.01.2010


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика