Главная страница
Uighur urpi-adetliri
Путевка в жизнь

         "… и феи всего королевства собрались, чтобы благословить маленькую принцессу на долгую, счастливую жизнь". Если вы думаете, что речь идет о знаменитой сказке братьев Гримм "Спящая красавица", то это не совсем так. Дело в том, что сюжет "спящей красавицы" встречается и в старой уйгурской сказке о принцессе Дилорум. А обычай, заложенный, в эту сказку знает, каждый человек, знакомый с уйгурской культурой. Речь о старинном обряде "кирык-суя", который проводят на сороковой день младенца. Это своеобразные крестины - благословение малыша, его путевка в жизнь.

         В прежние времена, в этот день, в центр комнаты ставили уйгурский национальный столик. Под него блюдо с маленькими лепешками - богусаками. По обе стороны столика садились две женщины, и, доставая лепешки, желали малышу самого лучшего в жизни. После этого, их сменяли другие женщины, а их следующие, и так далее. Позже этот обычай несколько изменился. Так, в наши дни, на сороковой день в доме новорожденного собираются все представители рода, а так же близкие друзья семьи. В первую очередь готовят пышный стол, чтобы в жизни малютки всегда был достаток и много добрых друзей. На столе обязательно присутствует сорок одна маленькая лепешка - "тукачик". С самого момента приготовления пищи начинается ритуал благословения, особенно при замешивании теста. В этот момент старшая из женщин читает молитву во здравие и благополучие ребенка. И повторяет ее вплоть до полной готовности тукачей. Поэтому, эти маленькие лепешки считаются священными. После того, как стол накрыт, на него ставят две чаши, одна из которых наполнена водой. В нее опускают зерна, монеты, украшения и прочие элементы, которые символизируют здоровье, красоту и благополучие, олицетворяя собой будущее ребенка. Отсюда идет знаменитое выражение "жизнь, как полная чаша". Когда все усаживаются за стол, старейшина рода читает молитву за процветание всех присутствующих, и, конечно же, за счастье малыша. После чего каждый черпает по три ложки освященной воды и, высказывая пожелания ребенку, переливает в соседнюю чашу. Считается, что чем больше будет добрых пожеланий, тем более удачно сложится судьба ребенка. Любопытно, что в старину эти пожелания звучали очень высокопарно, и были полны аллегорий.

         Так, пожелания для девочки обычно звучали как: "Пусть твоя жизнь будет красивой и легкой, как лебединый пух. Твоя кожа будет белее хлеба, глаза ярче солнца, а волосы крепкие и густые, как грива племенной кобылицы". Если речь шла о мальчике, то пожелания звучали так: "Пусть твоя храбрость будет стойкой, как скала, а сила крепче клинка. Пусть твоя избранница будет надежной и верной, как земля. А твой дом будет богатым и светлым, как небосвод". В наши времена пожелания звучат более просто, но не менее щедро и искренне. При этом ложка, которой черпают воду, должна быть деревянной, что символизирует выносливость и жизнестойкость древа. Количество переливаний из чаши в чашу соответствует сорока дням ребенка. После проведения ритуала чашу отдают старейшине рода. Это олицетворяет последнюю точку в напутствиях, которая скрепляет их мудростью опытного, повидавшего жизнь человека.

         Кирык-суя включает в себя и первое наведение "марафета" - малышу срезают ногти, и волосы. Причем, все это проделывают разные люди. Родители придают этому очень большое значение. Ведь считается, что в момент срезания волос и ногтей происходит волшебство. Человек, который производит эти манипуляции, передает все свои качества малышу. Например, если виновник торжества - мальчик, а в роду есть силач, и родители желают своему сыну молодцовской удали, то именно этот человек впервые в жизни подрезает мальчику ногти на руках. А если родители хотят, чтобы малыш был работящим и умелым, ноготки срезает человек, который прославился своим трудом. Ноготочки на ножках доверяют, как правило, легкому на подъем, энергичному человеку, с красивой походкой. Чтобы жизнь малыша была легкой, удачливой и интересной. Надо ли говорить, что волосы девочке срезает первая красавица рода, а ноготки на руках - первая мастерица и хозяюшка. А по тому, как часто доверяют человеку эти процедуры, можно судить о всеобщем уважении к этой личности.

         В этот же день многие уйгуры проводят второй старинный обряд "бешёк-той", который дополняет предыдущий, и, по сути, он тоже является благословением. По уйгурским обычаям, молодая мама после рождения малыша должна жить в доме своих родителей сорок дней. И это не языческая прихоть предков, а мудрый подход к здоровью женщины. Ведь после родов организм матери должен восстановиться, поэтому и врачи рекомендуют воздержаться от половой близости супругов в течение сорока дней. Таким образом, в этот день отец младенца приходит в дом родителей жены, чтобы забрать ее и ребенка к себе. При этом он и его родня несут щедрые дары молодой маме, ее родителям и близким. Это своеобразная благодарность за подвиг жены, за то, что она в муках подарила жизнь новому человеку. Примечательно, что в обряде "бешик-той" участвуют только женщины. Все дары ставятся на стол, и сторона мужа выражает устную благодарность жене, ее матери и родственницам. После щедрого застолья, родня со стороны жены берет "бешёк" - люльку, родня со стороны мужа - ребенка, и все присутствующие выходят на улицу. Это символизирует первый путь младенца, освещенный добрыми словами всех родственников. Когда молодые родители и ближайшие родственники остаются одни, малыша купают. А воду из ванночки выливают с крыши. Эта примета гарантирует высокое положение малыша в обществе. Таким образом, чем больше высота, тем лучше.

         Эти старинные обряды действительно полны любви и заботы о новом человеке, который только пришел в жизнь. И то тепло, которым он окружен, благотворно влияет на его будущую психологию. Ошибочно считать, что малыш в силу своего "юного" возраста не понимает всего того, что происходит вокруг. Ученые давным-давно установили, что ребенок обладает особым интуитивным восприятием окружающего пространства. А его душа, как чуткий радар улавливает малейшие колебания эмоциональной среды, в которую он погружен. И чем больше положительных эмоций, выражающих тепло и любовь, тем крепче здоровье малыша. Наши мудрые предки знали об этом без всякой заумной литературы, поэтому и появилось столько прекрасных обычаев для тех, кто только вступает в жизнь. И вторя их опыту, мы желаем вашим прекрасным чадам долгой, здоровой, счастливой и благополучной жизни.


Люция Иржанова,
Журнал "Кенгуру" №23


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика