Главная страница
Uighur urpi-adetliri
Похороны

         Ныне расширились и функции "жигит беши". Теперь его избирают не только на отдельном "мяшряпе", но и в целом махалля. Мы уже упоминали о его участии в свадьбе. Такое же активное участие он принимает и в соблюдении других обрядов. Особо это относится к обряду похорон. "Жигит беши" является организатором похорон, поскольку похороны у уйгуров - это не только дело семьи покойного, но скорее всей общины, в которой он жил.

         Похороны обставляются с особым уважением к покойному. Погребение происходит на второй день после смерти. О постигшем горе домашние тотчас же извещают родных и знакомых, которые немедленно собираются в доме усопшего.
         Во время похорон женщины покрывают головы белыми платками. Мужчины в знак траура повязывают белые кушаки. В соседних комнатах от той, где лежит тело располагаются женщины и оплакивают умершего. Мужчины плачут во дворе или перед домом, встречая соболезнующих.

         Перед погребением тело покойного обмывают. Для этого назначают четырех человек из родственников и желающих. Омовение считается делом благодатным, поэтому желающие всегда находятся. У головы усопшего всегда находится родственник по отцовской линии. Он или она руководит действиями остальных, льет воду из кувшина. Остальные распределяются по частям тела, верхнюю омывает один, среднюю - второй, нижнюю - третий. После погребения эти люди получают в память об усопшем его вещи, головной убор, рубашку и обувь.
         После омовения к телу допускают людей для прощания, открыв при этом лицо. Тело заворачивают в белую ткань, "кепин", предварительно одев на него сшитую накануне белую рубаху и штаны или платье.

         Вслед за прощанием тело покойного выносят из дому в "тауте" (носилки, имеющие дугообразное крепление). "Таут" устанавливают вне дома и совершают намаз (молитву). При завершении намаза, молодые мужчины, встав с колен, берут "таут", и несут, по переменно меняясь, до самого кладбища. Женщины остаются дома.
         Могилу выкапывают с утра молодые парни. Копают, как принято у уйгуров, с внутренне нишей в восточном обрыве ямы, немного выше дна с боку. Тело укладывается в нишу, так чтобы лицо было обращено немного на запад. Затем отверстие ниши закладывается кирпичами и могила засыпается землей.

         После похорон проводятся поминки в три, семь, сорок дней и год. До трех дней в доме покойного ничего не готовят. Считается, что до трех дней душа умершего витает дома и может оскорбиться - "эрва корилиду". Пищу приносят родственники, близкие и соседи. Родные покойного до семи дней ничем не заняты. Они только оплакивают усопшего. Всю работу по проведению похорон и поминок возлагают на себя близкие. Во всех общинах имеется посуда, купленная на деньги общины. Есть "таут", столы, скамейки, лопаты и все необходимое для отправления обряда.
         В семь дней близким родственникам снимают траур, кушаки и платки, и друзья и родственники развозят их по домам, приготовив в их доме поминальный обед. Активное участие во всем в эти дни принимают друзья по "мяшряпу".

         До сорока дней в доме покойного горит свет в память о нем. Каждый вечер родные собираются в этом доме, читают молитвы и готовят поминальные лепешки ("жит"). Женщины в течение сорока дней навещают родственников умершего, принося с собой готовые блюда.
         Годовщину близким родственникам дарят подарки ("карлик") и снимают траур.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика