Традиции и современность
Под таким названием в галерее современного искусства DUNIYA-ART состоялся фестиваль творческой уйгурской молодежи.
В этом проекте принимают участие молодые авторы, которым небезынтересны традиции своего народа. Как оказалось, нет конфликта “отцов и детей”, а есть свой особый взгляд на историческое наследие. По признанию художника Хашимджана Курбанова, который выразил общее мнение старшего поколения, у них были опасения, что некому будет продолжить заложенные ими художественные традиции. Тридцать лет назад они создали уйгурское объединение художников Казахстана и Средней Азии, которое позволяло им успешно реализовывать свои творческие планы и намерения. И в какой-то момент наступило затишье. Создавалось впечатление, что некому продолжать развитие уйгурской художественной школы. И этот фестиваль показал, что молодые авторы, представившие широкой публике произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, архитектуры, фотографии, видеопроекты, стремятся создавать, вырабатывать свой собственный авторский почерк, расширяют границы творческих поисков. Они самобытны и оригинальны, владеют ситуацией, сложившейся в современном искусстве. И вместе с тем их объединяет общая этническая память. Буквально во всех произведениях в той или иной мере ощущается аромат ушедших эпох, эта неотрывная связь с прошлым своего народа. Она угадывается в каких-то трогательных деталях уйгурского быта, в особой, изящной восточной пластике форм, в нюансах сюжетных композиций...
Примечательно, что молодые художники предпочитают выражать свой замысел через серии картин. К примеру, Гулинур Юсупова представила графический триптих, в котором листы “Воспоминание”, “Вдохновение”, “Возвращение” трогательно раскрывают лирические размышления автора. А серия “Музыкальное ассорти” из четырех картин другой художницы написаны совершенно в иной манере, где превалируют декоративные мотивы. Выпускница Академии искусств имени Т.Жургенева Муниса Гулиева, представившая свой анимационный видеопроект “Пара сапог”, удивительно органична в своих живописных эскизах к кинофильмам. Она умеет лаконично отображать характерные элементы в трактовке своих персонажей. Тонкой стилизацией форм отличается коллекция костюмов “Мын ой” Камиллы Курбановой.
Невозможно перечислить всех авторов, по-своему дерзких и окрыленных, с готовностью откликающихся на зов своего времени, не игнорируя при этом идеологический и художественный фундамент своих отцов.
Мария Жумагулова Новое поколение, 05.02.2009
|