Из истории переселения уйгуров Ферганской долины
Валиханова Гульнара Камилжановна
старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Андижанского сельскохозяйственного института, Узбекистан
(Строительство Большого Ферганского канала. 1939.)
Климат межэтнических отношений и межнационального согласия в многонациональном государстве во многом зависит от взаимопонимания этносов, проживающих в нем, и уважения их духовного мира и наследия, всегда являвших могучим оружием и источником сплочения, вдохновления народа на большие свершения во имя будущих поколений. На нашей планете обитает около 4 тыс. народов – больших и малых, как древних, так и возникших сравнительно недавно. И каждый народ имеет свои культурные особенности, каждый внес свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Как показали исследования, множество населений сосредоточивались в малых оазисах, причем земледелия, основанные на искусственном орошении, сочетались с кочевым скотоводством. Интенсивно протекали при этом процессы этнокультурного синтеза, многие народы создали высокую и своеобразную духовную и материальную культуру. Одним из них является уйгурский народ.
В числе многих народов Центральной Азии уйгуры сформировались в результате длительного этногенеза в Восточном Туркестане. О том, что они коренные жители этого края, свидетельствуют археологические и антропологические данные. Определение «уйгур» можно встретить в исторических источниках ещё III века до нашей эры. Историческая традиция этимологию слова «уйгур» связывает с именем Александра Македонского, который столкнувшись с этим воинственным народом назвал его «Худ хур»-«Могущий отстоять себя», в последующем оно превратилось в «уйгур». Эта легенда приводится в книге Махмуд Кашгари (XI век) «Диван тюрских языков». Древне китайские письменные источники свидетельствуют о том, что «уйгуры жили за три века до нашей эры.
Начиная с VI века они признаны официально. На протяжении длительного исторического периода уйгуры представляли собой различные общественно-политические территориальные объединения. В 713-741 годах их объединил хакан Кутлуг буйла Билка. В этот период народ состоял из девяти племен-ёглакор, утуркор, турламур, бусокор, овачиг, косор, кугурсув, букдор оёвуз. В течение 741-780 годов уйгурские ханы значительно расширили границы своего государства. К моменту завершения процесса этнического формирования, у уйгуров были прекращены племенных связи и обрели силу территориальные отношения. В результате население стало называться по месту проживания и появились такие новые термины, как: «кашгарцы», «яркентцы», «кульджин», «хотанцы», а также «доланцы», приравниваемые к этнониму «уйгуры» [1].
В VIII-IX веках особое развитие получили уйгурский язык и письменность. В древних источниках содержаться также сведение по этнографии и хозяйственной деятельности уйгуров. Например, историк Гардизий пишет о развитии сельского хозяйства в местах проживания уйгуров. Имеется немало сведений о народно-прикладном искусстве и культуре этого народа. Все политические и этнические процессы средневековой Центральной Азии касались и уйгуров. Под влиянием различных факторов со второй половины XVIII века начинается процесс расселения уйгуров на других территориях. Можно полагать, что до 1860 г. в Кокандском ханстве проживала значительная группа кашгарцев(200-250тыс.), 7-8 раз превышающая современную численность уйгурского населения Ферганской долины. На протяжении многих столетий народы Восточного Туркестана вели героическую борьбу за национальную свободу. Только за последнее столетия произошло около 400 вооруженных выступлений. Кроме эмигрантов, бежавших после восстаний, часть уйгурского населения Ферганы составили крестьяне, ушедшие с родины в поисках свободной земли.
Общеизвестно, что большая часть уйгуров расселялась по разным территориям Центральной Азии. В частности, во второй половине XIX и до середины XX в. по разным политическим и экономическим причинам множество представителей этнической группы уйгуров переселилась в северо- восточные районы Ферганской долины [2].
Прежде всего следует сказать, что причины переселения уйгуров в Ферганскую долину заключалась в проживании этих народов в единой этнокультурной среде [3], крепости кровно-родственных связей, территориальной сопредельности, близости в религиозном и культурном плане, прочности торгово-экономических связей [4], наличии действующих с древних времён торговых и караванных путей, а также в заинтересованности местных правителей в переселении уйгуров в долину. Процесс миграции не прекращался в течение 150 лет и несомненно оказывал влияние на политическое и экономическое положение этих двух историко-культурных областей.
История свидетельствует, что население Ферганской долины и Восточного Туркестана издавна связывали экономические, политические и культурные взаимоотношения. В истории таких связей Андижан имел важное значение. Российский консул в Кашгаре Н.Петровский в своих отчётах отмечал, что определённая группа населения Кашгара и Ферганской долины имеет право кочевать по данным их территориям. В целом, торговый люд из Ферганской долины, обосновавшийся в Восточном Туркестане, назывался «андижанцами» и их положение было весьма престижным [5]. По свидительству Ч.Ч.Валиханова, уже в середине XIX века в Кокандском ханстве проживало около 300 тысяч уйгуров. Уйгуры составляли весомую часть населения Андижанской, Наманганской, Ферганской областей, входящих в состав Узбекской республики. По признанию исследователей, на территории Ферганской долины имеется около сорока кишлаков, население которых составляют уйгуры, переселившиеся из Восточного Туркестана [6].
В Андижанской области уйгуры селились достаточно плотно, но весьма своеобразно. Около 60% уйгуров-переселенцев обосновались в районах Андижанской области. Переселенные по приказу кокандских ханов и беженцы, освоив новые земли в окрестностях Андижана, обосновались здесь навсегда. Переселенцы обращались прежде всего, в «уйгурскую ячейку» и к местной администрации. Наряду с распределением жилья, уйгурам-мигрантам выдавались документы (васиқа) на владение освоенных ими земель [7]. Из пяти селений Андижанской и Ошской областей, было основано повстанцами, бежавшими из Кашгарии. Остальные кишлаки, по рассказам стариков-уйгуров, было основаны группами кашгарского населения, пришедшего в поисках свободных земель. Так возникли селения одной из крупнейших групп уйгуров в областях Ферганской долины, ушедших, продав свои земли, из Кашгара примерно в 1840 г. Прибыв на место, переселенцы поселились кварталами, состоявших из бывших соседей и односельчан. Так образовалось несколько селений, многие из них названы по именам кашгарских поселков, откуда они вышли переселенцы как, например, Токкиз-ак, Ортыш, Шаурак и другие.
В окрестностях Андижана и Фергане возник целый ряд кварталов (махалля) уйгуров, в названиях которых нашли отражение названия их прежних мест проживания. Так с этнодемографическими процессами непосредственно связаны названия кварталов: Эскилик, Хотанарык, Туккызарык, Ахунтупи, Чингузар, Кашгар, Кызмаси, Хаканд, Долан, Куштепа, Ахшак, Пайнов, Кавул, Туку, Пушман, Азах, Шаврук, Дунгкишлак, Дунгмахалла, Тахтакуприк, Артыш, Туккызок, Джангал, Чангот, Гузо, Пайдо, Олаканот, Курганолди, Эшакчи, Товокчи, Ават, Кырмачи, Эвой, Коракий, Годира, Кепакчи, Султонтепа, Сунток, Огушлык, Терактаги, Тувадак, Кызылаяк, Акяр, Ярбаши, Аълам, Полесанг, Рузиахун, Тунгон, Чангаллик. Встречающиеся в Андижанской области этнотопонимы «уйгур» и «кашгар» как правило означают, что в этих местах проживают уйгуры. В целом, употребление данных этнотопонимов в качестве этноиндикаторов (позднелат. Indicator-указатель) общепринятое явление.
В результате переселения уйгуров в Ферганской долине резко возросла численность населения. Уйгуры участвовали в строительстве таких гидросооружений, как ферганский канал, арык Чинабад и Истанарик, в освоении новых земель, в целом оказывя заметное влияние на общественно-экономическую жизнь области. Близость населения Андижана и Восточного Туркестана в этническом, языковом, традиционном и религиозном отношениях стала основой дальнейшего ускорения процессов ассимиляции и консолидации между ними. Также усилился процесс взаимообмена достижениями в общественно-культурной жизни местного населения и уйгуров. С годами переселившиеся в Ферганскую долину уйгуры стали ассимилироваться с местным населением, перенимая их язык, культуру, заключая смешанные браки. Но, несмотря на всё это, уйгурам удалось сохранить свой язык, культуру, традиции и искусство. Большую популярность обрели определенные достижения материальной культуры, в частности, таких её аспектов, как зодчество, ювелирное искусство, кулинария, образцы которых в народе назывались «кашгарскими». Сближение народов данного региона нашло отражение в обычаях, обрядах и искусстве, являющихся неотьемлемой частью духовной культуры. Насыщенный суфийскими идеями обряд «сокит», посвящённый Офокходже, стал широко распространённым после переселения кашгарцев, особенно в Андижане. Таким образом, переселение уйгуров в Ферганскую долину привело к изменению названий некоторых местностей появлению новых терминов, обогащению топонимики долины в целом.
Литература:
1. Певцов В.М. Путеществия в Кашгарию и Кун-Лунь. – М.: 1949., -113. Народы мира (историко-этнографический справочник) – М.: 1988. –С.471.
2. Инагамов Ш.Ш. Этнический состав населения и этнографическая карта Ферганской долины в границах Узбекской ССР. Дисс. на соиск.кан.ист.наук. - Т.: 1955.-С.84-85.
3. Литвинский Б.А. Исторические судьбы Восточного Туркестана и Средней Азии. (Проблемы этнокультурной общности).// Восточный Туркестан и Средняя Азия. - М.: 1984.- С.4-29.
4. Петровский Н. Отчет Императорского Консульства в Кашгаръ.- СПб.: 1885.С.79.
5. Петровский Н.Отчеть Императорского Консульства в Кашгаръ. - СПб.: 1885. -С.46.
6. Захарова И.В. Материальная культура уйгуров Советского Союза // Среднеазиатский этнографический сборник. - М-Л.: 1959. ч. II. т47. - С.215.
7. Гос. архив Андижанской обл. Ф-59. оп-1, д-85. с.70.
Журнал научных публикаций, 09.06.2014