Особенности национального образования
Говорят, что детство начинается со школы. Так с чего же начинается сама школа? С первого учителя, с картинок в твоем букваре, с первых оценок и первого шага во взрослую жизнь. Так или иначе, но самые лучшие воспоминания каждого из нас связаны именно с этой порой…
В первый класс — как в первый раз.
Прозвенел звонок на первый урок. Вдохнув поглубже воздуха, чтобы скрыть волнение, учительница открыла дверь в классную комнату. За партами галдели новоявленные ученики нулевого класса, впервые вступившие за порог школы, — будущие первоклашки.
— Тише, ребята, тише, — принялась унимать малышей Мамликат Тажидиновна Алимова. — Я ваш учитель. Можете просто называть меня «муаллим» ( т.е. «учитель». — Прим. авт.). Я научу вас писать буквы и читать. Вместе с вами мы освоим азы точной науки — математики…
На глазах учительницы выступили слезы радости и волнения, как когда-то в начале 60-х годов, когда будучи еще молодым специалистом, она стала обучать первый в ее жизни класс. С тех пор минуло много лет. Теперь среди учеников сидели дети бывших ее выпускников. И так из поколения в поколение. И каждый раз, встречая несмышленных малышей, у старого учителя наворачивались слезы на глазах. «Это — добрый знак», — с грустью отметила про себя муаллим.
И снова перед глазами старого учителя предстали картины прошлого.
1960 год. В небольшом пригородном селе Дружба впервые на базе 10-летней русской школы № 86 Каскеленского района, что в Алматинской области, открылись уйгурские классы. Учеников в то время было немного. Однако работы было невпроворот. Для сельчан открытие уйгурских классов стало в то время новостью номер один. Еще бы, ведь в Дружбе, в основном, проживали представители уйгурской национальности. А посему многие с радостью отдали своих ребятишек учиться в эти классы. Постепенно, из года в год, количество учеников и учителей стало заметно увеличиваться. С 1964 года эти классы преобразовались в 8-летнюю уйгурскую школу. Началась новая эпоха становления и развития национального образования. Тогда мало кто верил, что на заре нового века обычная типовая 8-летняя школа имени Абдуллы Розибакиева приобретет статус многопрофильной гимназии. Но об этом чуть погодя, а пока немного преамбулы.
Учитель, пред именем твоим…
На первой линейке 1974 учебного года перед взором любопытных учеников предстал новый директор школы — Инипахун Абдужалилович Баратов. Несмотря на молодость, за плечами «новенького» имелся большой опыт преподавания и организаторской деятельности. Некогда Инипахуну Баратову приходилось буквально с нуля поднимать на ноги типовые школы. Средняя школа имени Розибакиева, куда по назначению отдела кадров Министерства образования был назначен Инипахун Баратов на руководящую должность, была по счету третьей. Несмотря на нехватку кадров, Баратову удалось-таки за несколько лет поднять престиж национального образования. Средняя школа имени Розибакиева стала одной из самых образцовых в районе. Со временем среди учеников школы стали обучаться не только жители коренной национальности. Колличество детей увеличилось до 500. Секрет стремительного успеха школы был прост.
— Все зависело от умения создавать особую атмосферу в школьном коллективе, — делился воспоминаниями в 1989 году областному корреспонденту радио «Зори Семиречья» Инипахун Баратов. — Ведь школа — это практически вторая семья. Недаром учителей считают вторыми мамами или папами…
По ходатайству Инипахуна Баратова и общественности была построена новая типовая школа, где к началу нового 1989 учебного года колличество учеников стало заметно больше. С тех пор минуло почти десятилетие. К сожалению, многих первопроходцев-преподавателей не стало. Но их имена навсегда остались в памяти людской и в истории школы. На место ушедших пришли молодые кадры, некогда воспитанники старой гвардии преподавателей. Жизнь школы продолжалась…
На пороге нового века…
И снова новый 2001-2002 учебный год. На уютном школьном дворе вновь прозвенел звонок. На первой линейке не было, пожалуй, ни одного человека, которого бы не взволновало торжественное мероприятие. По решению акима г. Алматы Виктора Храпунова на базе экпериментальной школы имени Розибакиева была открыта многопрофильная гимназия. Отчасти, произошло это благодаря не только усилиям творческого педагогического коллектива, но и молодого директора — Шавкета Умарова.
Ведь добиться статуса гимназии в финансово-трудное время было нелегко, приходилось целыми днями ездить и доказывать, что школа не хуже остальных учебных заведений может выпустить в свет будущих специалистов. Да и материально-техническая база к тому времени была практически обеспечена.
— А в чем, собственно, принципиальное различие между обыкновенной школой и многопрофильной гимназией? — спрашиваю я у директора Шавкета Ниязовича.
— Функции и задачи школ и гимназий состоят в получении среднего образования, хотя, при получении статуса гимназии появилась возможность работать в режиме эксперимента. У нас появились дополнительные штатные единицы — психологов, логопеда, замдиректора по науке и различных специалистов по профилям, а также дополнительные часы для развития личности учащихся. Преподавательским составом был пересмотрен учебный план в предстоящей экпериментальной работе по апробированию учебных программ по уйгурскому, английскому и казахскому языкам, истории, географии, по основе экономики и правоведения. В гимназии открылись профильные классы — лингвистические, экономические и правовые. Дополнительно появились часы по внеклассной работе, то есть по гимназическим компонентам, которые способствуют широкому восприятию изучаемых дополнительных предметов.
— Не слишком ли большая нагрузка для детей?
— Абсолютно нет. Гимназия создана с единственной целью — способствовать разностороннему личностному развитию учащихся, их познавательных интересов и таланту. Как показал экперимент, школьники с удовольствием посещают дополнительные курсы и вполне хорошо усваивают по новой методике учебный материал. Ведь наша работа ведется совместно со специалистами ведущих вузов страны: университетом «Туран», Алматинским институтом языка и перевода, АГУ им. Абая, КазГУМЯ и многими другими престижными заведениями. В гимназии работают 5 кафедр, руководителями которых являются кандидаты наук, которые в свою очередь ежемесячно проводят различные открытые тематические уроки, олимпиады, внеклассные встречи, нетрадиционные уроки и прочие мероприятия. По итогам четверти преподаватели проводят тесты, согласно которым составляются специальные диаграммы и мониторинг знаний учащихся. Особая роль отводится малышам-первоклассникам и начальному образованию в целом. Преподаватели начального образования у нас работают по методике Амонашвили. Кстати, по этому поводу у нас создана и лаборатория Амонашвили, руководителем которой стала молодой учитель начальных классов К. Разиева. Смею отметить, что применяемый нами метод Амонашвили — не единственный, мы используем последние достижения в области образования с учетом, конечно, национального образования. Педагоги гимназии успешно используют технологию обучения учащихся по методам Ж. Караева и других.
— Вопрос прозвучит довольно-таки банальный, но важный. Изменилась ли с условиями труда заработная плата преподавателей?
— Конечно! Но по нынешним меркам инфляции — это все равно мало… — с грустью отметил директор.
Теперь голова молодого директора престижного учебного заведения болит о другом — как еще более улучшить материально-техническую базу гимназии. Останавливаться на достигнутом Шавкет Умаров не собирается. Признание национальной школы как самой лучшей и передовой среди уйгурских школ на республиканском уровне — это лишь первый шаг к победе национального образования. А наградой за смелость может служить лишь фортуна, которая, как известно, всегда благосклонна к неутомимым новаторам. Так, в конце прошлого года Шавкет Умаров общепризнанно был удостоен первой номинации «Мастер-класс» национальной уйгурской премии «Илхам» — «Вдохновение».
— Вообще-то, мое вдохновение — это школа! — скромно отметил Умаров…
Дилярам Аркин - Аз и Я -
|