Главная страница
Ressam ustazliri
Открытое сердце Кашгара

         Тесно прилепившиеся друг к другу глиняные жилища, в которых живет ремесленный люд - гончары, тыквянщики, ткачи, кузнецы, музыканты и поэты. Вот он - город Кашгар, поделенный на махалля, маленькие восточные кварталы с извилистыми переулками. Вот он - древний город Кашгар, знаменитое путешествие в который совершил казахский просветитель-демократ, ученый Чокан Валиханов. Одной из жемчужин тюркской культуры - городу, история которого насчитывает более 2000 лет, через который проходили маршруты караванов Шелкового пути, родине Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагуни, была посвящена выставка в галерее «Ою» известного казахстанского художника Ашимджана Курбанова, члена Союза художников Казахстана, лауреата премии «Ильхам» Клуба уйгурских меценатов.

         «Об этом городе в детстве мне рассказывала моя мама, там родился мой дед, ее отец, в 40-х годах он был его акимом», - говорит Ашимджан-ака. «И вот спустя столько лет в этом году мне наконец удалось побывать в Кашгаре, - продолжает художник. - Это было путешествие во времени, мне казалось, что я попал в прошлое, в XVIII век. Люди, одетые в национальные одежды, женщины в парандже, бородатые старики, всюду льются звуки уйгурских песен, на каждом углу слышен запах пекущегося хлеба. И все это было родным, теплым, дорогим сердцу. Я знал, что приехал в колыбель моего народа, я купил и надел уйгурскую тюбетейку и на небольшой площади вместе с танцующими жителями, не знаю почему, стал танцевать, и никто не окликнул меня, не остановил, город и жители приняли меня так, как будто я знал их и жил там всегда. Я нашел могилу деда, и когда читали Коран, слезы теплым и, казалось, долгожданным потоком лились из глаз, а потом вдруг стало легко, я почувствовал облегчение, я исполнил свой родовой долг - поклонился отцу своей матери, деду, которого не знал и не видел при жизни. Я был в Кашгаре всего сутки, но, наверное, большего потрясения от встречи с древней землей я не испытывал за всю свою жизнь».

         Выставку своих работ художник назвал «Врата древнего Кашгара». «Когда-то в Кашгар по суше можно было попасть только из одних ворот - кум-дарваз, а выйти из других - су-дарваз, но уже по воде», - отмечает Ашимджан-ака. «Врата - своеобразный символ, человек множество раз на своем жизненном пути проходит через них: входя в жизнь и уходя из нее, познав первую любовь, разочарование и многое другое», - говорит директор галереи «Ою», искусствовед Гульмира Шалабаева.

         Главным полотном выставки стала работа «Древний Кашгар», в ней автор изображает город-святыню для каждого уйгура, город, в котором течет на протяжении сотни веков своя жизнь. Не случайно в переводе с уйгурского Кашгар означает «нефритовое место», по названию красивейшего из минералов, который за его целительные свойства нарекли камнем жизни.

         Открытием и ноу-хау художника стало оригинальное сочетание станковой живописи и декоративно-прикладного искусства. Художник возродил и развивает древнее уйгурское искусство тыквянщика. «Природа дает мне уже готовый материал, мне остается только создать увиденный мною образ: уйгурской принцессы или задумчивого поэта, кувшина или вазы, нехитрой домашней посуды», - говорит Ашимджан-ака. В работе «Весна в Кашгаре» дополнительным оформлением к раме художник использует декоративные ворота, при помощи которых можно как закрыть полотно, так и распахнуть его взору зрителей.

         Его полотна сравнивают с работами Марка Шагала, по выбору сюжетных линий - с грузинским художником Пиросмани, изображавшим простые повседневные сюжеты и мотивы, характерные городские и сельские типажи, незамысловатые пейзажи.

         «Последние десять лет моей главной темой стали уйгурский фольклор, сельские мотивы, бабушки, дедушки, словно возвращающиеся ко мне из мира моих детских воспоминаний. Ребенком я любил слушать размеренные разговоры стариков о том, кто и когда посадил это дерево и сколько ему лет, у кого женился сын, какую новость рассказал сосед с другой улицы. Может быть, в этом и заключена мудрость жизни? - делится художник. - Взгляните на эту картину «Старое дерево, старый человек и старый дом» - старец, сидящий на пне, символизирующем древо жизни, историю народа. Или картина «На окраине села», в котором друг за другом расположены домики, стоит лестница у сарая, запряженный в тележку ишак - все это простая и каждодневная жизнь, уклад, который своей простотой успокаивает сердце и лечит душу».

         По мнению Райхан Ергалиевой, доктора искусствоведения, «используемые живописцем приемы наивного фольклорного искусства адекватны художественной идее восточной притчи или сказки, выглядят и как стилизация под народный лубок, и мягкий легкий гротеск, и выбеленный солнцем колорит, и угловатая плавность контурного «детского» рисунка».

         «В картинах Ашимджана Курбанова, - отмечает Райхан Ергалиева, - оживает его страна чудес, где как идеал существует нравственно чистый и красивый мир его героев. Тихая созерцательность настроения, медитативная сосредоточенность создаются замедленной музыкой жестов и поз его персонажей, ритмом их наклоненных голов и внимательно-спокойных взглядов.
         Это погружение в себя. В свою память, в память собственного народа, которая помогает художнику вынести в наш сегодняшний день нетленные истины - право человека на добрые чувства и спокойную радость жизни».

         «С детства я очень любил птиц», - говорит художник. Птицы в моих работах занимают особенное место. Картина «Мальчик с птицами» - о добре, о мальчике, символизирующем мир, на плече которого сидит одна птица, а в раскрытой ладони - другая, и третья тоже в своем полете стремится к нему, все говорит о гармонии. И, напротив, работа «Продавец птиц» - это мое понимание неволи и корысти, птиц, заточенных в клетки, продавец, лишивший их воли, несет на продажу. Это моя интерпретация лишения любой личности свободы выражения, творческий человек никогда не сможет раскрыть своих крыльев, если лишить его воли и заставить петь то, что хочется слышать, а не то, о чем на самом деле поет его душа».

         Работу «Эхо веков», тыквянку высотой 68 см, автор создавал два года. На ней изображены более 20 видных общественных деятелей, просветителей уйгурского народа, среди которых девушка-воин, полководец Ипорхан, символ верности кашгарская девушка Назугум и ... сам художник, изобразивший себя бьющим в барабаны. «Это я бью в барабаны, потому что хочу сказать, чтобы мой народ не спал, чтобы мои дети не спали, а изучали свои корни, знали свою культуру, искусство, историю, чтобы любили и не забывали о своем духовном богатстве», - говорит художник. «Его творчество - это уйгурская песня, которую хочется слушать бесконечно!» - восторженно отзывается о нем Абдукарим Иса, казахстанский художник, его коллега и друг. - Все работы наполнены светом жизни уйгурского народа, пронизаны любовью к нему, радостью и светом».

         «В картине «Влюбленный» я изобразил молодого мужчину возле цветущего дерева, может, ореха или каштана, в окружении белых птиц. Это картина о влюбленном в жизнь человеке, в халате с заплатами, с такими же заплатами, как и в его жизни. Так и я считаю себя влюбленным в жизнь, во все, что с нами происходит. И когда-нибудь я вновь, не в картинах, а наяву вернусь в Кашгар, пройдусь по его улицам, пригублю чашу его чистой воды, вдохну запах горячей лепешки и еще раз пойму, что это и есть центр моей вселенной».


Ботагоз Торгаева
Деловой Казахстан, 23.11.2007


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика