Ребия Кадир: Каждый уйгур должен внести свою лепту во имя процветания Казахстана
В последнее время имя руководителя "Уйгурского конгресса" Рабии Кадыр все чаще произносится в мировых СМИ. Госпожа Рабия обрела мировую известность после событий в Урумчи. Еще в 90 - ых она провозглашается депутатом Верховного совета КНР. Наряду с этим занимается поднятием престижа СУАР, способствуя сохранению духовного и культурного наследия уйгурской нации. За свои взгляды она неоднократно оказывается за решеткой. Сегодня Рабия возглавляет движение за освобождение Восточного Туркестана. Она - диссидент. Нам удалось взять у нее интервью для нашей газеты. И вот что она сказала:
- Госпожа Рабия, насколько известно ваши юные годы пришлись на время кровавого восстания "Мадениет Тонкерысы". Можете ли вы начать свой рассказ с событий тех лет.
- Невозможно без слез вспомнить все происходившее. Несмотря на то, что наша семья была стойкой, по нам сильно ударила нищета. Мои братья и родители чуть не погибли от голода. Множество моих сверстников и знакомых умерли. Нельзя сказать, что мое детство было "розовым". Как его принято называть. Я с самого рождения прочувствовала всю горесть и всю тяжесть этой жизни. Поэтому мне не удалось окончить школу. Я вышла замуж, будучи 15 - летним подростком.
- Вы мать одиннадцати детей. По сути, огромный труд поднять их на ноги…
- Да, я в первую очередь мать, а не национальный лидер. Несмотря на все трудности, что выпали на мою долю, я не бежала от материнской ответственности. Во имя будущего своей нации я взрастила детей так, чтобы они не ни в чем не отставали от сверстников, я воспитала их в традиционном духе. Хочется, чтобы нынешние молодые девушки понимали насколько свято понятие "мать". Ведь это долг перед твоим народом.
- Вы попали в пятерку самых богатых людей Китая. Согласитесь это большое достижение. Как вам удалось этого добиться?
- С раннего детства мне пришлось заниматься торговлей, работать. Я стала одной из богатых людей в Чундже благодаря своей частной прачечной. Кроме того, я занималась бизнесом. В 90- ых годах, после распада Советского Союза и обретения независимости многими Центральноазиатскими республиками, для них открылись двери в Китай. Происходил товарообмен, я поставляла в Центральную Азию пищевую продукцию и одежду. Взамен приобретала вату, шерсть, железо, перепродавая ее в Китай. Занималась строительством в Восточном Туркестане. Но тот факт, что я являюсь представительницей уйгурской нации не оставил равнодушным моих китайских конкурентов. Они всячески мне препятствовали. И все же я оказалась везунчиком в бизнесе.
- Вы несколько раз избирались депутатом Верховного совета КНР. Как вы использовали свой мандат? Какие проблемы Восточного Туркестана и уйгурского народа вами озвучивались?
- Я дважды избиралась депутатом. Каждый раз сроком на пять лет. Все эти годы я работала на спасение национального наследия уйгуров, казахов, узбеков, киргизов, татар, монголов Восточного Туркестана, предлагая соответствующие законы. Мною были подняты проблемы повышения экономического роста Синьцзяня, наделения правом на получение образования граждан СУАР. Я оказывала поддержку уйгурам, осужденным за участие в национальных восстаниях, ратовала за мораторий на смертную казнь, прилагала все силы для возвращения исконных земель уйгурским земледельцам. Я боролась с наркотрафиком, старалась разработать положения, способствующие демографическому росту уйгуров. Но к сожалению, многие поднятые мной проблемы до сих пор не находят реального решения.
Я не скрываю свой бизнес в Казахстане.
- По слухам, у вас был дом в Алматы. Вы его держали лишь для торговых целей, или же для чего-то иного?
- Да, у меня имелись бизнес - точки в городах Алматы и Талдыкургане. Мне помогали в этом деле известный спортсмен, борец Аманжол Бугыбаев и его жена Сарыбала. Я не скрываю, что у меня есть свой бизнес в Казахстане. Думаю, в какой-то степени, мои инвестиции помогли развитию этой страны. Также не скрываю, что часть своей прибыли я направляла участникам восстания в Восточном Туркестане.
- В политике вы приобрели известность в 1997 году, после восстания в городе Кульже. Именно после этих событий вас взяло под стражу китайское правительство. Какая тут была связь?
- Прямой связи не было. Но я всячески содействовала работе комиссии, проводившей расследование на тему "Почему мирный митинг вылился в кровопролитие?" Существуют видео, фото, аудиозаписи, свидетельствующие о том, как молодых студентов, обучающихся религиоведению, жестоко убивали. Так же я выяснила, что против тех, кто оказывал противодействие китайским солдатам, применялись жесткие меры. На них натравливали собак, их избивали, бросали голыми на снег, расстреливали. В восстании в Кульдже приняло участие около десяти тысяч человек. В результате было расстреляно четыреста семь человек, 61000 уйгур арестованы, 11000 лишены свободы на длительные срока, пропали без вести 8 000 людей. 5 апреля 2003 года китайское правительство было вынуждено опубликовать данные факты в прессе. Стоит отметить, численность гонимых и арестованных гораздо больше численности восставших. Пострадали не только те, кто поднялся на борьбу за свободу своего народа, но и их друзья и родственники. Все те, кто исповедовал ислам.
- Вас выпустили из - под стражи в 2005 году, по причине слабого здоровья. Затем, как диссидента вас выслали в США. Есть ли польза сегодня от вашей борьбы в защиту уйгурского народа за рубежом?
- Я боролась во имя своей нации в КНР. Но китайская власть приложила все усилия, чтобы мировому сообществу было невдомек, что происходит в Восточном Туркестане. Я сделала вывод: в моем положении нет смысла в открытом противостоянии китайским колонизаторам, гораздо эффективней апеллировать к международному праву, заручившись поддержкой общественности. Мир должен узнать о беспрецедентном давлении, которое Китай оказывает на другие этносы, чья численность и без того мала. И это мне пока удается.
- Многие диссиденты, воевавшие с Китаем на протяжении последних 50 лет, так и не добились успеха. Понятно, что европейские страны, и в первую очередь США, оказывают поддержку гонимым. Но не окажется ли так, что назавтра вы попадете целиком и полностью под их влияние?
- Нашедшие друг друга единомышленники, становятся огромной силой. Но мы отнюдь не ставим цель - поддерживать процессы глобализации. Мы обговариваем с европейскими политиками проблемы исламского и тюркского мира, проблемы с демократией в Китае. Вы утверждаете, что за последние 50 лет не было успехов в борьбе уйгурских диссидентов. А я думаю, не стоит делать таких скоропалительных выводов. Уйгуры, борющиеся за свободу своего народа, не сдаются и никогда не сдавались. А значит, необходимо и дальше продолжать эту священную борьбу. Последние события в Китае, как и последовавшие затем жесточайшие репрессии, направленные против уйгурского народа, еще более сплотили представителей нашей интеллигенции за рубежом. Мы не станем никому подчиняться. У нас одна цель. И я уверена, мы добьемся независимости, подобно нашим братьям в Центральной Азии.
- Власти КНР обвиняют вас в причастности к событиям в Урумчи. Что вы можете сказать на это?
- Я не причастна напрямую к событиям Урумчи. Просто давление китайских солдат зашкалило за все мыслимые и немыслимые пределы. Народ не стерпел происходящего, и оказал сопротивление. Но вина в этом китайских военных, обративших первоначальный мирный протест в жесточайшее побоище и кровопролитие. События в Урумчи пробудили уйгурское сознание.
- Какую работу намерен проделать в ближайшем будущем "Уйгурский конгресс"?
- Борьба "Уйгурского конгресса" направлена, в первую очередь, на конструктив. Мы призываем к диалогу китайское правительство. Пока безуспешно, но меня не оставляет надежда, что когда-нибудь такой разговор состоится. Мы не остановимся в своей борьбе, да тех пор пока уйгурский народ не осознает свою трагическую судьбу и истинное положении нации.
Я беспокоюсь о будущем казахов.
- Если говорить о Восточном Туркестане, то нельзя не сказать о казахах. В Кульдже, Шаушеке, Алтайском аймаке, а также в районах Мори, Баркол проживает немало этнических казахов. В 1944 году большой вклад в создание независимого государства Восточного Туркестана внесли такие личности, как Сеит, Акбар, Далелхан Сугирбаев, Оспан - батыр - являющиеся гордостью казахского народа. Если в будущем Восточный Туркестан вновь обретет независимость, то каков будет статус проживающих там казахов?
- Я сама родилась в Алтае. Мой отец был другом казахского генерала Далелхана Сугирбаева. С детских лет мы слышали о подвигах Оспан-батыра. Мы выросли на рассказах и легендах о нем. Как вы сами заметили, в те годы за независимость своей земли в одном строю воевали уйгуры, казахи, татары, кыргызы, узбеки. Мы все - тюрки, дети одного отца. Нас связывают многие тысячелетия совместной истории. С давних пор на землях Турана одни народы выращивали скот, а другие занимались земледелием. У нас не было пересекающихся интересов. Напротив, мы друг друга взаимодополняли. Уйгуры закупали у казахов мясопродукты, молоко, шерсть, а казахи приобретали у них овощную продукцию и зерно. Так продолжалось из века в век. Враги уйгуров, становились одновременно и врагами казахов. И это мы тоже знаем из истории.
Да, вы совершенно правы, в Алтае, Шаушеке, Барколе, Морийском районе проживают казахи. Точно также, как представители уйгурской диаспоры проживают в Казахстане. Но в будущем нет ничего такого, чтобы мешало и дальше жить в тесном союзе двум нашим братским народам. Я боюсь другого. Как бы в будущем китайские колонизаторы, захватившие уйгурскую землю, не попытались проделать тоже самое с землей казахской. Я опасаюсь уже сегодня проводимой ползучей китайской экспансии в Казахстане.
- Хотелось бы поговорить о Казахстане. Казахстан - участник ШОС. Поэтому наша страна не может открыто поддерживать борьбу уйгур за независимость. Кроме того, в Казахстане в последние годы на межэтнической почве совершались преступления, посеявшие рознь и недоверие между двумя нашими народами. Как вы думаете, каково отношение уйгур к казахскому народу?
- Наши братья - казахи находятся в процессе построения независимого государства. Поэтому мы должны с пониманием относиться к происходящему. Но если в этих условиях казах будет воевать против уйгура, а уйгур против казаха, то это и для уйгуров и для казахов будет равносильно самоубийственной борьбе с самими собой. Именно мы, уйгуры, сегодня как никто другой просто обязаны бороться за процветание Казахстана. Мы обязаны бороться за сохранение его духовного, исторического и культурного наследия. Казахстанские уйгуры находятся в дружеских отношениях с братьями - казахами.
Повторюсь, я считаю - каждый уйгур, проживающий в Казахстане, просто обязан внести свою посильную лепту и свой вклад во имя процветания Казахстана. Здесь другой позиции быть не может. У нас одна история, религия, кровь. Отстоят казахи свою государственность, построят новую процветающую страну, и у нас, у уйгуров появиться реальная надежда на построение независимого Восточного Туркестана. Давайте не забывать, мы потомки одного предка. Мы знаем, в Казахстане имеются уйгурские школы, театры, уйгурская газета "Авази", культурные центры. Мы выражаем огромную благодарность казахам за это.
- Ваша идея, что тюркские государства обязаны поддержать своих собратьев в Восточном Туркестане в их священной борьбе за независимость - отдает отдаленно пантюркизмом. Что, по вашему мнению, необходимо для превращения тюркских народов в супер этнос?
- Не стоит мои идеи воспринимать, как пантюркистские. На Западе, к примеру, различные этносы, с разной религией, культурой и языком общения, строят одно большое демократическое общество, где права человека ценятся превыше всего. В таком случае, спрашивается, почему же не в силах сплотиться нации, чьи культура, язык и религия совпадают, имеют одно происхождение? Думаю, родственные народы просто обязаны протягивать руку помощи друг другу.
|