Главная страница
Инструменты Уйгуров

          Это информация взята из книжки 1963 года выпуска. Поэтому мы немного добавили изменения-уточнения, которые не повлияли на правдивость данных. Но если мы допустили ошибку, то ждем Ваших комментарий. Адрес нашей почты, всё тот же: uighur@yandex.ru. Приятного чтения!

         * * *

         У каждого народа — неисчислимое множество проникновенных музыкальных произведений, отличающихся богатством содержания, разнообразием жанров и художественных образов. Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал самобытные музыкальные инструменты. Песенное и инструментальное творчество, как и музыкальные инструменты, веками совершенствовали народные певцы и музыканты.

         По мере роста музыкальной культуры народа постепенно обогащался и инструментарий: одни инструменты, благодаря особенностям их конструкции, веками сохранялись и частично дошли до нас в первобытном виде, другие — развивались, совершенствовались, третьи, оказавшись не в состоянии отвечать возросшим требованиям, — отмирали и заменялись новыми. Музыка в процессе развития требовала соответствующих средств выражения, а новые, более совершенные инструменты в свою очередь оказывали воздействие на музыку, способствовали ее дальнейшему росту. Особенно стремительно этот процесс происходит в наши дни.

         Совершенствование народных музыкальных инструментов в основном ведется в ансамблях и оркестрах, и возглавляют эту работу, как правило, их художественные руководители — дирижеры. Это дает возможность практически проверять жизненность создаваемых конструкций и служит хорошим стимулом для творческих поисков.


         * * *

         Уйгуры — народ тюркского происхождения — живут в Узбекистане, Киргизии, Туркмении и наиболее компактной массой в Казахстане. По языку, культуре и музыке уйгуры весьма родственны узбекам. Однотипен с узбекским и их музыкальный инструментарий.



         Танбур — трехструнный инструмент с небольшим грушевидным корпусом, длинной шейкой и короткой головкой. Корпус и шейка изготовляются обычно из одного куска тутового дерева, общая длина инструмента около 1100 мм. Корпус почти всегда долбленый, тыльная сторона его сильно выпуклая, лицевая закрыта тонкой деревянной декой с очень маленькими резонаторными отверстиями. Шейка круглая, лицевая сторона ее слегка уплощена. На шейке навязано 14 жильных ладов. Звукоряд танбура — диатонический.

         Уйгурский танбур имеет 3 медные струны. Одним концом они крепятся к деревянному выступу на корпусе, а другим — к колкам. Чтобы струны плотнее лежали на верхнем порожке, их притягивают к головке «хомутиком» из жильной струны. Благодаря высокой подставке они проходят также высоко над ладами, поэтому при различной степени нажатия на струну пальцем высота звука изменяется в пределах примерно до полутона. Танбур настраивают следующим образом: первую и третью струны — в унисон, вторую — квартой ниже. Первая струна — мелодическая, вторая и третья — бурдонные, включающиеся в игру только в нужные моменты. Игра производится специальным плектром в виде металлического кольца с крючком, которое надевается на указательный палец правой руки. Каждая струна защипывается в отдельности, бряцание по всем струнам и прием тремоло не употребляются.

         Во время игры инструмент держат перед собой в наклонном положении, слегка приподняв шейку вверх. Правой рукой защипывают струны, а указательным, средним и безымянным пальцами левой руки прижимают первую (мелодическую) струну к ладам. Некоторые музыканты пользуются только двумя пальцами — указательным н средним. Звук танбура довольно сильный, звонкий. Тонкие струны при большой их длине (мензуре) сообщают звучанию совершенно особенный, вибрирующий характер.

         Танбур распространен меньше, чем дутар. В отличие от дутара, танбур скорее профессиональный, нежели народный инструмент. На нем играют соло и в ансамбле с другими инструментами. При исполнении мукамов танбур занимает ведущее положение.



         Дутар — двухструнный инструмент с большим грушевидным корпусом и длинной шейкой. Общая длина инструмента — 1150—1200 мм. Корпус его склеен из отдельных гнутых клепок, верхняя дека — тонкая, плоская, иногда имеет маленькие резонаторные отверстия.

         Шейка с тыльной стороны округлая, более узкая вверху и расширяющаяся книзу. На ней 13 навязных ладов. В верхний конец шейки (головку) вставлены два деревянных колка — вертикальный и горизонтальный. Все части инструмента изготовляются из тутового дерева и нередко инкрустируются костью. Струны — шелковые, одним концом крепятся к выступу в нижней части корпуса, другим к колкам. На деке под струнами находится маленькая деревянная подставка. Струны строятся чаще всего в кварту, а иногда в унисон и в квинту. Звукоряд в нижнем регистре — хроматический, в верхнем диатонический. Диапазон инструмента равен полутора октавам.

         Инструмент держат в наклонном положении, приподняв шейку вверх. Звуки извлекают ударами (бряцанием) по струнам пальцами правой руки; первую струну прижимают к шейке указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, вторую — большим, иногда безымянным. Слишком длинная шейка дутара затрудняет исполнение на нем технически сложных произведений, особенно в нижнем регистре. Зато большое разнообразие наблюдается в штриховой технике правой руки: бряцание всеми пальцами в обе стороны, скользящие удары сверху вниз или снизу вверх, удары по струнам одним пальцем, чередование отдельных ударов с бряцанием. Звук дутара негромкий и сопровождается шорохами, создающимися от скольжения по деке ногтей правой руки.

         Дутар — один из самых распространенных и любимых народных инструментов уйгуров. Он используется и как сольный, и как аккомпанирующий, и как ансамблевый инструмент.



         В 1936 году алма-атинская музыкальная мастерская создала уйгурский дутар с удлиненной шейкой без ладов.

         Конструкторы стремились расширить диапазон инструмента и сделать его пригодным для исполнения произведений как в темперированном, так и в нетемперированном строе.



         Равап кашгарский — инструмент с небольшим, округлой формы долбленым корпусом, затянутым сверху кожаной мембраной, очень длинной шейкой и отогнутой назад головкой. Весь инструмент изготовляется из тутового дерева и имеет длину около 700 мм (без головки). Характерной особенностью кашгарского равапа является наличие у основания шейки роговидных отростков. На шейке навязывается значительное количество ладов (до 23), звукоряд их — хроматический. У кашгарского равапа 3 струны, из них первая и третья — парные, вторая — одинарная. Первая и вторая струны — шелковые, мелодические, третья — латунная, резонирующая. Мелодические струны строятся в кварту, резонирующая — квинтой ниже второй струны (октавой ниже первой). Инструмент держат почти горизонтально и извлекают звук деревянным плектром.

         На кашгарском равапе исполняют пьесы, песни и танцевальную музыку как соло, так и в ансамбле с другими инструментами.



         Равап доланский сходен по внешнему виду с кашгарским, но отличается от него отсутствием ладов на шейке и наличием большого числа резонирующих струн. Роговидные отростки у доланского равапа значительно меньших размеров, а иногда отсутствуют. Корпус нередко удлинен, но шейка его короче, чем у кашгарского. Длина инструмента не превышает 800—850 мм. Доланский равап имеет 3 жильные струны, из них вторая — парная. Первая и вторая струны — мелодические, третья — бурдонная. Строятся они в кварту. Кроме игровых струн, имеется 10 тонких, металлических, резонирующих. Играют на доланском равапе деревянным плектром.



         Гиджак — трехструнный инструмент с шаровидным корпусом и круглой короткой шейкой, более толстой вверху и постепенно суживающейся книзу. Внутрь корпуса пропущен металлический стержень, который вбивается в нижний конец шейки и таким образом скрепляет ее с корпусом. Противоположный конец его выступает на 150—200 мм наружу и служит ножкой для упора инструмента в пол или в колено исполнителя. Открытая сторона корпуса затягивается кожаной мембраной. Верхний конец шейки переходит непосредственно в головку с фигурной резьбой.

         Струны крепятся внизу к металлическим крючкам, находящимся на стержне, вверху — к деревянным колкам. На мембране, близ шейки, под струнами установлена дугообразная подставка. Правая ножка ее (где опирается первая струна) находится около стенки корпуса, а левая отклоняется к центру мембраны. Такое (косое) расположение подставки способствует получению более сильных и полных звуков как в высоком, так и в низком регистрах. Все деревянные части инструмента выделываются чаще всего из тутового дерева. Размеры корпуса и шейки варьируют в очень широких пределах; средняя общая длина гиджака (с ножкой) колеблется от 700 до 900 мм и более.

         Старые гиджаки имели долбленый корпус и 3 шелковые струны, настраиваемые по квартам. Позднее корпус стали изготовлять из отдельных клепок и шелковые струны заменять жильными и металлическими.

         Гиджачный смычок представляет собой короткое, слегка выгнутое или прямое древко со свободно прикрепленной к нему прядью конских волос. Во время исполнения гиджак ставят перед собой в вертикальном положении, древко смычка берут правой рукой снизу, зажимают его большим и указательным пальцами, остальными же, просунутыми между древком и прядью волос, регулируют стонет, натяжения волоса. Смычок водят в одной плоскости, а инструмент поворачивают к смычку соответствующей струной (причем, прямо противоположный употребляемому при игре на скрипичных инструментах, когда инструмент остается всегда в одном положении, а смычок переводится на ту или иную струну). В последнее время гиджачный смычок заменяют скрипичным фабричного производства, однако способ держания его — с вывернутой ладонью и приемы игры сохраняются.

         Звук гиджака, особенно с жильными и металлическими струнами, довольно близок к скрипичному, но более глухой и с характерными призвуками кожаной мембраны. Игра производится, как правило, в первых двух-трех позициях; извлечению более высоких звуков препятствуют слишком узкие размеры нижней части шейки и тесное расположение в этом мосте струн.

         Гиджак пользуется в Уйгурии повсеместным распространением, на нем исполняют песни, танцы, инструментальные произведения (в том числе разделы мукамов), сопровождают пение, вводят его в различные ансамбли народных инструментов.
         В 1936 году алма-атинской музыкальной мастерской был построен уйгурский гиджак с 5 струнами, настраивающимися по квартам, с добавлением 2 струн расширился диапазон инструмента.



         Дап (дойра) — бубен с узкой круглой деревянной обечайкой, на одной стороне которой натянута мембрана, а внутри укреплены металлические бряцающие кольца. Обечайка гнутая, диаметром около 400 мм. Мембрана изготовляется из кожи или желудка животного, а иногда из кожи рыбы.

         Перед игрой мембрану дойры подогревают на солнце или над огнем. Хорошо натянутая кожа дает чистый, звонкий и сильный звук. Дап держат между большими и указательными пальцами и ударяют четырьмя пальцами обеих рук в центре мембраны, ближе к периферии и около самой обечайки. В первом случае звук получается более низкий и глухой, в последнем — высокий и звонкий. Кроме того, ударяют всеми пальцами вместе, раздельно, щелчком мизинца, соскальзывающего с безымянного пальца, и т. д. В нужные моменты инструмент встряхивают, получая шелестящее звучание ударяющихся друг о друга и об обечайку металлических колец. При игре на дапе соло, для достижения большей звучности, иногда на пальцы надевают металлические наконечники в виде наперстка.

         Дап — один из самых распространенных инструментов Уйгуров, часто в ее сопровождении исполняют танцы, пение, без нее не обходится ни один инструментальный ансамбль или оркестр, а также игра на других инструментах (дутар, танбур и т. д.). В уйгурской музыке чрезвычайна важна роль ритмики. Существует огромное количество точно установленных ритмических формул, так называемых усулей, все необычайно богатое разнообразие которых может передать только дап, поэтому исполнительское искусство дапчи отличается подлинной виртуозностью.



         Даулпаз — мембранный инструмент, род литавры, с медным, шлемовидным корпусом, диаметром 300 мм и высотой около 160 мм. Открытая широкая сторона корпуса затянута кожей, по которой ударяют рукой или плетью.

         В 1936 году алма-атинская музыкальная мастерская сконструировала уйгурский даулпаз, близкий по устройству к даулпазу, применяемому в Казахском оркестре народных инструментов имени Курмангазы.


Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Москва, 1963



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика