Восстание 1898 года
(Участники Андижанского мятежа)
Андижанское восстание вспыхнуло в 1898 году и было прямым следствием недовольства колониальной политикой Российской империи во всем среднеазиатском регионе.
Народные массы волновались, ожидая от русских самого худшего. И такая людская неуверенность была лишь на руку феодалам и местным князькам, которые всеми силами усиливали недовольство простых людей политикой пришлых. Мусульманское духовенство и феодалы, которые потеряли власть после гибели Кокандского ханства, настояли на подготовке к восстанию.
И Андижанское восстание действительно вспыхнуло. Во главе угла стоял некто Мадали-ишан, всеми силами разжигая национальный и религиозный фанатизм толпы.
Мадали-ишан свою ставку обосновал в кишлаке под названием Минг-Тюбе, что недалеко от Андижана.
Итак, Мадали-ишан делал упор на религиозный фанатизм, в чем серьезно преуспел. На его сторону встала большая часть простого трудового народа. Затем, когда у него уже была народная поддержка, Мадали-ишан достаточно быстро установил связь с враждебным Русской империи турецким султаном.
Известно, что зачинщики Андижанского восстания планировали начать бойню не только в Андижане, но и в Маргелане и Оше, подняв лозунг священной войны против всех русски-неверных, газевата. Далее в их планах было покорение Намангана и полное восстановление павшего Кокандского ханства. Честолюбивые планы руководителей восстания охватывали всю Среднюю Азию: они мечтали о милых сердцу феодальных порядках.
И вот, 17 мая, 1898 года народ двинулся на город Андижан. Среди восставших были заметны декхане, скотоводы, нищие, поденщики, городская беднота. В общем, с вооружением у них было туговато: вооруженные лишь холодным оружием, толпа в две тысячи человек на рассвете следующего дня напала на гарнизонные бараки двадцатого линейного кадрового Туркестанского батальона, который в то время располагался на самой окраине Андижана. Понятное дело, что солдатские ружья быстро разогнали толпу, которая и организованной-то не была. В общем, очень скоро андижанское восстание было подавлено – жестко и стремительно. Царские власти осудили 383 человек за участие в мятеже против законной на то время власти. 18 из них, включая всю руководящую верхушку, повесили на главной площади. Остальных отправили на последующую каторгу. Восстание потерпело полное поражение.