Главная страница
Biz siler bilen
    Мы с вами!

         Нынешний год — особенный для театральной общественности страны. Свои 70-летние юбилеи отпраздновали государственные академические театры: оперы и балета им. Абая, русской драмы им. Лермонтова. Начинает семидесятый сезон и единственный в мире профессиональный уйгурский театр. Наш разговор с директором Республиканского уйгурского театра музыкальной комедии, народным артистом РК Муратом Ахмадиевым начался с рассказа о недавней гастрольной поездке коллектива в Узбекистан.

         — Мурат Абдраимович, театр не впервые знакомит узбекских зрителей (и не только их) со своими работами. Но, честно говоря, в последние годы о вашем театре слышно было мало.
         — Да, раньше мы часто выступали со спектаклями и концертами в республиках Средней Азии. А потом наступило «безмолвное» десятилетие: не было денег, возникли пограничные и таможенные проблемы. И только нынешним летом наконец-то все стало меняться к лучшему. Пять незабываемых дней (гастроли стали возможны при энергичной поддержке Министерства культуры РК) провели мы в Ташкенте. К нашему приезду ни на один спектакль, ни на один концерт билетов уже не было. В первый вечер на сцене Узбекского национального академического театра мы показали классику — музыкальную драму Асимова и Садирова «Анархан». Нас приветствовал директор Национального театра народный артист Узбекистана Якуб Ахметов. Сцену заполнили цветы; по окончании спектакля зрители долго не отпускали артистов.
         Не менее сердечно принимали в Узбекской консерватории фольклорный ансамбль «Нава». Понравилась ташкентским зрителям и развлекательная программа «Табассум», столь же смешная и остро сатирическая, как хорошо известная казахстанцам «Тамаша». На встрече с театральными деятелями Ташкента известные узбекские театроведы высоко оценили профессиональное мастерство нашего коллектива, драматургию, актерские и режиссерские работы, а также подчеркнули, что пора полномасштабно восстанавливать прежние культурные связи. Кроме того, заключено предварительное соглашение об обменных гастролях наших театров и обучении казахстанских юношей и девушек в Ташкентской государственной консерватории (кафедра национальных инструментов) и Высшей школе национального танца и хореографии.
         — Как вам удалось в такой короткий срок осуществить эффективные перемены?
         — Действительно, семь лет наша сцена пустовала. А в каком состоянии было театральное здание, и вспоминать не хочется. Зато когда наконец-то появились средства, с какой самоотверженностью, с каким желанием, чтобы в нашем храме искусства все сверкало красотой, чтобы здесь царил уют, трудились все — от вахтера до главного режиссера. И, к счастью, свершилось: пусть еще не все закончено, но два года мы успешно работаем, зал всегда полон, а наши достижения замечены и в республике, и за ее пределами, в частности в Венгрии, Египте, Латвии, Турции…
         — На Республиканском театральном фестивале 2003 года, посвященном 200-летию Махамбета, театр весьма успешно выступил со своей очередной работой — спектаклем о великом казахском поэте. Актриса Амина Усенова и главный художник театра Паизрахман Ибрагимов стали лауреатами фестиваля. По сути дела, это новая славная страница в истории уйгурского театра. Кстати, как известно, это не первое обращение театра к казахской драматургии.
         — Именно так. Через три года после открытия театр первым поставил трагедию Мусрепова «Козы Корпеш и Баян-сулу». А к юбилею Махамбета мы попросили замечательного драматурга Акима Тарази написать для театра пьесу о человеке-легенде, поэте и воине. Мы не стали переводить это необычное по композиции и стилю, новаторское, многогранно-философское произведение на уйгурский язык. Актеры играли на казахском. Об исполнителе главной роли Пархате Даутове профессор Ахметжан Кадыров написал: «Актер сумел прожить на сцене целую жизнь, и прожить ее психологически верно, эмоционально выразительно и реалистически точно. Он блестяще исполнил песни Махамбета». Столь же высоко отозвался уважаемый театровед обо всем спектакле: «Режиссер-постановщик С. Асылханов сумел не только найти ключ к главному герою, но и создал великолепный ансамбль актеров, открыв новые имена…»
         — Эта великолепная постановка, с которой познакомились после республиканского фестиваля и столичные зрители, — последняя строка репертуарной афиши завершившегося и первая — нынешнего сезона. Понятно, что классическое произведение уйгурской драматургии «Анархан» также не сойдет со сцены. Но что еще в работе и в планах?
         — Нашей первоочередной задачей после возвращения коллектива на родную сцену было восстановить ранее шедшие вещи. Спектаклем «Анархан» семьдесят лет назад открывался наш театр. Нынешняя версия — обновленная. На очереди также остававшийся все эти годы в репертуаре спектакль «Герип и Санам». Вновь пойдут «Аманисахан» Х. Гулама и «Проклятье матери» Р. Батуллы. По-прежнему интересен детскому зрителю «Золотой башмачок» М. Кибирова. Готовим постановку к 60-летию Победы. Инсценируем традиционные уйгурские мукамы: первая премьера — мукам «Мушаврак» — состоится вскоре. Наш главный режиссер, сын одного из основателей уйгурского театра Ахмета Шамиева, кавалер ордена «Курмет» Ялкунжан Шамиев сейчас репетирует трагедию Шекспира «Король Лир». И как не поддержать давнюю добрую традицию, как не дать возможность новому поколению наших артистов вернуть на сцену театра «Козы Корпеш и Баян-сулу» Габита Мусрепова!
         — Программа весьма обширна, планы многообещающие. Справитесь ли?
         — Так ведь во всех этих плановых делах задействована не только драматическая труппа. Прибавьте фольклорный ансамбль «Нава», эстрадную группу «Яшлык», молодежный ансамбль «Сада», танцевальный коллектив «Рухсара». Это все — наш Республиканский уйгурский театр музыкальной комедии. Не стоит забывать, что в театре работают выпускники консерватории им. Курмангазы, Академии искусств им. Т. Жургенова (три года назад пятнадцать выпускников академии стали нашими артистами), хореографического, музыкального, театрально-художественного училищ Алматы, Самарканда, Одессы, Ташкентского театрально-художественного института. Они неоднократно стажировались в Москве и Санкт-Петербурге.
         — Насколько мне известно, и востребованность артистов театра за пределами стационарной сцены достаточно велика. Кстати, вы, Мурат Абдраимович, проводите время не только в директорском кабинете, но и не забываете своей, прямо говоря, основной специальности.
         — Артисты театра постоянно в гастрольных поездках, причем, как правило, это не только «отчетные мероприятия», но еще привлечение талантливой творческой молодежи. Театр уже дважды проводил республиканские фестивали уйгурских народных талантов. С каждым годом мы все активнее участвуем в международных фестивалях: экспериментальных постановок в Египте, «Медивайв» 2002 и 2003 годов в Венгрии, народного творчества в Швейцарии и Англии… Мне самому довелось принимать участие в Днях уйгурской культуры в США (май-июнь нынешнего года). В зале, где состоялся наш концерт, присутствовали делегации уйгурских культурных обществ из Австралии, Бельгии, Германии, Голландии, Канады, Турции и других государств. Волновались мы необычайно. Несколько песен в концерте исполнил и я. Когда звучала музыка к песням «Райхан» и «Тойлар мубарак», зрители подхватывали знакомые мелодии и танцевали. В который раз мы наглядно убедились в могучей, объединяющей сердца людей силе искусства. А дома по просьбе наших зрителей я вышел на сцену театра в сольном концерте. И вместе со мной выступали мои дочь и сын: солистка группы «Яшлык», Дильназ, обладательница Гран-при венгерского фестиваля визуальных искусств, представлявшая Казахстан в Юрмале на фестивале «Новая волна-2002», и Дильшат, режиссер концертных программ. Наше семейное представление называлось «Мы с вами!» — ведь это всегда и во всем главный девиз нашего театра.


Константин Кешин
Казахстанская правда, 01.09.2004


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика